Клерк.Ру

1С:Франчайзи - несерьезный бизнес?

Именно такое мнение разделяют не только сторонние наблюдатели, но и непосредственные участники (или соучастники?) движения 1С: Франчайзи.

Иногда возникает впечатление, что и сама фирма 1С, привлекая к сотрудничеству новых и новых партнеров, рассчитывает на публику, заведомо не искушенную в капиталистических джунглях и жаждущую укрыться за чьим-то широким плечом. Уже несколько лет в главном рекламном буклете фирмы можно прочитать: /:/ психологический комфорт ситуации обеспечивает ощущение принадлежности к большой семье 1С. Для бывшего советского человека очень важно понимать, что он не один, что рядом с ним работают его коллеги. Франчайзи представляют собой сплоченное и дружное сообщество профессионалов, делящихся друг с другом своими технологическими достижениями, сообща решающими многие проблемы.

📌 Реклама

О дружном сообществе поговорим чуть позже, а пока попытаемся разобраться, насколько верны психологические изыскания рекламщиков 1С.

Персонал франчайзинговых контор отчетливо делится на две категории: директора и менеджеры, которых действительно нередко можно назвать бывшими советскими человеками, и собственно внедренцы. Средний возраст последних не превышает 30 лет, а обычно колеблется около 25. Программисты смутно представляют себе ужасы тоталитаризма и дефицита туалетной бумаги, поэтому пассаж из буклета 1С, кажется, и не про них.

Но все, сколько-нибудь пристально изучавшие особенности поведения названных групп, согласятся, что именно вторая разновидность франчайзи испытывает неодолимую склонность к сборищам, совместным обсуждениям всего на свете и практически неискоренимому использованию чужих программ без разрешения их владельцев. Свидетельства этих простительных и не очень слабостей - процветающие конференции Бурга - территория 1С и 1c.hippo.ru (всех игровых площадок для программистов 1С и не перечислишь).

Неутомимый исследователь быстро обнаружит, что внедренцы, беседующие on-line, редко выходят за рамки узкопрофессиональных тем: программное обеспечение и его эксплуатация - проявляя непоколебимое равнодушие к менеджменту, маркетингу и прочим капиталистическим штучкам-дрючкам.

А что же старшие товарищи, то есть эти самые бывшие советские человеки, сообща решающие многие технологические проблемы и т.д.?

Самый поверхностный взгляд на Интернет-ресурсы сферы 1С позволяет печально заключить, что менеджеры вовсе не стремятся поделиться друг с другом чем бы то ни было, даже радостью бытия и прочими сугубо нематериальными вещами. Не найдешь, сколько ни пытайся, самой убогой дискуссии о проблемах ведения бизнеса, опыте продвижения программ, управлению персоналом

Более того, личный опыт свидетельствует, что и прямые предложения сотрудничества, совместных маркетинговых проектов вызывают тяжелые взгляды исподлобья, которые без труда дешифруются во фразы: Как-то меня хотят надурить, обобрать, но я умный, ни за что не дамся. Попытки заговорить на темы менеджмента в лучшем случае заканчиваются неловким молчанием обеих сторон и славой агрессивного маркетолога в худшем. Вопросом об уровне продаж, структуре фирмы, количестве персонала можно повергнуть в бегство даже самого стойкого.

📌 Реклама

В январе мне пришлось участвовать в семинаре по менеджменту, организованному фирмой ИКС. Лектор, милая девушка, оказалась в тупиковой ситуации: реакцией на ее, в принципе, невинные вопросы о практике управления персоналом и фирмой в целом, было свинцовое молчание и опущенные глаза, будто речь зашла о первом сексуальном опыте или, что здесь подходит больше, его полном отсутствии.

Так что, если и можно назвать старшее поколение франчайзи советскими человеками, то скроены они явно не по образцу радостных колхозников-коллективистов из Свинарки и пастуха, а скорее стремятся походить на партизан-подпольщиков в тылу врага.

Правда, по прошествии некоторого времени понимаешь, что такой образ поведения вызван не враждебностью, а обычной растерянностью перед неизвестным

В большинстве франчайзинговых фирм маркетинг и менеджмент - это две сироты, которые настолько оборваны и недокормлены, что совершенно невозможно предЪявлять их широкой публике, поэтому молчание, молчание:

📌 Реклама

Кажется, на этом можно и поставить точку, заключив, что на территории 1С не пахнет ни советским, ни буржуазным духом, а только концентрированным невежеством и страхом в нем признаться.

Но не все так плохо. Есть на свете директора, которые не играют в Мальчиша-Кибальчиша и Военную тайну. Парадокс, но именно у них есть чему поучиться, и именно они готовы делиться своим уникальным опытом и методами построения бизнеса на голом месте голыми руками.

Но еще один парадокс состоит в том, что, к сожалению и удивлению, сделать это менеджерам страны 1С совершенно негде ни on-line, ни off-line, хотя интерес к этому накоплен огромный.

Не раз мне приходилось вести захватывающе интересные беседы с представителями минских, киевских, екатеринбургских, тверских, смоленских, подмосковных и т.д. и т.п. франчайзи, из которых рассказы об их бизнес-практике лились нескончаемой рекой. На последнем семинаре партнеров в Космосе немногие доклады по менеджменту собирали толпы народа, люди стояли в проходах, стараясь не проронить ни слова. Многие ушли разочарованные: слишком мало информации и возможности высказаться, спросить, возразить

Бизнес 1С: Франчайзи изо всех сил рвется из коротких штанишек. На повышение общего уровня ведения бизнеса в фирмах-франчайзи направлена инициатива фирмы 1С по внедрению стандартов качества. Но эти меры не могут решить существующих проблем. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Нужно преодолевать застарелые комплексы и учиться, нужны специализированные издания для нас и про нас, нужны открытые обсуждения. И тогда ни у кого не повернется язык сказать, что 1С: Франчайзинг несерьезный бизнес.

Представляется, что первым шагом могло бы быть открытие конференции для менеджеров 1С, где можно было бы обсудить наболевшие вопросы, злободневные новости, свежие статьи.

Если у вас есть продуктивные мысли на этот счет, поделитесь. Обязательно приму к сведению.

Виноградова Елизавета,
руководитель отдела маркетинга
компании 1-й Архитектор бизнеса


Галимов Александр agalimov@mail.ru

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама