Можно ли внедрить 1С:ERP самостоятельно? Подводные камни самостоятельного внедрения

Внедрение «1С:ERP» своими силами — сложно, но возможно. Главное, предусмотреть неочевидные трудности, а также соизмерить экономию, затраты и риски. Рассказываем, чего ждать и когда лучше обратиться к подрядчику.
Можно ли внедрить 1С:ERP самостоятельно? Подводные камни самостоятельного внедрения
фото freepik.com

Внедрять самим или делегировать? Это дилемма как для небольших компаний, где немного бизнес-процессов, так и для крупных предприятий с собственным ИТ-подразделением.

И в том, и в другом случае осуществить внедрение самим реально. При условии, что вы располагаете достаточным количеством ресурсов и понимаете, что ожидает вас в процессе. С последним поможет эта статья.

Подводные камни самостоятельного внедрения

Скорее всего вы задумались о внедрении своими силами по следующим причинам.

1. Это бюджетно

Не нужно платить подрядчикам по «завышенным» ставкам.

ДА, НО… Редко когда в штате заказчика есть полный комплект управленцев и исполнителей с опытом автоматизации. Поэтому неизбежен запуск дорогостоящих мероприятий по подбору персонала. Но и при наличии команды возможны трудности.

Во-первых, на разных этапах внедрения требуется разное число специалистов. Интеграторы регулярно «перекидывают» кадры с одного проекта на другой, используя ресурсы по максимуму. У заказчиков такой возможности нет: сотрудникам, временно не задействованным в проекте, нужно либо искать другие задачи, либо оплачивать часы простоя.

Считается, что штатные программисты простаивают около 30% рабочего времени. Иногда это связано с неграмотным менеджментом, а иногда — с реальной нехваткой задач. Для некоторых компаний ИТ-единица инхаус избыточна.

Во-вторых, по внешним причинам проект может оказаться на паузе или и вовсе закрыться. А прекратить сотрудничество со штатными сотрудниками будет сложнее, чем отказаться от услуг франчайзи.

В-третьих, без опыта аналогичных внедрений заказчику может быть сложно предсказать объём работ и рассчитать бюджет проекта.

2. Это вложение в компетенции

В процессе внедрения в компании вырастут свои специалисты-автоматизаторы. Это серьёзный вклад в корпоративный банк компетенций.

ДА, НО… Если компания подключает к проекту «старичков», есть опасность, что некоторые направления деятельности останутся без ключевых игроков. Ведь участие в проекте занимает от 20% до 100% рабочего времени в зависимости от роли сотрудника. Убедитесь, что у вас есть «замена» или ресурс, чтобы пережить временное снижение экономических показателей.

Ситуация из практики: со стороны заказчика руководителем проекта (РП) назначен главный бухгалтер. Руководство не посчитало нужным найти ему заместителя и освободить от текущих задач. Из-за этого проектом он занимается по остаточному принципу, особенно в периоды сдачи отчётности.

3. Это быстрее и эффективнее

Штатные сотрудники, погружённые в бизнес-процессы, в курсе потребностей компании и могут предвидеть «узкие места».

ДА, НО… Специалисты могут назубок знать участки, с которыми работают. Однако для успешного внедрения этого недостаточно: необходимо владеть методологией и функциональностью программы, понимать тонкости перевода в неё реальных процессов… Всё это нарабатывается с внедренческим опытом, которого у франчайзи всегда больше.

Ещё один момент: сторонние исполнители приносят с собой свежий взгляд. Они могут выявить то, чего не замечают сотрудники, и помочь не только с автоматизацией, но и с реинжинирингом процессов.

Бывает, что внедрение «1С:ERP» — решение имиджевое, а не продиктованное актуальными бизнес-задачами. В таких случаях команда заказчика может пренебречь внимательным изучением функциональности ИС. В результате программа используется как CRM или записная книжка операций — в общем, не по назначению, хотя могла бы приносить реальный экономический эффект.

4. Это даёт больше гибкости

Можно внедрять ИС в комфортном темпе, подстраиваясь под имеющиеся ресурсные ограничения.

ДА, НО… Есть риск, что без жёстких рамок проект расползётся настолько, что навсегда перейдёт в «спящий режим». При работе с подрядчиками вероятность этого снижается: работа исполнителей уже оплачена, они заинтересованы в том, чтобы сдать её вовремя, а руководству сложнее пойти на попятную.

Известны случаи, когда компания запускала проект без плана и оговоренных сроков. Подсистемы внедрялись стихийно, в зависимости от того, в каком отделе накопилось больше проблем. Эффект внедрения был неясен ввиду отсутствия чёткой цели. Работники не понимали смысл происходящего и были не настроены сотрудничать. В таких условиях проект может растянуться хоть на десять лет (и даже больше).

Не уверены, что готовы в одиночку преодолевать трудности внедрения? Советуем рассмотреть гибридные форматы, в рамках которых заказчик и подрядчик делят задачи между собой.

