Эффективный аутсорсинг 1С: какие задачи передавать и когда?

Можно ли сократить бюджеты и повысить эффективность организации с помощью аутсорсинга 1С? Или никто не справится с задачами лучше, чем штатные сотрудники? Разбираемся вместе с Аллой Высоковой, руководителем отдела сопровождения компании «Внедренцы и Программисты».
Эффективный аутсорсинг 1С: какие задачи передавать и когда?

Доля 1С на рынке ИТ-систем неуклонно увеличивается. Вместе с тем растёт спрос на соответствующих специалистов — программистов и аналитиков. Из-за этого многие компании сталкиваются с дефицитом кадров и завышенными требованиями к оплате труда. Одно из возможных решений в такой ситуации — аутсорсинг, передача определённых (чаще непрофильных) задач подрядчикам, которые на них специализируются.

Кому нужен аутсорсинг?

Франчайзи 1С. Компании, которые сами внедряют 1С. и имеют соответствующий статус. Бывает, что франчайзи получил крупные заказы, и ему не хватает рабочих рук. Задачи надо выполнить в течение одного-двух месяцев. Найти за этот срок программиста или аналитика, оформить его в штат, погрузить в процессы — тяжело. А спустя время, когда наплыв задач спадёт, новый сотрудник может оказаться бесполезен.

Поэтому проще взять готовых спецов на стороне. Первоначально это будет дороже (штатный программист стоит 200-250 тыс. руб. в месяц, а на аутсорсинг можно потратить в 1,5 раза больше). Но быстро окупится с учётом того, что человек нужен именно под проект.

Интеграторы. Компании, которые внедряют и объединяют в единую систему ПО на разных языках программирования, в том числе 1С. Своего отдела 1С у них может не быть, но потребность в специалистах периодически возникает. Например, при внедрении какого-либо решения вскрывается стопор, и ясно, что без 1С не обойтись. Или же интегратор построил отношения с клиентами таким образом, что те могут обращаться к нему за любой помощью. Чтобы не терять проекты и заказчиков, компания срочно ищет команду.

Крупный бизнес. Большие предприятия, которые пока не готовы вкладываться в формирование собственного ИТ-отдела, приходят к подрядчикам за комплексным сопровождением 1С. А если же в штате уже есть свои специалисты, аутсорсинг может стать временным подкреплением на сложных этапах автоматизации.

Средний и малый бизнес. Небольшим организациям невыгодно нанимать специалистов, тем самым увеличивая кадровую нагрузку. Чаще всего у них не слишком интенсивный поток задач, немного АРМ и ограниченный бюджет. Возможное решение — услуги сопровождения 1С.

Виды аутсорсинга

Ресурсный

Подрядчик предоставляет необходимых исполнителей. Постановка задач и контроль — на клиенте.

Для кого. Франчайзи и интеграторы, которым требуется усиление для текущего проекта. Конечные клиенты, у которых есть собственный ИТ-отдел или штатный руководитель проекта автоматизации (РП).

Плюсы. Можно взять специалистов нужного профиля, в том числе на неполную ставку (0,5, 0,3 и т.д.), чтобы не переплачивать за часы простоя. Это позволит точечно, с минимальными затратами решать насущные задачи. Ресурсный аутсорсинг актуален, и когда у франчайзи/интегратора есть команда, но для нового проекта ей не хватает отраслевой экспертизы. Так, например, наши сотрудники могут выступать как подкрепление при работе с холдингами, строительными и производственными предприятиями (пищевая, химическая отрасли, металлургия, машиностроение).

Минусы. Нужны сильные управленческие компетенции внутри компании заказчика. Как минимум РП, который сможет и участвовать в формировании стратегического видения автоматизации, и ставить понятные ТЗ программистам. Иначе есть риск, что задачи будут выполнены не так, как хотелось заказчику, или же автоматизированные участки не выстроятся в слаженную систему. Также, если передаваемые на аутсорс задачи предполагают тесное взаимодействие с внутренней командой, неизбежен период «притирки» между специалистами.

Функциональный

Заказчик передаёт подрядчику отдельные блоки задач по обслуживанию и доработке программы. Тот сам решает, какие ресурсы привлекать (специалистов/команду).

Для кого. Конечные клиенты, у которых есть собственный ИТ-отдел или линия поддержки, сформированная из пользователей, под руководством РП.

Плюсы. Можно воспользоваться гибридной моделью организации труда. Простые и рутинные задачи решаются силами внутреннего специалиста или пользователей (обычно это первая-вторая линия поддержки из активно участвовавших во внедрении сотрудников). А подрядчику поручаются те направления, для которых нужна глубокая экспертиза. Часто это оптимальный компромисс между экономией и эффективностью.

Минусы. Как и в предыдущем варианте, крайне желательно иметь в штате РП, который сможет грамотно распределить задачи и наладить коммуникацию с аутсорсером.

Комплексный (сопровождение)

Заказчик передаёт подрядчику весь комплекс работ по поддержанию работоспособности и развитию 1С. Подрядчик выделяет под клиента полноценную команду.

