ЭДО

Не утонуть в бумагах: как оптимизировать документооборот

Привет, это Филипп Щиров. Рассказываю, почему стоит задуматься об оптимизации оборота документов, и как организовать этот процесс, чтобы сотрудники больше не закапывались в бумагах.
Не утонуть в бумагах: как оптимизировать документооборот

Почему стоит задуматься об оптимизации оборота документов

Сегодня инструменты обмена важными деловыми сведениями меняются. Теперь эта тема не столько про работу с бумажными документами, сколько про электронный документооборот (ЭДО) – цифровизацию документов и обмен ими через интернет.

Оптимизация документооборота может пугать многие компании своей «сложностью».

Но гораздо проще решиться перейти на ЭДО, если вы знаете о двух главных, но неочевидных практических преимуществах такого документооборота, помимо простого удобства хранения и работы с документами:

  • во-первых, вам гарантирован платёж при оказании услуг по постоплате;

  • во-вторых, ваша бухгалтерия сможет вести корректный учёт.

Давайте разберёмся с каждым из них подробнее.

Гарантированный платёж при оказании услуг по постоплате

Сложно доказать, что вы выполнили свою часть обязательств, если работаете по постоплате и не успели подписать закрывающие документы: счета-фактуры, накладные, акты-сверок, акты выполненных работ, счетов, заказов.

И в случае конфликта первым делом суд потребует документы, подтверждающие сделку.

Из-за того, что обычно бумажный документооборот растянут по времени, необходимых суду документов у вас может и не быть.

Например, контрагент мог не подписать оригиналы, или бумаги потерялись в процессе доставки.

В итоге, обратившись в суд, вы не сможете подтвердить, что сделка была совершена.

Избежать такой ситуации поможет электронный документооборот (ЭДО) – с ним можно оперативно подписывать документы и закрывать сделки.

Бухгалтерия сможет вести корректный учёт

Раз в квартал бухгалтерия должна закрывать налоговый период, то есть определять сумму налога, которую вам нужно заплатить.

По закону, бухгалтер может учитывать только закрытые сделки: такие, для которых у компании есть полный набор закрывающих документов.

В этой ситуации сделка считается состоявшейся: услуга или товар получены заказчиком, а деньги – исполнителем.

По своему опыту и опыту наших коллег мы можем сказать, что при бумажном документообороте больше половины сделок не закрывается, так как большинство документов не успевает вернуться к компании от контрагентов.

Если подписанных документов нет, бухгалтерия на свой страх и риск может принимать сделки к учёту. Но тогда первая же налоговая проверка обнаружит нарушение: за каждую незакрытую по правилам сделку придётся доплатить налог.

Что в документообороте компании можно оптимизировать

В первую очередь руководителю стоит обратить внимание на два типа документооборота, которые могут требовать оптимизации.

Внутренний документооборот

Внутренний документооборот касается всей жизни компании: от создания продукта до управления командой.

Этот обмен документами включает разновидность ЭДО – КЭДО, кадровый документооборот, который используется для различных задач.

Обмен данными по КЭДО нужен, например, если требуется уведомить членов команды об отсутствии одного из коллег. Заблаговременное уведомление необходимо, чтобы перераспределить задачи и приоритезировать срочность их выполнения.

Кадровый электронный документооборот – это спасение для компаний, где много «удалёнщиков».

Если у сотрудника нет возможности лично посетить офис и получить документ на руки, руководитель может передать подчинённому документ с помощью онлайн-платформы.

На такой платформе у каждого сотрудника есть личный кабинет с доступом через браузер или мобильное приложение.

Однако вам нужно помнить, что не все бумаги можно передавать через систему КЭДО.

Так, согласно ТК, трудовые книжки и сведения о трудовой деятельности, акты о несчастном случае на производстве, приказы об увольнении и журналы инструктажей по охране труда должны подписываться сотрудником в бумажном формате.

Также при принятии на работу с соискателем необходимо заключить в бумажном виде соглашение об использовании КЭДО.

Такое соглашение заключается один раз, и для этого нужно выпустить электронную подпись.

Внешний документооборот

Внешний документооборот организован между компанией, её подрядчиками и клиентами.

В ходе такого обмена документами закрепляются договорённости, уточняются детали заказа и осуществляется контроль над тем, как оказываются услуги.

Для оптимизации внешнего документооборота нужно организовать его через систему ЭДО – в нашей компании это 1С-ЭДО. Такая система позволяет бизнесу обмениваться любыми подтверждающими документами.

Системы электронного документооборота универсальны: они подходят как для малого бизнеса с небольшим объёмом оборота документов, так и для средних и крупных предприятий, где документооборот насчитывает сотни комплектов ежемесячно.

Большинство сервисов способны интегрироваться с внешними приложениями – это удобно, поскольку каждый подрядчик может вести учёт в разных системах.

Ещё одно удобство систем ЭДО: в сервисах просто начать обмен документами с другими организациями – достаточно направить им приглашение и дождаться ответа.

Вместо вывода

Не стоит бояться цифровизации бизнес-процессов – она постепенно становится неотъемлемой частью настоящего и ближайшего будущего любого современного бизнеса.

Переход с бумажного документооборота на ЭДО помогает компании оптимизировать обмен документами – в частности, даёт возможность соблюдать порядок в документации и фиксировать договорённости с сотрудниками, подрядчиками и клиентами.

Оптимизация документооборота помогает предупреждать и разрешать возможные конфликты, делая коммуникацию участников трудовых и деловых отношений понятной, оперативной и прозрачной.

Предпринимателю необходимо различать ЭДО и EDI – юридически значимый и юридически (не)значимый документооборот.

Документы, передаваемые по ЭДО, имеют юридическую силу, так как они скрепляются электронными подписями.

В то время как EDI – это система обмена бизнес-информацией. Например, даже письменное заверение о том, что документооборот по электронной почте имеет силу, не поможет доказать правомерность сделки в суде.

Кстати, мы ведём Telegram-канал, в котором рассказываем про бизнес и облачные технологии.

Перейти и подписаться можно по ссылке: https://t.me/altapp1c.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.