Управление персоналом

Принимаем на работу программиста. Три стадии на пути к успеху.

В жизни каждого предприятия рано или поздно наступает момент, когда необходимо принять на работу программиста. Поскольку специфика данной отрасли знакома немногим, то для руководителя предприятия а также сотрудников кадровой службы (роль которых часто выполняют работники бухгалтерии) перечень задаваемых кандидату вопросов зачастую ограничивается лишь сведениями о прежних местах работы, личных достижениях, и планах на будущее. Бывает, что проводятся психологические тесты. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в большинстве случаев основанием для приема на работу программиста является чисто внешнее впечатление от кандидата. Но, к большому сожалению, уверенный тон, и хороший костюм ни в коей мере не являются показателем его профессионализма.
4,5 тыс. 1,7 тыс.

В жизни каждого предприятия рано или поздно наступает момент, когда необходимо принять на работу программиста. Поскольку специфика данной отрасли знакома немногим, то для руководителя предприятия а также сотрудников кадровой службы (роль которых часто выполняют работники бухгалтерии) перечень задаваемых кандидату вопросов зачастую ограничивается лишь сведениями о прежних местах работы, личных достижениях, и планах на будущее. Бывает, что проводятся психологические тесты. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в большинстве случаев основанием для приема на работу программиста является чисто внешнее впечатление от кандидата. Но, к большому сожалению, уверенный тон, и хороший костюм ни в коей мере не являются показателем его профессионализма.

Последствия же приема на работу специалиста, уровень знаний и опыта которого недостаточен могут быть самыми разными. Если такой сотрудник принят на работу для сопровождения и доработки уже существующей информационной системы (первый вариант), то для предприятия это чревато порчей данных и невозможности работать в программе в принципе. Причем "путь к краху" может составлять многие месяцы, по истечении которых руководство встает перед фактом невозможности работы в программе или недостоверности данных, содержащихся в ней. Второй вариант ничуть не лучше первого-это прием человека для разработки нового программного обеспечения, например автоматизации конкретных отделов предприятия. В этом случае дополнительными затратами в сравнении с первым вариантом станут время и деньги, потраченные на создание заведомо плохой конфигурации.

В данной ситуации гарантом безопасности для предприятия являются кадровые агентства. Но процентов на 80 их гарантия заключается в бесплатном подборе новых кандидатов, если найденный ранее чем то не устроил. Т.е. от ситуаций, описанных выше предприятие не застраховано. Помните, что у кадровых агентств далеко не всегда есть возможности проверить квалификацию кандидата именно как "программиста". Что же делать предприятию? В этом отношении я могу дать следующие рекомендации, разбив их по группам (рассмотрим прием на постоянную работу программиста 1С):

Стадия размещения вакансии.

1. Опыт работы программиста должен быть не менее 2 лет. Причем обучение работе с 1С в этот срок входить не должно. Таким образом, общий опыт работы, который бы я рекомендовал указать в вакансии -это 2-2,5 года.

2. Уровень заработной платы. Это наиболее щекотливый вопрос. В данный момент средний уровень зарплаты опытного программиста 1С в крупных городах составляет 1000 USD. В небольших городах этот уровень может быть гораздо ниже, но средний заработок тем не менее составляет 400-700 USD. Это абсолютно реальные данные. Таким образом, если Вы располагаясь в Москве, платите программисту 15000 рублей, то это прямое доказательство того, что человек просто учится на Вашей компании. Соответственно, приобретя опыт работы, он или потребует повышения заработной платы, или просто уйдет. Поэтому я настоятельно рекомендую устанавливать уровень заработной платы в соответствии с требованиями рынка, а не исходя из желания сэкономить средства. В конечном итоге такая экономия обернется неизмеримо более высокими затратами.

3. Продолжительность испытательного срока. Думаю одного месяца более чем достаточно, чтобы определить подходит Вам человек или нет. Уровень зарплаты на время испытательного срока я бы установил в 80% от указанного в вакансии.

4. Знание компонент. Это уже специфический вопрос. Как правило, задачи, стоящие перед предприятием, решаются с помощью компонент "Оперативный учет" и "Бухгалтерский учет". Поэтому в вакансии нужно разместить эту информацию.

5. Наличие сертификатов. Я уже буквально слышу крики некоторых кандидатов "Сертификаты ничего не значат, все это субъективно, фирма 1С выдумала это чтобы тянуть с людей деньги" и так далее. Позволю себе не согласиться. Сертификат является свидетельством обладания кандидатом как минимум базовых навыков работы с компонентами плюс положительным фактором является возможная его работа в фирме-франчайзи.

6. Общие рекомендации. Обязательно указывайте в объявлении всю информацию, описанную в предыдущих пунктах. Каждый опытный кандидат неизбежно задаст эти вопросы, поэтому имеет смысл разместить их в объявлении сразу. Также укажите график работы (это требуется для отсева тех, кто ведет работы только по совместительству), расположение офиса.

Собеседование.

1. Проверьте соответствие кандидата заявленному Вами в объявлении опыту работы. Будьте готовы к тому, что у всех кандидатов будет минимум по 2-3 года опыта. Для того, чтобы себя обезопасить выясняйте подробно обо всех предыдущих местах работы. Всех записей в трудовой книжке может и не быть, такова специфика этой работы-ведь многие предприятия предпочитают не вводить в штат 1С программиста, хотя бы потому, что у них нет лицензионного программного обеспечения, или из-за нежелания платить налоги, но я бы все же рекомендовал обратить на это внимание, поскольку если трудовой книжки нет вообще, то это плохо.

2. Постарайтесь выяснить как можно больше о задачах, над которыми работал кандидат. Здесь приветствуется опыт автоматизации бизнес-процессов, схожих с теми, что протекают на Вашем предприятии. Если работа связана с экспортом/импортом данных между различными базами, то необходимо, чтобы кандидат имел опыт подобных работ. То же самое касается и опыта работы с территориально удаленными филиалами предприятия. В дополнение к этому нужно выяснить наличие у кандидата опыта постановки задач в целом. Если Вы не хотите сами каждый раз "разжевывать" все детали, то лучше, чтоб человек умел делать это сам.

3. Нужно постараться узнать о причинах смены места работы, в каждом случае. Являлось ли это следствием невыполнения кандидатом поставленных перед ним задач.

4. Хорошим признаком является наличие хотя бы базовых знаний бухгалтерского учета, экономики. В этом случае процессы постановки задач и взаимодействие с сотрудниками предприятия станут гораздо более эффективными.

5. Теперь главное: Поставьте перед кандидатом тестовую задачу, чтобы он выполнил ее прямо в рамках собеседования. Например в созданной "с нуля" базе организовать поступление и расход материалов по методу FIFO. Отведите на эту задачу 1,5 часа. Теперь необходимо оценить результат. Причем, не только визуально (аккуратность и правильность исполнения), но и методологически. Для второго нужна помощь специалистов. Если у Вас некому это доверить, то просто разместите просьбу об этом в каком-либо форуме, например на http://www.1c.hippo.ru и высылайте всем по запросу файл 1cv7.md базы, созданной Вашим кандидатом.

Работа в течение испытательного срока.

1. Поздравляю, Вы выбрали достойнейшего из кандидатов. Но проверка на этом еще не закончена. Постоянно сравнивайте заявленные кандидатом сроки исполнения задач с фактическими. Это один из важнейших показателей для оценки квалификации. Не стесняйтесь спрашивать о способах реализации поставленных Вами задач. В дебри лезть не следует, но сравнить озвученные программистом достоинства и недостатки увиденных им вариантов решений Вы можете.

Думаю я перечислил основные моменты, на которые имеет смысл обратить внимание при приеме на работу программиста 1С. Дополнительно хотелось бы дать несколько рекомендаций по вопросам организации работ:

1. Перечень лиц, которые могут "озадачить" Вашего программиста не должен насчитывать более 2 человек.

2. Крупные проекты разбивайте на составляющие этапы. Старайтесь придать этим этапам законченность. Это позволит оценить ход работы и исполнение по срокам по проекту в целом, а также заблаговременно выявить какие-либо несоответствия.

С уважением, Колясников Сергей
Внедренческая компания "Урал-Софт"

Начать дискуссию

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
164

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
279
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

125

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
124

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
227
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

65
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
67
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.