Как вы знаете, в сфере найма иностранных работников малейший промах может обойтись работодателю - фирме или ИП - минимум в четверть миллиона рублей. И мы лишний раз хотим показать, что с такими суммами штрафов в работе с иностранцами важна каждая мелочь.
Речь пойдет об ответственности за предоставление нелегальному мигранту жилого помещения или транспорта, а также за оказание ему иных услуг. "Стоит" это нарушение 1:
- для фирм (предпринимателей) - от 250 000 до 300 000 руб.;
- для их руководителей - от 25 000 до 35 000 руб.;
- для обычных граждан - от 2000 до 4000 руб.
Сразу скажем, что в основном споры идут из-за предоставления жилья, поэтому и мы будем говорить именно об этом.
Обычно полицейские 3 выявляют нарушение при выездной проверке (как правило, внеплановой) объекта, принадлежащего организации или ИП. Например, приходят в выходной день на стройку и обнаруживают, что там в бытовых вагончиках мирно отдыхают иностранные граждане, которые:
- или нелегально находятся в РФ, то есть истек срок их законного пребывания в нашей стране 4;
- или не состоят на миграционном учете по месту фактического проживания или нахождения 5.
Предупреждаем руководителя
Российский работодатель, как принимающая сторона, обязан поставить на миграционный учет абсолютно всех нанимаемых работников-мигрантов 7, включая тех, кому для работы в России не нужны разрешения или патент (например, граждан из стран ЕАЭС или беженцев 8).
При этом бесполезно приводить следующие доводы:
- помещение, в котором найдены нелегалы, не является жилым. Действительно, по Жилищному кодексу к жилым помещениям относятся дом, квартира либо комната в коммуналке 9. Однако для подавляющего большинства судов это вовсе не аргумент. Значение имеет лишь то, что предоставленные мигрантам помещения (например, те же бытовки, пристройка к цеху или комната в недостроенном торговом комплексе) были приспособлены для проживания: там находились кровати, столы, постельные принадлежности, личные вещи, электроплитки, чайники и т.д. Кроме того, некоторые суды рассматривают это как оказание иностранцам услуг по предоставлению нежилого помещения для проживания, что тоже подпадает под состав нарушения 10;
- "обвиняемая" компания является не собственником, а арендатором помещений, в которых проживали нелегалы 11. При этом есть дела, где за нарушение, допущенное арендаторами, пришлось по полной программе отвечать компаниям - собственникам недвижимости. Правда, арендаторами в тех случаях были физлица, чье местонахождение на момент проверки было неизвестно 12;
- место для проживания (например, бытовку) нелегалу предоставил штатный сотрудник организации без ведома ее руководства 13.
* * *
Хотим упомянуть вот о каком моменте. Довольно часто организации и предприниматели, оспаривая в суде штрафы от ФМС, ссылаются на то, что миграционная проверка в отношении них была проведена с грубым нарушением Закона о защите юрлиц и ИП при госконтроле 16. В частности, никто их не уведомил хотя бы за сутки о выездной внеплановой проверке, как того требует Закон 17. Однако такой довод в этом случае бесполезен 18.
Дело в том, что особенности миграционных проверок могут устанавливаться другими законами 19, в частности Законом о правовом положении иностранцев. В нем закреплены основания для проведения внеплановых выездных проверок органами ФМС. Среди них есть такое универсальное основание, как "выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований" 20. При проведении проверки по этому основанию предварительное уведомление работодателя не допускается 21.
Проще говоря, шел сотрудник ФМС мимо какого-нибудь завода и увидел на его территории людей характерной внешности. Все, мониторинг проведен. Можно без предупреждения нагрянуть с внеплановой проверкой.
-------------------------------
- ч. 3 ст. 18.9, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
- Постановления 8 ААС от 02.04.2014 N 08АП-1234/2014; 16 ААС от 06.11.2013 N А63-4970/2013
- ч. 1 ст. 23.67, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ
- пп. 1, 2 ст. 5 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ); Постановление АС ВСО от 07.05.2015 N Ф02-1645/2015
- Постановление ВС от 30.04.2009 N 12-АД09-2
- примечание к ст. 18.9 КоАП РФ
- п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 20, п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ
- подп. 11 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; ст. 97 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014); Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (подписан в г. Минске 10.10.2014)
- ч. 1 ст. 16 ЖК РФ
- см., например, Постановления 8 ААС от 28.07.2014 N 08АП-4118/2014; ФАС МО от 23.05.2014 N Ф05-4409/14; ФАС СЗО от 10.07.2014 N А52-3538/2013; ФАС ЗСО от 04.04.2012 N А45-8133/2011
- см., например, Постановления 9 ААС от 20.02.2014 N 09АП-44771/2013; ФАС СКО от 23.05.2013 N А63-11880/2012, от 14.02.2011 N А53-14358/2010; ФАС ЦО от 06.12.2012 N А23-4625/2011
- см., например, Постановления 16 ААС от 27.11.2013 N А63-4967/2013; АС СЗО от 09.09.2014 N А56-69865/2013
- Постановление ФАС ЗСО от 22.07.2014 N А46-14974/2013
- Постановление 18 ААС от 27.12.2013 N 18АП-12919/2013
- п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ
- Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ)
- ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ
- Постановления ВС от 27.04.2015 N 303-АД15-3337; АС ЗСО от 07.08.2014 N А45-17941/2013; ФАС ПО от 07.05.2014 N А55-23863/2012; 2 ААС от 28.04.2015 N 02АП-1981/2015
- ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ
- подп. 3 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ
- п. 1 ст. 32 Закона N 115-ФЗ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N13, 2015