«1С:Бухгалтерия»: переходим на «восьмерку»

В августе 2003 года вышла восьмая версия «1С: Предприятия» и первая типовая конфигурация на «восьмерке» – «Управление торговлей». В августе 2004 года вышла комплексная конфигурация «Управление производственным предприятием». 30 ноября 2004 года появились конфигурация «Бухгалтерия предприятия» и новая редакция конфигурации «Зарплата и управление персоналом». Таким образом, большинство предприятий уже могут переходить на новую версию. Однако стоит ли – ведь вполне можно, как и раньше, пользоваться предыдущей?

 Постовалов Сергей Николаевич, г. Новосибирск
E-mail: postovalov@ngs.ru

 В августе 2003 года вышла восьмая версия «1С: Предприятия» и первая типовая конфигурация на «восьмерке» – «Управление торговлей». В августе 2004 года вышла комплексная конфигурация «Управление производственным предприятием». 30 ноября 2004 года появились конфигурация «Бухгалтерия предприятия» и новая редакция конфигурации «Зарплата и управление персоналом». Таким образом, большинство предприятий уже могут переходить на новую версию. Однако стоит ли – ведь вполне можно, как и раньше, пользоваться предыдущей?

 Для того чтобы понять, стоит ли конкретной фирме, организации переходить с седьмой версии «1С: Бухгалтерии» на восьмую или, если ваша организация еще не работала с этой программой, приобретать версию 8.0 вместо 7.7 зададим три наиболее важных вопроса.

Первый вопрос – самый важный. Устраивают ли вас функциональные возможностистарой версии?

Какие новые возможности предоставляет нам «восьмерка».

Она имеет следующие преимущества по сравнению с "1С: Бухгалтерией 7.7". Согласно официальному пресс-релизу фирмы «1С», «реализована возможность ведения учета нескольких организаций в единой информационной базе. Организации могут использовать общие списки товаров, статей затрат, контрагентов и т.д. При этом каждая организация может вести учет по общей или упрощенной системе налогообложения в рамках одной и той же информационной базы.

За счет введения отдельного плана счетов налогового учета упрощена сопоставимость данных бухгалтерского и налогового учета, что важно для обеспечения требований ПБУ 18/02 "Расчеты по налогу на прибыль".

Появление в "1С: Бухгалтерии 8.0" партионного учета расширяет область применения типового решения. Помимо способа оценки материально-производственных запасов (МПЗ) по средней себестоимости становится возможным применение и таких способов как ФИФО и ЛИФО независимо для бухгалтерского и налогового учета и для каждой организации.

Реализован опциональный аналитический учет по местам хранения: количественный и количественно-суммовой».

Как мы видим, функциональных изменений немного, и связаны они с тем, что эти «фичи» трудно было реализовать «на ходу», когда конфигурация уже разработана и внедрена в тысячах организаций. Поэтому, когда у того или иного клиента возникала потребность в реализации перечисленных задач, их приходилось реализовывать самостоятельно или выбирать более тяжеловесную комплексную конфигурацию.

Однако даже беглого взгляда на конфигурацию «Бухгалтерия предприятия» достаточно, чтобы заметить значительные отличия от типовой конфигурации «Бухгалтерский учет. Редакция 4.5».

Прежде всего, создатели новой конфигурации постарались сделать ее более гибкой. Если раньше действовала схема «первичный документ» - «проводки», которые формировались по заложенному в программе алгоритму, то теперь реализована схема «первичный документ» - «проведение по регистрам учета» - «проводки». Корреспондирующие счета бухгалтер может ввести самостоятельно в первичном документе, если его не устраивают счета по умолчанию, настроенные в справочнике «Номенклатура организаций».

Далее, появился механизм создания пользователем «своих» видов субконто и привязки их к бухгалтерским счетам, появилась возможность включения/исключения бухгалтерских счетов, разбиения счетов по субсчетам без изменения конфигурации программистом. В проводках теперь можно задать разное количество и валютную сумму для дебета и для кредита.

Наконец-то в типовых конфигурациях стали использоваться несколько планов счетов. В «Бухгалтерии предприятия» их три: бухгалтерский, налоговый (для налога на прибыль) и упрощенный (для УСН). Соединение обычной бухгалтерии и УСН в одной конфигурации актуально для тех, кто начинает вести учет по упрощенной системе, но в какой-то момент может превысить порог и будет вынужден вести обычную систему налогообложения.

Вывод: новая версия стала более гибкой, более универсальной. Существенные плюсы - разделение по фирмам, партионный учет, совмещение УСН, ЕНВД и обычной бухгалтерии в одной информационной базе.

Во-вторых, соответствуют ли параметры ваших компьютеров требованиям новой версии?

Следует отметить, что выходу восьмой версии программы «1С: Предприятие» фирма «1С» подготовилась основательно. Если предыдущая версия, седьмая версия, разрабатывалась два года, то восьмая появилась только через пять лет после начала разработки.

Однако как поведет себя новая программа на старых компьютерах? Ведь нагрузка на компьютер в новой программе увеличивается более чем в 1,5 раза. Вот рекомендации к выбору оборудования (вы можете найти их на сайте фирмы «1С»: http :// www .v 8.1c .ru ):

  • компьютер конечного пользователя:
    • операционная система: MS Windows 2000/ XP / Server 2003;
    • процессор Intel Pentium III 866 МГц ;
    • оперативная память 256 Мбайт;
  • компьютер, используемый для разработки конфигураций:
    • операционная система: MS Windows 2000/ XP / Server 2003;
    • Intel Pentium IV/Celeron 1800  МГц ;
    • оперативная память 512 Мбайт;
  • сервер 1С:Предприятия 8.0:
    • операционная система: MS Windows 2000/XP/Server 2003;
    • процессор Intel Pentium IV/Xeon 2,4 ГГц, рекомендуется два и более процессоров;
    • оперативная память 1024 Мбайт.