Для кого. Конечные клиенты без собственных специалистов 1С, пока не планирующие развивать внутри ИТ-направление.

Плюсы. Аутсорсер фактически становится для заказчика партнёром. Он не просто предоставляет готовый продукт или функцию, а исполняет обязанности ИТ-подразделения: сам формулирует задачи и ищет способы их реализации «под ключ». Клиенту не нужно вникать в ИТ-процессы, он может брать и работать в адаптированной под него системе.

Минусы. Дороже чем обычный аутсорсинг (но всё ещё выгоднее, чем свой отдел; к тому же клиент может обозначить комфортные ему рамки бюджета). Кроме того, сопровождение, в отличие от локальных задач, требует более тесного знакомства с процессами компании — на погружение уйдёт время.

Работа над задачами сопровождения в начале деловых отношений движется медленнее. У клиентов могут быть специфические производственные процессы, которые нужно настроить в программе. Объяснить такие процессы на словах сложно. Тогда мы выезжаем на предприятие, чтобы своими глазами увидеть, как работают сотрудники, что происходит на каждом этапе. Так, например, мы организовывали выезд наших аналитиков на лакокрасочное производство.

Также у клиента может быть серьёзно доработанная конфигурация. Сейчас мы сопровождаем строительную компанию, у которой есть как адаптированные блоки используемой конфигурации 1С, так и созданные с нуля. Доработки нигде не описаны, из-за чего нам пришлось довольно долго разбираться, что за изменения были внесены. Теперь, когда мы знаем, как они влияют на механизм работы программы, задачи решаются быстрее.

И в том, и в другом случае мы работаем с клиентами на долгосрочной основе. Благодаря этому у нас есть время и возможность погрузиться в процессы. Если сотрудничество протекает в таком формате, подрядчик почти ничем не отличается от штатных специалистов. А по деньгам и уровню разносторонней экспертизы вариант с подрядчиком даже выигрывает.

Алла Высокова, руководитель отдела сопровождения

Зеленая область на диаграмме соответствует ситуациям, в которых привлечение специалиста на аутсорсинг наиболее рационально

Что спросить у себя, прежде чем искать подрядчика?

Какой уровень сложности работ, к которым планируется привлечь сторонних специалистов? Работа в рамках типовой функциональности или адаптированной? Требуется ли дальнейшая адаптация системы? Есть ли отраслевая специфика, которую нужно отразить в программе? Кто будет составлять ТЗ на доработки?

Конечно, техподдержка типовой конфигурации обойдётся дешевле, чем разработка дополнительного модуля «1С:ERP». С простой настройкой и обновлением редакции справится начинающий специалист, а во втором случае понадобится команда миддл-программистов и аналитиков. Франчайзи и интеграторы могут оценить сложность проекта сами. Конечным клиентам лучше собрать несколько независимых мнений на консультациях с исполнителями.

Какой бюджет готовы заложить (на конкретный этап работ или на месяц)? Какая средняя зарплата специалиста с необходимым уровнем компетенций в регионе (стране) с учётом НДФЛ и прочих отчислений? Сколько хотите сэкономить? Какой потолок окупаемости (предельная сумма/сроки)?

Одна из главных мотиваций заказчиков — стремление сократить кадровые расходы. В среднем аутсорсинг минимум на 10% дешевле, чем наём сотрудников. Но, чтобы «математика сошлась», необходимо придерживаться заранее установленных границ бюджета.

Насколько вам важны механизмы контроля, надзора и регулирования отношений с подрядчиком? Сколько готовы за них переплатить? Насколько критичны срывы сроков и потеря информации? Насколько важна возможность реформировать команду подрядчика исходя из ваших пожеланий?

Контроль над работой аутсорсера — «серая зона». С одной стороны, исполнитель — самостоятельная единица, на которую нельзя оказать такого давления, как в модели "работодатель — подчинённый. С другой стороны, клиента не ограничивают положения ТК: гораздо проще не оплатить договор в срок, если задача не решена, или вообще разорвать отношения. Этот механизм регуляции действует эффективно, если согласованная стоимость работ соответствует рыночной, и исполнителю невыгодно нарушать договоренности.

Какой объём работ? Разовый или постоянный? Если постоянный, то насколько равномерный? Планируется ли увеличивать объём работ в обозримой перспективе? Планируется ли реорганизация бизнеса, которая может привести к увеличению объёма работ?

Важно правильно спрогнозировать развитие бизнеса. Если интегратор начал получать крупные проекты 1С и планирует дальше разрабатывать это направление, есть смысл задуматься о расширении штата или заключить партнёрство с коллегами по цеху. Во втором случае компания сможет в любой момент обращаться к партнёру за кадровыми ресурсами и договориться о специальных тарифах. То же касается конечных клиентов: если на горизонте маячит масштабная автоматизация, лучше или брать РП и программистов инхаус, или искать сильную команду (а не отдельных спецов) для постоянного сотрудничества.

Начать дискуссию

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс