Что такое договор инвестиционного займа и его отличие от договора простого товарищества
Подробно конструкцию инвестиционного займа я неоднократно разбирал, например, здесь, здесь и здесь. Напомню, что инвестиционный заём — это заём, при котором возврат займа и процентов за пользование займом возвращается займодавцу в виде процента от выручки или прибыли профинансированного им бизнеса.
Инвестиционный заём прямо не поименован в ГК РФ, однако в силу свободы договора абсолютно легитимен и может законно использоваться в российской юрисдикции (можно также считать инвестиционный заём непоименованной в ГК РФ разновидностью договора займа).
Более того, возможность использования инвестиционного займа подтверждается судебной практикой, например, широко известным определением Верховного Суда РФ № 305-ЭС24-24318 от 02.06.2025 по делу № А40-206328/2023.
Однако, как указывают суды, при использовании инвестиционного займа есть вероятность квалификации отношений между заёмщиком и займодавцем в договор простого товарищества, который регулируется главой 55 Гражданского кодекса РФ.
Действительно, и у договора инвестиционного займа, и у договора простого товарищества есть общие признаки: и в том, и в другом случае стороны договора фактически объединяют ресурсы для развития бизнеса и получения прибыли.
Однако, исходя из логики Верховного Суда РФ, выраженной в указанном ранее деле, чтобы не произошло переквалификации договора инвестиционного займа в договор простого товарищества, нужно, как минимум, соблюсти следующие условия:
договор инвестиционного займа должен предусматривать конкретный или определяемый срок действия договора (срок возврата инвестиционного займа);
договор инвестиционного займа должен предусматривать право заёмщика в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (хотя бы под условием выплаты неустойки/компенсации за отказ от исполнения договора);
договор инвестиционного займа не должен предусматривать очень широкий контроль займодавца за деятельностью заёмщика;
займодавец по договору инвестиционного займа не должен быть вовлечён (помимо предоставления денежных средств бизнесу) в деятельность по ведению и развитию профинансированного им бизнеса.
Согласно статье 1041 ГК РФ по договору простого товарищества двое или несколько лиц (в виде ИП или коммерческих организаций) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица:
для извлечения прибыли;
либо для достижения иной не противоречащей закону цели.
Вкладами участников товарищества могут быть:
деньги;
иное имущество;
профессиональные и иные знания;
навыки и умения;
деловые связи;
деловая репутация;
иные вклады.
Таким образом, в основе простого товарищества лежат не деньги сами по себе, а объединение ресурсов для достижения общей цели. Принципиальное отличие инвестиционного займа от товарищества состоит в том, что заём создает обязательственное отношение «кредитор — должник», а товарищество создает отношение «партнёр — партнёр».
Чем опасна переквалификация договора инвестиционного займа в договор простого товарищества?
Как отмечалось ранее, при привлечении частного капитала в бизнес стороны нередко используют конструкцию инвестиционного займа: инвестор предоставляет бизнесу денежный заём, а бизнес обязуется вернуть сумму займа и проценты в виде процента от выручки или прибыли бизнеса. На практике такая конструкция может оказаться очень близкой к договору простого товарищества и в дальнейшем переквалифицирована судами в простое товарищество.
Это имеет принципиальное значение не только для гражданско-правовой квалификации отношений, но и для налогообложения.
Так, в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ ведение общего учёта операций, подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 146 НК РФ, возлагается на участника товарищества, которым являются российская организация либо индивидуальный предприниматель. При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества на участника товарищества возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные настоящей главой.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором простого товарищества участник товарищества обязан выставить соответствующие счета-фактуры в порядке, установленном НК РФ.
То есть, сам факт ведения операций в рамках договора простого товарищества актуализирует вопрос уплаты НДС по таким операциям. Конечно, операции, указанные в п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 149 НК РФ, не облагаются НДС в силу прямого указания закона.
Однако условия освобождения от уплаты НДС, установленные в отношении ИП или организаций, например, в ст. 145 НК РФ, применяются только в отношении самих налогоплательщиков (субъектов права) - то есть имеют индивидуальный адресный характер. А поскольку простое товарищество само по себе ни субъектом права, ни налогоплательщиком не является, и деятельность его является общей (совместной), а не индивидуальной, то и условия освобождения от уплаты НДС, указанные в ст. 145 НК РФ, к нему не применяются.
Соответственно, в отношении всех операций, совершаемых в рамках простого товарищества и облагаемых в соответствии с законом НДС, действует общее правило об уплате НДС. Условия освобождения от этой обязанности, указанные в НК РФ, применяются индивидуально к тому или иному налогоплательщику, но не к операциям, осуществляемым в рамках простого товарищества.
Данный вывод также подтверждается письмом Минфина РФ № 03-07-11/3604 от 20.01.2025, в соответствии с которым осуществляемая в рамках простого товарищества предпринимательская деятельность не подлежит переводу на применение УСН, а в отношении операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества участником товарищества, применяющим УСН и осуществляющим ведение общего учёта операций по указанному договору, специальный порядок НДС не применяется (то есть применяется общий порядок).
При этом, нужно учитывать, что ИП или организация может вести отдельную предпринимательскую деятельность, не связанную с простым товариществом - в отношении такой деятельности нужно вести отдельный учёт, чтобы она не пересекалась с деятельностью простого товарищества и на неё не распространялись положения об НДС, актуальные в отношении деятельности простого товарищества.
Таким образом, при переквалификации отношений между займодавцем и получателем займа по договору инвестиционного займа в простое товарищество, могут возникнуть налоговые риски, связанные с НДС, которые стороны изначально не учитывали и не закладывали.
В связи с этим, нужно очень тонко и грамотно подходить к вопросу структурирования инвестиционного займа — чтобы исключить риски переквалификации его в договор простого товарищества, а в случае такой переквалификации — нивелировать соответствующие налоговые риски.
Важно: при этом, есть множество направлений бизнеса, в которых риски переквалификации в контексте начисления НДС не страшны. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ операции по продаже (перепродаже) земельных участков и долей в них, операции по продаже цифровой валюты не облагаются НДС, в соответствии со ст. 149 НК РФ также не облагаются НДС продажа ценных бумаг, долей в уставном капитале ООО, продажа многих медицинских товаров, оказание многих медицинских услуг, некоторые услуги по перевозке пассажиров, услуги по предоставление в пользование жилых помещений, многие услуги в сфере культуры и искусства, продажа цифровых финансовых активов, и так далее.
Может ли товарищ принять входной НДС к вычету?
Да. Пункт 3 статьи 174.1 НК РФ предусматривает, что налоговый вычет по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и по имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, предоставляется участнику товарищества, который исполняет обязанности налогоплательщика, при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами этим лицам в порядке, установленном НК РФ.
При осуществлении участником товарищества, ведущим общий учёт операций в целях налогообложения, право на вычет сумм налога возникает при наличии раздельного учёта товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, используемых при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества и используемых им при осуществлении иной деятельности.
Вывод: использование договора инвестиционного займа не противоречит законодательству и прямо поддерживается судебной практикой; при структурировании инвестиционного займа нужно учитывать несколько важных нюансов, чтобы избежать его переквалификации в договор простого товарищества; при правильном структурировании инвестиционного займа риски его переквалификации в договор простого товарищества не являются значительными; в сфере множества бизнес-направлений риски указанной переквалификации в контексте начисления НДС вообще не актуальны в силу законодательного исключения этих направлений из сферы обложения указанным налогом.
Другие вопросы, связанные с конкретными частными случаями возникновения обязанности начисления НДС при реализации простым товариществом товаров, работ, услуг (или невозникновения такой обязанности) в тех или иных сферах бизнес-партнёрства, мы постараемся разобрать в следующих статьях.
Если у вас есть запрос на грамотное структурирование бизнес-партнёрства, в том числе, по модели инвестиционного займа, простого товарищества, обращайтесь по следующим контактным данным:
С уважением, Евгений Рябов
Корпоративный и инвестиционный юрист, предприниматель, автор книг «Как привлечь и оформить инвестиции в бизнес», «Стартап и инвестор: правила игры»
Telegram: t.me/eriabov
E‑mail: evrcapital@gmail.com
Телефон: +7 (987) 2077380


Комментарии под этим материалом были скрыты
В соответствии с редакционной политикой, в настоящий момент мы не отображаем комментарии под этим материалом. Если у вас есть вопросы или замечания, отправляйте их на почту support@klerk.ru