Менеджмент

Организация управленческого учета в «1С»

Выбор информационной системы для автоматизации управленческого учета компании зависит от ее потребностей. Крупные предприятия, которым необходима полная и подробная информация, внедряют дорогие ERP-системы, небольшие же компании для этих целей часто используют Excel. Вместе с тем очень многие компании ведут управленческий учет с помощью бухгалтерских систем. Мы решили подробнее рассказать об этом способе организации управленческого учета, опросив пользователей самой распространенной в России учетной программы «1С: Бухгалтерия», а также специалистов компаний, занимающихся ее внедрением.
24,7 тыс. 8,6 тыс.

Выбор информационной системы для автоматизации управленческого учета компании зависит от ее потребностей. Крупные предприятия, которым необходима полная и подробная информация, внедряют дорогие ERP-системы, небольшие же компании для этих целей часто используют Excel. Вместе с тем очень многие компании ведут управленческий учет с помощью бухгалтерских систем. Мы решили подробнее рассказать об этом способе организации управленческого учета, опросив пользователей самой распространенной в России учетной программы «1С: Бухгалтерия», а также специалистов компаний, занимающихся ее внедрением.

Журнал "Финансовый директор" № 3 (март) 2004

Сбор информации

Можно выделить три основных варианта сбора и обработки информации в программе «1С», характерные для работы в любых учетных системах.

Первый вариант. Данные управленческого и бухгалтерского учета собираются и вносятся в соответствующие базы отдельно. Никаких проблем с сопоставлением информационных баз не возникает, поскольку в этом нет необходимости. Однако этот вариант очень трудоемок.

Второй вариант. Данные управленческого учета получают путем преобразования данных бухгалтерского учета. Но полностью автоматизированный перенос данных вряд ли возможен, поскольку бухгалтерскую информацию необходимо дополнять. Например, отгрузка собранного компанией компьютера может отражаться в бухучете как отгрузка комплектующих, а сборка их в цельную модель — как отдельная услуга. В то же время в управленческом учете отгрузка компьютера может отражаться как ряд операций (перемещение комплектующих на сборку, сборка, отгрузка единицы продукции). Поэтому такие операции проще отражать в бухгалтерском и управленческом учете раздельно.

Участники исследования:

Татьяна Борисовец, руководитель по внедрению «1С» ЗАО «Каландр» (пос. Мамонтовка, Московская обл.). В компании установлены программы «1С: Предприятие», «1С: Торговля и Склад», «1С: Производство и Услуги», «1С: Финансовое планирование»;

Вадим Лебедевич, руководитель отдела консалтинга «МАСАН Бизнес-консалтинг» (Москва). В компании установлены программы «1С: Бухгалтерия», собственные разработки на основе «1С»;

Сергей Порфирьев, начальник отдела внедрения консалтинговой компании «1С: Автоматизация» (Москва);

Евгений Фадеев, директор консалтинговой компании «Дельта IT» (Ижевск);

Станислав Шарипов, генеральный директор консалтинововй компании «АВРО-БУС» (Москва);

Марина Шелудько, финансовый директор компании «Идеальная чашка» (Санкт-Петербург). В компании установлены программы «1С: Предприятие. Комплексная конфигурация», «1С: Финансовое планирование».

Третий вариант. Данные бухгалтерского учета получают из данных управленческого учета. При этом операции, связанные с основной деятельностью (закупки, продажи, производство), чаще всего выгружаются из управленческой базы в бухгалтерскую. Ведется также параллельный раздельный учет операций, которые в бухгалтерском и управленческом учете различаются по содержанию. Этот способ самый технологичный. Однако поскольку данные управленческого учета заносятся в базу, как правило, непосредственными исполнителями или экономистами, а потом автоматически переносятся в бухгалтерскую базу, то бухгалтерия может потерять контроль над учетным процессом. Чтобы этого не произошло, обычно автоматизируются наиболее типичные операции, а учет остальных ведет бухгалтерия.

