Что нужно отразить в учетной политике при электронном документообороте?

В современном мире все больше организаций и предпринимателей делают свой выбор в пользу электронного документооборота. Передовые технологии позволяют существенно снизить расходы и ускорить процесс подписания документов. В статье расскажем, какие изменения нужно внести в учетную политику при переходе на ЭДО.
Что нужно отразить в учетной политике при электронном документообороте?
Иллюстрация: Учебно-консалтинговый центр «Разобраться в налогах»

Преимущества ЭДО

Отражение документов в бухгалтерском учете сопровождается ведением первичной и иной документации.

Если компания ведет делопроизводство на бумажных носителях, неизбежны частые переоформления некорректных или испорченных документов, затраты времени и денежных средств на отправку документов курьером, риски утери оригинальных документов. По перечисленным причинам электронный документооборот стремительно вытесняет бумажный.

Основные преимущества ЭДО, которые положительно влияют на работу бухгалтерской службы организации:

  • Быстрая подготовка и поиск документов. Поиск необходимых документов занимает незначительное количество времени, все необходимые файлы в упорядоченном виде хранятся на компьютере сотрудника.

  • Оперативный обмен документами с контрагентами. Документы на бумаге нередко доставляются с опозданием, в непригодном виде, а то и вовсе теряются. При передаче электронных документов описанные трудности исключены.

  • Минимизированы расхождения с контрагентами. Если в закрытом налоговом периоде допущены грубые ошибки, можно оперативно обмениваться исправительными/ корректировочными документами.

  • Быстрое утверждение первичных документов. Оперативное подписание документов и оформление договоров позволяет повысить деловую репутацию компании и привлечь новых партнеров.

Своевременная сдача отчетности. Организации не придется направлять в ИФНС пояснительные письма и выплачивать штрафы.

Порядок перехода компании на ЭДО

Если руководством компании было принято решение о переходе на электронный документооборот, следует придерживаться следующего алгоритма действий:

1. Выбрать способ обмена документами: напрямую с контрагентом (посредством заключения соглашения) или через оператора ЭДО. Последний вариант в большей мере гарантирует безопасность, конфиденциальность и надежность в бизнес-процессах.

2. Выбрать систему ЭДО. Следует брать во внимание такие критерии, как функциональность, надежность, отзывы о качестве обслуживания, а также стоимость самого продукта.

3. Оформить электронную подпись. Электронные документы будут утверждены после проставления квалифицированной ЭП, идентичной по юридической силе собственноручной.

4. Оформить приказ о назначении ответственных лиц. После прохождения соответствующего обучения, сотрудники будут иметь доступ к системе ЭДО, а также к КЭП.

5. Уведомить контрагентов о подключении к системе, обсудить дальнейшее сотрудничество в рамках ЭДО.

Изменения в учетной политике при переходе на ЭДО

Для того чтобы документально закрепить применение системы ЭДО рекомендуется выделить дополнительный раздел в учетной политике организации или индивидуального предпринимателя. Несмотря на наличие положения об ЭДО, где будут даны определения терминов и порядок работы, в учетной политике необходимо закрепить следующую информацию:

  • Способ обмена по ЭДО. При работе через посредника рекомендуется добавить следующую формулировку: «Обмен электронными документами с контрагентами производится через третью организацию – оператора электронного документооборота»;

  • Перечень документов, передаваемых в электронном виде. Примерный список выглядит так: договоры (с дополнительными соглашениями к ним), счета на оплату, товарные накладные, счета-фактуры (УПД), акты выполненных работ, служебные записки.

  • Вид подписи для утверждения документов. ФЗ № 63-ФЗ от 06.04.2011 предусмотрены три разновидности: простая электронная подпись, усиленная электронная подпись (может быть квалифицированной и неквалифицированной).

  • Список ответственных лиц, имеющих доступ к системе ЭДО и КЭП. Помимо генерального директора и главного бухгалтера в него могут быть включены сотрудники бухгалтерии, отвечающие за документооборот с партнерами и сверку данных.

  • Сроки и условия хранения электронных документов. Местом хранения может быть локальный архив, облачное хранилище, а также хранилище системы ЭДО.

  • Способ предоставления документа в ИФНС в зависимости от его категории. По желанию руководства компании документ может быть представлен по требованию налоговой службы в бумажном или электронном виде, если иное не предусмотрено законом.

  • Обязанность соблюдения положения по ЭДО всеми обособленными подразделениями и филиалами компании.

Спасибо, что прочитали наш материал. Надеемся, информация была для вас полезной.

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, узнали ли вы для себя что-то новое из вышеописанного.

Есть вопросы по налогам в вашей компании? Нужна защита от ФНС, налоговая консультация, инициативный налоговый аудит, подбор, тестирование бухгалтеров или обучение по налогам и учету? Обращайтесь в личку.

Начать дискуссию

НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.