Гибридный вариант

В каком-то смысле большинство успешных внедрений проходят по гибридному сценарию. Внутри компании-заказчика, как и на стороне исполнителя, формируется полноценная команда во главе с РП. На её плечи ложится организация работы сотрудников, вовлечённых в проект, текущий контроль, сбор и передача необходимой исполнителю информации и пр.

Однако мы поговорим о менее очевидных формах взаимодействия.

1. Привлечение РП от внешней компании

Возможная ситуация. В компании есть компетентные исполнители. Остаётся найти того, кто будет руководить проектом. Важно, чтобы это был специалист с методологическим и управленческим опытом. Не исключено, что привлечь такого человека на подряд будет выгоднее, чем нанимать нового сотрудника или отрывать от задач имеющихся.

На что обратить внимание? Сторонний РП не «укоренён» в коллективе. Ему может быть сложно влиять на других стейкхолдеров. Чтобы избежать конфликтов, руководству компании нужно закрепить полномочия РП и донести значение его роли до большинства.

2. Аренда программистов и аналитиков

Возможная ситуация. В штате заказчика есть кандидат на роль РП, но нет непосредственных исполнителей. При этом компания настроена на самостоятельное внедрение. Решением может стать аренда специалистов.

На что обратить внимание? Вариант с аутсорсингом сработает только при наличии РП с опытом автоматизации. Без грамотного руководства процессы могут «провисать», а реализация — отклоняться от реальных задач компании.

3. Доработка отдельных блоков подрядчиком

Возможная ситуация. Команда заказчика внедряет типовой функционал, а участки, требующие кастомизации, передаёт подрядчику.

На что обратить внимание? На коммуникации. Чем больше участников вовлечено в проект, тем сложнее может быть обмен информацией, согласование решений и пр. При взаимодействии двух команд особенно важно убедиться, что с вашей стороны ему ничто не препятствует. Исполнитель тоже должен работать над коммуникациями: идти на контакт, предоставлять отчёты, формализовать задачи, поставленные устно и т.д.

4. Внедрение отдельных блоков подрядчиком

Возможная ситуация. Команда заказчика запускает часть второстепенных подсистем (закупки, ремонты и пр.), а самое сложное оставляет подрядчикам. Или наоборот: по ходу проекта набирается опыта, а потом применяет полученные знания — внедряет оставшиеся блоки или тиражирует решение в филиалах.

На что обратить внимание? Сотрудники не вырастут в готовых специалистов сами собой. Для этого в процессе внедрения нужно организовать особое подразделение — Центр компетенции, разработать модель компетенций, регламентировать участие, обучение и аттестацию и т.д.

Напоследок — официальная позиция поставщика. Для достижения наилучших результатов фирма «1С» рекомендует осуществлять внедрение комплексных информационных систем силами партнёров, обладающих соответствующими статусами — «Кандидат в Центр 1С:ERP» и «Центр 1С:ERP». Наличие статусов означает, что у партнёра есть обязательные компетенции, специалисты и не менее одного успешного внедрения «1С:ERP».

Начать дискуссию

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Из статьи вы узнаете историю главбуха из Санкт-Петербурга Анны Филимоновой, которая из-за схем собственницы бизнеса получила уголовную судимость и миллионные долги.

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
Пенсии

Юбилярам выплатят повышенную пенсию

Пенсионеры, которым исполнилось 80 лет, а также инвалиды первой группы получат доплату в размере 100% фиксированной части пенсии.

Банки

С 1 мая между своими банковскими счетами можно переводить без комиссии и до 30 млн рублей

Отправить деньги на свой счет в другие банки можно без комиссий. Также кредитным организациям запрещено ограничивать размер и число переводов в пределах 30 млн рублей.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на май, ведь что? Ведь дивидендный сезон в самом разгаре, вот что. Компании объявляют и выплачивают годовые дивы за весь 2023 год, а также некоторые компании платят за первый квартал 2024.

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

​Налоговая оговорка. Оговорка не приговорка (каламбур)

Нас уже несколько раз просили разобрать вопрос налоговой оговорки.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

​По ту сторону судебного процесса: история одного дела

Как известно нашим уважаемым подписчикам, на канале мы регулярно приводим обзоры наиболее интересных дел, выводы по которым могут быть полезными налогоплательщикам. Однако, гораздо больше сил и времени наши консультанты тратят на непосредственное участие в самих судебных процессах.

А как у них? Налогообложение в Катаре

Сегодня поговорим о Катаре – стратегическом партнере России на ближнем востоке. Государство, которое занимает третье в мире место по запасам природного газа, но у которой ограниченный ресурс в агропромышленной сфере из-за суровых условий региона местоположения.

С 1 мая в России переводы между своими счетами в разных банках станут бесплатными

Сейчас на переводы себе и другим людям действует общий лимит СБП — 100 тысяч рублей в месяц.

«Тинькофф Инвестиции»: 3 мая завершается прием заявок на обмен заблокированных иностранных активов

«Тинькофф Инвестиции» опубликовали инструкцию по обмену заблокированных иностранных активов для своих клиентов в Telegram-канале.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Интересные материалы

Нет тела — нет дела! Или нет документа — нет уголовного дела!

Мнение адвоката о защите по экономическим преступлениям и спорам.