Наше исследование показало, что пользователи учетных модулей «1С» чаще всего применяют первый вариант. Это, в частности, связано с тем, что бухгалтеры средних и мелких компаний, как правило, не хотят брать на себя дополнительную нагрузку и ответственность по ведению управленческого учета и в то же время выступают против вмешательства в их сферу деятельности других сотрудников. В таких компаниях управленческим учетом занимается непосредственно финансовый директор (иногда руководитель предприятия) или же независимый от бухгалтерии отдел, например планово-экономический. Кроме того, управленческий учет и бюджетирование часто не поставлены как управленческие технологии и за принятие решений отвечают один-два человека, которые и являются потребителями финансовой информации, а сама информация четко делится на «черную» и «белую». В таких компаниях не возникает потребности в комплексных системах автоматизации, поэтому для ведения управленческого учета используется параллельная база в программе «1С: Бухгалтерия».

С ростом бизнеса и повышением квалификации управленческих кадров компании отказываются от упрощенного подхода, предпочитая полностью автоматизировать трансформацию данных, то есть переходят ко второму или третьему вариантам. Обычно при этом повышается и прозрачность бизнеса.

При втором и третьем вариантах рабочий план счетов, на основании которого ведется управленческий учет, строится аналогично плану счетов бухгалтерского учета с использованием дополнительных аналитических признаков или субсчетов для учета операций в управленческом учете1. В такой ситуации вводить основную массу данных можно однократно, а затем путем выборки по аналитическому признаку или субсчетам создавать требуемые управленческие и бухгалтерские отчеты.

    Личный опыт

    Вадим Лебедевич

    Наша методика управленческого учета местами существенно отличается от методики бухгалтерского. Если вести управленческий учет непосредственно в тиражной версии «1С: Бухгалтерия» параллельно с бухгалтерским и налоговым учетом, то программу придется слишком часто перенастраивать после обновлений, связанных с изменением законодательства. Поэтому для нас более эффективным стало ведение управленческого учета в специализированной системе, разработанной на базе «1С: Предприятие».

    Евгений Фадеев

    Для того чтобы добиться однократного ввода данных, необходимо установить правила, по которым сведения из бухгалтерского учета могут быть перенесены в управленческий. Затем эти правила просто нужно описать в программе.

    Данные приходится обрабатывать повторно, если такие правила не разработаны, либо сотрудники, которые обрабатывают информацию для одного из учетных разрезов, например бухгалтерии, не могут определить, как эта информация должна трактоваться для целей управленческого учета. В этом случае переносом бухгалтерских данных в базу управленческого учета занимается экономический отдел.

    Татьяна Борисовец

    У нас весь учет ведется по месту возникновения операции, то есть проводку в систему вводят сотрудники отделов продаж, склада и производственных цехов, при этом вносятся все необходимые аналитические признаки. Позже бухгалтерия сверяет данные системы с первичными документами.

Чтобы учетная система стала комплексным инструментом сбора и анализа управленческой информации о деятельности компании, необходима ее доработка: сопоставление справочников управленческого и бухгалтерского учета, разработка аналитик, настройка и т. д. Для этого потребуются дополнительные финансовые (от нескольких сотен до десятков тысяч долларов) и временны'е (до одного года) затраты.

Рассмотрим различия между тремя способами получения управленческой информации на примере.

    Пример учета хозяйственной операции в «1С: Бухгалтерия»

    Описание операции

    Постановка на учет основного средства (компьютера) и регистрация выписки о состоянии счета.

    Первый вариант

    Постановка на учет. Компьютер учитывается в базе бухгалтерского учета, заполняется карточка основного средства, где указываются срок эксплуатации, дата постановки на учет, стоимость покупки и т. д. Затем поля карточки, которые будут одинаковыми для обоих типов учета (инвентарный номер, название, материально ответственное лицо, место эксплуатации, тип основного средства), копируются в параллельную базу. Остальные поля, необходимые для ведения управленческого учета (срок амортизации, стоимость основного средства, статья затрат и т. д.), заполняются вручную.

    При бухгалтерском учете основного средства в соответствующих документах отражается стандартный набор операций: ввод в эксплуатацию, передача основного средства, перемещение, поступление, списание. На основе этих документов в «1С: Бухгалтерия» автоматически формируются бухгалтерские проводки. В управленческом учете могут отражаться иные операции, поэтому проводки делаются вручную.

    Выписка о состоянии счета. Выписка регистрируется в бухгалтерском учете по стандартным правилам и копируется (автоматически или вручную) в базу управленческого учета.

    Второй вариант

    Постановка на учет. Принципиально не отличается от первого варианта.

    Выписка о состоянии счета. Информация о состоянии счетов поступает в бухгалтерию, как правило, оперативно. В управленческую базу данные можно просто импортировать. При излишней детализации бухгалтерской информации детализированная проводка «сворачивается». Например, для бухгалтерии важно разделение на «оплату» (счет 62.1) и «авансы» (счет 62.2). В управленческом учете подобное разделение в отдельных случаях неважно, поэтому такие проводки можно автоматически объединить.

    Третий вариант

    Постановка на учет. При переносе данных из управленческого учета в бухгалтерский придется заполнять поля карточки основного средства, необходимые для бухгалтерии. Кроме того, поскольку учет основных средств в управленческом учете ведется в форме двойной записи, в бухгалтерскую базу информацию о них также придется импортировать в виде проводок. Учитывать основные средства в бухгалтерской базе также придется с помощью проводок, а это трудоемко. Поэтому при большом количестве основных средств имеет смысл доработать программу так, чтобы можно было автоматически трансформировать проводки управленческого учета в документы бухгалтерского.

    Выписка о состоянии счета. Допустим, клиент заплатил аванс за отгруженный товар и бухгалтер внес в управленческую базу проводку: Дебет 51 Кредит 62. Для целей управленческого учета неважно, имеет место аванс или оплата. Для целей же бухгалтерского учета, напротив, необходимо четкое разделение на аванс и оплату. Поэтому автоматически трансформировать проводку из управленческого учета в бухгалтерский не получится. Чтобы решить эту проблему, необходимо предусмотреть возможность проставления типа платежа в электронном документе в управленческом учете.

    Пример подготовил Вадим Лебедевич

Дополнение данных учетной системы

Помимо различной трактовки операций в бухгалтерском и управленческом учете существуют еще проблемы совмещения этих типов учета2. В тиражных версиях учетных программ, в том числе и в «1С: Бухгалтерия», очень трудно организовать учет нефинансовых показателей (например, количество посадочных мест на квадратный метр площади, процент брака на одного сотрудника). Поэтому при ведении управленческого учета возникает необходимость дополнения и корректировки данных учетных систем.

Несмотря на то что в соответствующих модулях «1С: Предприятие» (например, «Финансовое планирование») есть возможность учета нефинансовых показателей, все участники исследования подчеркнули, что для этой цели обычно используется программа Excel. Так, в компании «Идеальная чашка» при расчете себестоимости продукции ее составляющие, которые отличаются от отражаемых в бухгалтерском учете, вручную переносятся из файлов Excel в модуль «Финансовое планирование». По словам Марины Шелудько, удобнее было бы вести учет в едином контуре. В настоящее время сотрудникам компании приходится с помощью настроек производить выгрузку части данных из «1С: Предприятие. Комплексная конфигурация» в «1С: Финансовое планирование», а часть данных вводить вручную.

Еще одна проблема при автоматизации управленческого учета с помощью «1С: Бухгалтерия» — учет расчетов между центрами ответственности в рамках одного юридического лица. В бухгалтерском учете такие операции, как правило, не отражаются вовсе, а в управленческом их отражать необходимо. Эта проблема решается с помощью дополнительных настроек.

    Личный опыт

    Станислав Шарипов

    У наших клиентов потребность в автоматизации расчетов между внутренними подразделениями возникает не часто. Однако если нужен учет внутренних расчетов, то его можно настроить аналогично схеме учета взаиморасчетов между организацией и внешними контрагентами. Для этого обычно выполняются следующие действия:

    • вводится счет, на котором учитываются операции, способные влиять на расчеты между подразделениями (или регистр для компоненты «Оперативный учет»);
    • создаются новые документы, которые отражают различные операции, влияющие на взаимные расчеты между подразделениями;
    • разрабатываются специальные отчеты, позволяющие получить информацию о расчетах между подразделениями.

Бюджетирование и сопоставление плановых и фактических данных

Бюджеты у компаний-пользователей «1С: Предприятие» составляются либо в Excel, либо в соответствующих приложениях («1С: Финансовое планирование»). Если в качестве системы бюджетирования используется программа, совместимая с «1С», возможна автоматическая загрузка фактических учетных данных, поэтому отслеживать выполнение плана можно регулярно (даже ежедневно).

Ведение оперативного анализа отклонений фактических показателей от плановых возможно при условии, что бо'льшая часть данных вносится в систему на основании операций, информацию о которых вводят исполнители на местах, а не исходя из первичных документов, поступивших в бухгалтерию. При этом на момент ввода операции информация о ней может быть не подтверждена документально. Например, в компании «Каландр», где реализован такой подход, итог предыдущего дня по состоянию движения денежных средств компании попадает в модуль «1С: Финансовое планирование» ежедневно до 11 утра.

    Личный опыт

    Марина Шелудько

    В нашей компании планирование производится в модуле «1С: Финансовое планирование». Плановые показатели заносят руководители и сотрудники соответствующих подразделений. Фактические данные по исполнению плана движения денежных средств (из платежных поручений, служебных записок и т. д.) сначала попадают в модуль «Финансовое планирование», а затем передаются на обработку в бухгалтерию. Это позволяет ежедневно отслеживать состояние дел. В бухгалтерию же поступают только подтвержденные документы, которые и попадают в модуль «1С: Предприятие. Комплексная конфигурация». Контроль за денежными средствами ведется ежедневно, полную же отчетность мы составляем помесячно. Часть данных для полной отчетности сначала обрабатывается в блоке «Комплексная конфигурация», а затем поступает в блок «Финансовое планирование» (производство, потери и т. д.).

Анализ информации

Анализ собранных данных происходит с помощью либо инструментов одного из специализированных модулей «1С: Предприятие» («Финансовое планирование»), либо Excel. При этом все участники исследования используют как стандартные отчеты (отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и отчет о движении денежных средств), так и дополнительные отчетные формы.

    Личный опыт

    Татьяна Борисовец

    Для того чтобы данные управленческого учета были доступны всем руководителям среднего звена, нам пришлось добавить отчетные формы, отражающие деятельность разных подразделений. Так, технический отдел получил возможность анализировать расход сырья. Были добавлены отчеты «Отгрузка готовой продукции по видам» (для отдела маркетинга), «Оборот товаров по складам» (отдел продаж), «Учет движения материальных ресурсов», «Затраты на производство по видам продукции» и т. д. Сейчас мы отрабатываем ведение позаказного учета по определенным видам производства. Кроме того, мы настроили систему, чтобы можно было организовать оперативное (ежедневное) списание сырья. В результате весь анализ управленческой информации проводится в «1С: Предприятие».

    Марина Шелудько

    Использование модуля «Финансовое планирование» позволяет просматривать стандартные отчеты в различных разрезах (подразделения, статьи, показатели) и при необходимости детализировать эти отчеты, чтобы выявить причины отклонений от плана. Таким образом, мы узнаем, какие показатели влияют на значение той или иной статьи бюджета. Помимо трех основных мы используем и другие отчеты, но они формируются в основном в Excel, так как модуль «Финансовое планирование» является статичным инструментом.

Возможности гибкого анализа данных прошлых периодов в «1С: Бухгалтерия» ограничены: нельзя автоматически сформировать отчет, содержащий данные конкретной статьи затрат за несколько периодов; количество аналитических признаков в стандартной системе равно 4, а при дополнительной настройке их число можно увеличить только до 10 (для сравнения — в специализированных системах бюджетирования 12 аналитических признаков считаются небольшим количеством).

Технические аспекты

Определенные проблемы при использовании учетных систем, в частности «1С: Бухгалтерия», связаны с тем, что пользователи стремятся использовать более дешевую (а следовательно, маломощную) версию программы и недорогое оборудование. Поэтому возникают трудности при обработке больших массивов данных. Однако этих проблем можно избежать.

По словам Татьяны Борисовец, на их предприятии (численностью около 700 человек) даже при формировании помесячного отчета о движении денежных средств выгрузка данных в отчет длится всего несколько минут. Станислав Шарипов считает, что точно оценить количество проводок, способное перегрузить систему, сложно: «Допустим, компания численностью от 300 до 900 человек покупает пакет модулей «1С» и оборудование для текущих нужд и при этом продолжает динамично развиваться. Если количество операций в месяц, отражаемых в системе, достигнет 5000—7000 и более, то компании придется потратиться на более мощную версию программы и более производительное оборудование через 1—2 года работы в таком режиме».

Еще один способ, который используют для «разгрузки» системы, — копирование информации о прошлых учетных периодах на резервные носители (компакт-диски, дополнительные серверы и т. п.). Это поможет снизить количество анализируемых данных, к которым при необходимости можно будет обращаться как к архиву.

Что касается ограничения доступа к данным системы, то опрошенные нами пользователи применяют стандартные средства: запрет просмотра по группам данных и редактирования закрытых периодов и т. д. Можно также использовать дополнительные уровни защиты, например электронные ключи, шифрование базы данных и т. п. В большинстве случаев затраты на них минимальны.

Итоги исследования

Исследование показало, что организация управленческого учета на основе программы «1С: Бухгалтерия» подходит компаниям, у которых требования к управлению и анализу данных о своей деятельности невысоки. К ним относятся небольшие и средние предприятия или же отделения крупных корпораций, управленческие функции в которых осуществляются главным образом из «центра». Эта система в большей степени отвечает интересам бухгалтеров, а не руководителей, в том числе финансовых директоров. Поэтому для получения информации о деятельности компании необходимы дополнительные модули «1С: Предприятие» и может потребоваться их доработка с учетом требований менеджеров.

Хотя ведение управленческого учета в «1С» — наиболее простой и экономный способ организации управленческого учета как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения трудозатрат, все равно он потребует от предприятия дополнительных ресурсов.

    Татьяна Борисовец

    После автоматизации управленческого учета количество функций у рядовых сотрудников увеличилось. Если раньше работник склада только принимал или отпускал товар, то сейчас он принимает деньги, проверяет карточку клиента и историю платежей. Отдел продаж начал продавать услуги и выписывать акты об их оказании. Удалось упорядочить документооборот на предприятии. Мы целенаправленно сделали «1С» единой для всех подразделений учетной системой.

При достаточно динамичном развитии компании и росте профессионализма управленческого персонала наступает момент, когда для ведения управленческого учета на смену учетной системе должна прийти система более высокого уровня. Так, Марина Шелудько утверждает, что текущую версию «1С» ее компания решила использовать в течение максимум двух лет даже с учетом всех доработок. В то же время, если компания в ближайшие годы не планирует активно расти (увеличивать количество подразделений, открывать филиалы и т. д.), имеет смысл рассматривать «1С» как недорогой и адекватный инструмент для учета и управления и развивать эту систему «вглубь». Учетная система подойдет и компаниям, которые только начинают внедрять управленческие технологии: она поможет научиться структурировать элементы управления для правильной организации работы.

Следует отметить, что все приведенные выводы не относятся к системе «1С: Предприятие 8.0», которая, по замыслу разработчиков, должна значительно расширить возможности управления компанией. Как только появится практический опыт использования этой системы, мы обязательно расскажем о нем на страницах нашего журнала.

Материал подготовлен экспертом журнала Анной Нетесовой

Начать дискуссию

О госзакупках простым языком

Сегодня, как и было обещано, хочу поделиться с вами обновлениями в системе государственных закупок.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

МВД хочет приостанавливать денежные переводы в рамках уголовного преследования

Силовые структуры смогут приостанавливать такие переводы на 10 дней

Банки обяжут за 24 часа предоставлять в МВД данные о переводе цифровых денег

Ведомство разработало проект соответствующего федерального закона

Лучшие спикеры, новый каждый день

Киргизский Finca Bank приостановит зачисление переводов из «Сбера» и «Тинькофф»

Ограничения начнут действовать в мае

187

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

В Telegram можно заработать на продаже стикеров

Создатели стикеров и эмодзи в Telegram смогут получить в криптовалюте 95% выручки от продажи своего творчества.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Самозанятые

👵 Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы. Но не обязаны, уточняет наш эксперт

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Экономика России

Официально: сколько в России ресторанов, кафе и баров

Росстат привел статистику за 2023 год по местам общепита.

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Банкротство

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бухгалтеры

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Больничные

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
224
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

182

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Охрана труда

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik
Бухгалтеры

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Интересные материалы

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

87