Клерк.Ру

Как компании защитить свою деловую репутацию

Хорошая деловая репутация является одним из важнейших активов компании, позволяющих ей эффективно функционировать и развиваться в условиях делового оборота. 

Когда понадобится защита

Возможность защиты деловой репутации юридических лиц прямо предусмотрена ст.152 Гражданского кодекса РФ о защите чести, достоинства, деловой репутации в отношении граждан. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Несомненно, защита юридическим лицом деловой репутации имеет свои особенности. Характерные признаки нарушения и необходимые условия для обращения фирмы в суд за защитой нарушенных прав были обозначены в обзоре судебной практики Верховного суда РФ от 16.03.2016 г., обзоре судебной практики ВС РФ от 16.02.2017 г.

📌 Реклама

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что противоправный  характер  действий   лица  должен выражаться в распространении вовне (сообщении хотя бы  одному  лицу),  в частности, посредством публикации, публичного выступления, распространения в средствах массовой информации, сети Интернет, с помощью иных средств телекоммуникационной связи,  определенных  сведений  об  истце,   носящих порочащий и не соответствующий действительности характер.

Подведомственность спора

Прежде, чем обратиться с требованием о прекращении распространения, опровержении порочащих сведений, возмещении убытков, необходимо определиться с подведомственностью спора, а также установить надлежащих ответчиков.

Спор рассматривается арбитражным судом, если распространяемые сведения затрагивают интересы истца в сфере предпринимательской деятельности.

Если же спор связан с защитой деловой репутации некоммерческой организации или, например, вытекает из трудовых отношений, то подведомственность арбитражным судам исключается, и иск следует подавать в суд общей юрисдикции. Кроме того, если распространяемые сведения порочат сотрудников фирмы, то суд может решить, что пострадала и деловая репутация данной компании (по таким спорам юридические и физические лица выступают в качестве соистцов).

Ответчиками в спорах о защите деловой репутации выступают как авторы порочащих сведений, так и лица их распространяющие. Так, если оспариваемые сведения распространяются СМИ, то ответчиками выступают автор и редакция, а в случае указания – и лицо, сообщившее порочащие сведения. При распространении сведений в интервью иск предъявляется как к редакции СМИ, так и к участнику интервью.

📌 Реклама

Как обосновать

Что касается правого обоснования, то для того, чтобы защитить деловую репутацию, юридическому лицу необходимо доказать, что распространяемые сведения:

  • не соответствуют действительности;
  • носят порочащий характер.
Кроме того,  в первом обзоре судебной практики за 2017 год Верховный суд РФ обратил внимание на то, что компания может обратиться в суд за защитой деловой репутации, если сведения о ней сформулированы в качестве утверждения, а не оценочных суждений и мнений, которые не являются предметом судебной защиты.

В частности, высший судебный орган указал, что утверждения о фактах могут быть проверены на предмет соответствия их действительности, в то время как оценочные суждения, убеждения, являющиеся выражением субъективного мнения, такой проверке не подлежат. Исключение составляют оценочные суждения, мнения, убеждения, содержащие информацию оскорбительного характера. 

📌 Реклама

Также компания может требовать компенсацию за распространение порочащих сведений, для чего необходимо доказать два факта:

  • репутация компании сформировалась до нарушения;
  • в результате публикации спорных сведений возникли неблагоприятные последствия для компании.
При защите деловой репутации с помощью иска о возмещении вреда необходимо учитывать, что под вредом, причиненным деловой репутации, следует понимать   всякое ее умаление, которое проявляется, в частности, в наличии  у   юридического лица убытков, обусловленных распространением порочащих сведений  и   иных неблагоприятных последствиях в виде утраты юридическим  лицом  в   глазах общественности и делового сообщества положительного мнения о его деловых качествах,  утраты  конкурентоспособности,  невозможности    планирования деятельности и т.д.

Таким образом, доказанность лишь факта распространения порочащих сведений без свидетельств несения юридическим лицом убытков в результате причинения вреда уже сформировавшейся деловой репутации фирмы является основанием для удаления и опровержения спорных сведений, но не для взыскания с виновного лица убытков.

В силу того, что защита деловой репутации юридических лиц – сравнительно новое направление судебных споров, положения ст.152 ГК РФ детализированы недостаточно, а судебная практика еще не достигла единообразия, учет указанных особенностей и рекомендаций поспособствует справедливому разрешению спора без затягивания и усложнения процесса.

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама