Что нужно отразить в учетной политике при электронном документообороте?

В современном мире все больше организаций и предпринимателей делают свой выбор в пользу электронного документооборота. Передовые технологии позволяют существенно снизить расходы и ускорить процесс подписания документов. В статье расскажем, какие изменения нужно внести в учетную политику при переходе на ЭДО.
Что нужно отразить в учетной политике при электронном документообороте?
Иллюстрация: Учебно-консалтинговый центр «Разобраться в налогах»

Преимущества ЭДО

Отражение документов в бухгалтерском учете сопровождается ведением первичной и иной документации.

Если компания ведет делопроизводство на бумажных носителях, неизбежны частые переоформления некорректных или испорченных документов, затраты времени и денежных средств на отправку документов курьером, риски утери оригинальных документов. По перечисленным причинам электронный документооборот стремительно вытесняет бумажный.

Основные преимущества ЭДО, которые положительно влияют на работу бухгалтерской службы организации:

  • Быстрая подготовка и поиск документов. Поиск необходимых документов занимает незначительное количество времени, все необходимые файлы в упорядоченном виде хранятся на компьютере сотрудника.

  • Оперативный обмен документами с контрагентами. Документы на бумаге нередко доставляются с опозданием, в непригодном виде, а то и вовсе теряются. При передаче электронных документов описанные трудности исключены.

  • Минимизированы расхождения с контрагентами. Если в закрытом налоговом периоде допущены грубые ошибки, можно оперативно обмениваться исправительными/ корректировочными документами.

  • Быстрое утверждение первичных документов. Оперативное подписание документов и оформление договоров позволяет повысить деловую репутацию компании и привлечь новых партнеров.

Своевременная сдача отчетности. Организации не придется направлять в ИФНС пояснительные письма и выплачивать штрафы.

Порядок перехода компании на ЭДО

Если руководством компании было принято решение о переходе на электронный документооборот, следует придерживаться следующего алгоритма действий:

1. Выбрать способ обмена документами: напрямую с контрагентом (посредством заключения соглашения) или через оператора ЭДО. Последний вариант в большей мере гарантирует безопасность, конфиденциальность и надежность в бизнес-процессах.

2. Выбрать систему ЭДО. Следует брать во внимание такие критерии, как функциональность, надежность, отзывы о качестве обслуживания, а также стоимость самого продукта.

3. Оформить электронную подпись. Электронные документы будут утверждены после проставления квалифицированной ЭП, идентичной по юридической силе собственноручной.

4. Оформить приказ о назначении ответственных лиц. После прохождения соответствующего обучения, сотрудники будут иметь доступ к системе ЭДО, а также к КЭП.

5. Уведомить контрагентов о подключении к системе, обсудить дальнейшее сотрудничество в рамках ЭДО.

Изменения в учетной политике при переходе на ЭДО

Для того чтобы документально закрепить применение системы ЭДО рекомендуется выделить дополнительный раздел в учетной политике организации или индивидуального предпринимателя. Несмотря на наличие положения об ЭДО, где будут даны определения терминов и порядок работы, в учетной политике необходимо закрепить следующую информацию:

  • Способ обмена по ЭДО. При работе через посредника рекомендуется добавить следующую формулировку: «Обмен электронными документами с контрагентами производится через третью организацию – оператора электронного документооборота»;

  • Перечень документов, передаваемых в электронном виде. Примерный список выглядит так: договоры (с дополнительными соглашениями к ним), счета на оплату, товарные накладные, счета-фактуры (УПД), акты выполненных работ, служебные записки.

  • Вид подписи для утверждения документов. ФЗ № 63-ФЗ от 06.04.2011 предусмотрены три разновидности: простая электронная подпись, усиленная электронная подпись (может быть квалифицированной и неквалифицированной).

  • Список ответственных лиц, имеющих доступ к системе ЭДО и КЭП. Помимо генерального директора и главного бухгалтера в него могут быть включены сотрудники бухгалтерии, отвечающие за документооборот с партнерами и сверку данных.

  • Сроки и условия хранения электронных документов. Местом хранения может быть локальный архив, облачное хранилище, а также хранилище системы ЭДО.

  • Способ предоставления документа в ИФНС в зависимости от его категории. По желанию руководства компании документ может быть представлен по требованию налоговой службы в бумажном или электронном виде, если иное не предусмотрено законом.

  • Обязанность соблюдения положения по ЭДО всеми обособленными подразделениями и филиалами компании.

Спасибо, что прочитали наш материал. Надеемся, информация была для вас полезной.

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, узнали ли вы для себя что-то новое из вышеописанного.

Есть вопросы по налогам в вашей компании? Нужна защита от ФНС, налоговая консультация, инициативный налоговый аудит, подбор, тестирование бухгалтеров или обучение по налогам и учету? Обращайтесь в личку.

Начать дискуссию

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ФНС: ошибки бизнеса в платежках снизились в 24 раза

В 2,3 раза уменьшилось количество «технических» налоговых должников — когда у компании одновременно был долг по одному налогу и переплата по другим. В 6 раз стало меньше приостановок операций по счетам. Все благодаря ЕНС.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как повторно использовать старый контент, если не хватает времени на создание нового

Для продвижения в соцсетях юристу постоянно нужно создавать контент, желательно — уникальный. Однако нехватка времени на ведение социальных сетей не всегда позволяет писать новые экспертные посты. Выход есть: «переупаковать» имеющийся контент.

Wildberries планирует выйти на рынок трех дальних стран

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.

Сроки запуска разрешительного режима. Когда начнут проверят код маркировки

С 1 мая 2024 года вступит в силу новый разрешительный режим для молочной продукции и упакованной воды при продаже через кассовые системы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
3-НДФЛ

👍 Не будет штрафа, если просрочили сдачу 3-НДФЛ из-за технических ограничений

Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

2

Блиновская использовала два десятка ООО и три ИП, чтобы сэкономить 918 миллионов, и потеряла все! Не будь как Елена

Сегодня поговорим о том, как за счет дробления бизнеса Елена Блиновская вывела почти миллиард рублей. И что с этой информацией делать предпринимателям.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥Обзор к утру пятницы: новая одежда для заключенных, сторис на Госуслугах, зарплатные долги достигли минимума

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

В ближайшие дни объявят параметры налоговой амнистии при дроблении бизнеса

К маю будет готов механизм амнистии для бизнеса, который увлекается дроблением.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд
Реклама

Продлить договор на рекламную конструкцию станет проще

4 мая начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК

Снег уже везде растаял, начинают таять и доходности по облигациям на ожиданиях разворота ДКП, которого, кстати, может и не быть в ближайшее время. Для желающих инвестировать в надёжных эмитентов эксперты из РБК предлагают любопытную подборку облигаций с доходностью выше 16%. Посмотрим, что им есть предложить.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК
Ипотека

Приняты новые условия промышленной ипотеки

Минпромторг обновил на 2024 год ключевые параметры механизма «промышленной ипотеки».

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе

Конституционный суд указал законодателю закрыть брешь в законе по вопросу получения профессиональных налоговых вычетов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве ИП.

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

2

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Интересные материалы

Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.