Для «1С: Предприятия 7.7» аналогичные параметры компьютеров могут быть примерно в два раза ниже.

Вывод: при переходе на «восьмерку» парк компьютеров следует довести до рекомендуемых требований, а иначе шаг вперед обернется двумя шагами назад.

И, наконец, третий вопрос, самый интересный, – во сколько обойдется переход на новую версию?

Давайте посчитаем. Сравнение стоимости двух версий (в USD ) приведено в таблице.

Количество пользователей

«1С: Бухгалтерия 7.7»

«1С: Бухгалтерия 8.0»

Разница в стоимости

Апгрейд с 7.7 на 8.0

1

140

300

-160

165

2

480

450

30

230

3

480

600

-120

305

4

480

750

-270

380

5

480

820

-340

415

10

480

1300

-820

820

15

480

1820

-1340

1340

20

480

2380

-1900

1900

Как мы видим, стоимость новой версии стала более существенно зависеть от количества пользователей. Уточним: количества пользователей одновременно работающих с программой в одной локальной сети. Соответственно фактически работающих пользователей может быть больше, если они работают не постоянно, а время от времени.

При покупке программы организацией, ранее не работавшей на «1С: Бухгалтерии», придется выбирать программу, учитывая в том числе ее стоимость. Как мы видим, нельзя однозначно утверждать, что цена новой версии выше – при покупке программы на два рабочих места она даже ниже.

Если организация уже работает с «1С: Бухгалтерией» версии 7.7, то при покупке новой версии стоимость старой версии вычитается, и стоимость перехода на «восьмерку» (см. последнюю колонку таблицы) сравнима со стоимостью первоначального приобретения седьмой версии, а при числе рабочих мест от 2 до 7 - ниже. Учитывая, что обычно седьмая версия служила верой и правдой много лет, можно считать эти затраты вполне приемлемыми. Также при апгрейде старая программа – документация и ключ защиты – фирме «1С» не возвращаются, а остаются у пользователя.

При покупке «восьмерки» нет необходимости закупать лицензии на рабочие места с запасом. Их можно докупить при появлении такой потребности.

Еще один «плюс». В стоимость поставки включена стоимость полугодовой подписки по линии информационно-технологического сопровождения (ИТС) на сумму 144 у.е., что также компенсирует разницу в стоимости старой и новой версии.

Вывод: стоимость «восьмерки» в среднем выше, и если это ключевой фактор, то вполне можно довольствоваться «семеркой». Но такая цена вполне оправдана – как усовершенствованными функциональными возможностями программы, так и условиями, предоставляемыми фирмой «1С».

 

Опасения и страхи

«Если нас всегда устраивала старая версия, зачем новая?», «Новая версия… наверное, сырая непроверенная, с кучей ошибок?» – такие вопросы-утверждения неизбежно возникали и будут возникать у потенциальных покупателей.

Если старая версия работает нормально, выдает все необходимые цифры, позволяет получать отчеты в срок, то, видимо, спешить с переходом на новую версию не стоит, тем более что фирма «1С» пока не планирует снимать с поддержки версию «1С: Бухгалтерия 7.7». В то же время планировать переход через год или через два можно. Почему я так считаю? Потому что «восьмерка» более современная система с более совершенной платформой и средой разработки. Так же как отмирают DOS -приложения, программы на FOXPRO , будут уходить в прошлое и конфигурации на «семерке».

Производитель вряд ли будет долго равноценно поддерживать две системы. Это просто невыгодно – 700 000 организаций уже работают на «1С», ту же самую программу они не купят второй раз. А новую версию купят.

Трудности со старой версией могут возникнуть, например, при очередной смене плана счетов (а такая смена весьма вероятна из-за приближения бухучета к международным стандартам финансовой отчетности). Скорее всего, конфигурация на «восьмерке» выйдет на месяц-другой раньше, чем на «семерке»…

Что касается мифа о «сыром» продукте, могу сказать следующее. Ошибки есть и в новых конфигурациях, и в старых. Любое видоизменение программы (а выпуск релиза тоже является таким видоизменением) чревато новыми ошибками. Опираясь на собственный опыт внедрения программ, скажу, что ошибок программы обычно гораздо меньше, чем ошибок пользователей при вводе данных, ошибок из-за непонимания логики работы программы, а иногда - из-за некомпетентности пользователей в предметной области. Поэтому любое внедрение мы рекомендуем начинать с подготовки, обучения персонала. Тогда и ошибок будет меньше.

Почему переходом на новые редакции так не пугают, как переходом на новую версию? Объясняется это просто. По условиям партнерских соглашений не все партнеры имеют право продавать новую версию из-за отсутствия достаточного числа аттестованных специалистов по «восьмерке». Естественно, что при контакте с потенциальным клиентом такие партнеры будут агитировать «семерку» всеми возможными средствами.

Опасения и страхи по поводу новой версии заметно преувеличены. Но переход требует организованности и вложения определенных средств, поэтому необходимость перехода определяется, прежде всего, потребностями клиента.

Начать дискуссию