Как повысить рентабельность бизнеса? Разбираемся на примере «Кроссовок» и «Сапог»

Одна из главных задач финансовых менеджеров — посчитать прибыль. Однако собственников интересует не только полученная сумма, но и как можно заработать больше. В этом материале рассказываем про прибыль и рентабельность, а также делимся кейсами и рабочими инструментами по повышению этих показателей.
Как повысить рентабельность бизнеса? Разбираемся на примере «Кроссовок» и «Сапог»

Эта статья — ещё один конспект с нашей конференции «Финансы компаний v2.0». Автор: Снежана Манько, эксперт по финансам бизнеса.

Прибыль и рентабельность

Часто руководители бизнеса не знают, как правильно рассчитать прибыль и рентабельность. Из-за этого не получается разделить эти показатели на составляющие и найти точки роста.

Первое, на что стоит обратить внимание — абсолютное выражение прибыли: сколько заработала компания. Считаем так:

Прибыль = Доходы − Расходы

Следующий важный показатель для бизнеса — рентабельность. Чем она выше, тем эффективнее бизнес. Рентабельность часто путают с маржинальностью и наценкой. Путаница между показателями приводит к тому, что руководители не понимают, чем они управляют и что для этого нужно сделать.

Рентабельность по прибыли рассчитывается по следующей формуле:

Рентабельность = (Прибыль/Выручка) * 100%

Разберём на примере двух компаний

Из примера видно, что у ООО «Сапоги» больше выручка и прибыль. Однако бизнес эффективнее у «Кроссовок» — рентабельность на 2% выше. Об этом часто забывают в погоне за выручкой и оборотами, но именно рентабельность должна быть верхнеуровневым фокусом финансистов.

Как вести отчёт о прибылях и убытках

В бизнесе также часто уделяют мало внимания отчёту о прибылях и убытках (ОПиУ) или и вовсе неправильно его составляют. Это происходит из-за того, что не все понимают, из чего состоит прибыль и как учитывать доходы и расходы, которые входят в ОПиУ. Разберёмся в понятиях и правилах учёта.

Доходы можно разделить на две категории:

  • выручка — доходы от обычной деятельности;

  • прочие доходы — разовые поступления от прочей деятельности.

Расходы можно сгруппировать двумя способами:

  • прямые и косвенные;

  • переменные и постоянные.

Прямые и косвенные расходы

Прямые расходы — расходы на создание продукции, товара или услуги, продавая которые компания получает выручку. Их можно напрямую отнести к конкретным товарам или услугам. Примеры прямых расходов:

  • стоимость товаров для перепродажи;

  • затраты на сырье для производства;

  • затраты на производственный персонал;

  • амортизация оборудования.

Косвенные расходы — расходы на управление и развитие бизнеса. Их нельзя отнести к конкретному продукту, они направлены на бизнес в целом. К косвенным расходам относятся:

  • затраты на маркетинг;

  • затраты на рекламу;

  • затраты на продвижение.

Переменные и постоянные расходы

Переменные расходы — расходы, которые меняются при изменении объёмов продаж или производства. К ним можно отнести:

  • стоимость товаров для перепродажи;

  • затраты на сырье для производства;

  • затраты на производственный персонал;

  • затраты на привлечение клиентов.

Переменные расходы не всегда равны себестоимости. Например, затраты на привлечение клиентов — переменный расход, однако в себестоимость он не входит.

Постоянные расходы — затраты, которые не меняются при изменении объёмов продаж или производства. Например:

  • аренда офиса;

  • охрана;

  • услуги банка;

  • зарплата административного персонала и другие.

Два способа посчитать отчёт о прибылях и убытках

При подсчёте расходов нужно пользоваться только одной классификацией: делить расходы или на переменные и постоянные, или на прямые и косвенные.

На картинке ниже представлены два варианта отчёта о прибылях и убытках: слева, если расходы сгруппированы на прямые и косвенные, справа — если на переменные и постоянные.

Группировку затрат на прямые и косвенные удобно использовать для расчёта себестоимости. Второй вариант интересен для управленческих целей и финансового анализа. Он позволяет прямо в отчёте о прибылях и убытках рассчитать точку безубыточности, маржинальную прибыль, операционную прибыль, EBITDA.

Правила учёта доходов

Мы сфокусировались на прибыли и рентабельности, выбрали метод учёта расходов — дальше нужно выбрать метод учёта. Есть три правила.

1. Метод начисления

По нему суммы попадают в тот период, к которому относятся. Для этого понадобится информация об отгрузках и покупках, начислениях зарплат, налогах, списаниях в производство (накладные, акты, передаточные документы). Ещё есть кассовый метод, по которому составляется отчёт о движении денежных средств. Предприниматели часто не понимают разницу и просят финансистов считать прибыль кассовым методом. Из-за этого возникают ошибки и прибыль отражается некорректно.

2. Правило периодов

В одном и том же периоде должны быть признаны выручка, себестоимость и прибыль, то есть финансовый результат от продажи. Если есть затраты, которые ещё нельзя признать как себестоимость, значит, речь идёт о незавершенном проекте. Ему место в активах.

3. Отсутствие НДС

В отчёте о прибылях и убытках все доходы и расходы учитываются без транзитного налога, который платит конечный покупатель — НДС. Это не доход и не расход компании.

Как повысить рентабельность

Когда есть чёткое понимание, что такое прибыль, какие виды расходов и доходов существуют и как правильно их учитывать, можно начинать выстраивать гипотезы по повышению рентабельности.

Увеличить выручку

Один из показателей, которые влияют на прибыль, — выручка. Значит, если увеличить выручку, можно увеличить и прибыль тоже.

Как это сделать?

  • Увеличить цены.

  • Увеличить количество продаж.

  • Повысить эффективность взаиморасчетов с покупателями (постоплата и предоплата).

Увеличить выручку и снизить себестоимость

Иногда даже несущественное снижение себестоимости оказывается большим вкладом в финансовый результат.

Как это сделать?

  • Оптимизировать товарную/продуктовую линейку.

  • Продавать более маржинальные товары.

Снизить себестоимость

  • Сменить поставщиков.

  • Провести переговоры с текущими поставщиками и договориться о скидках.

Снизить постоянные расходы

Нет задачи урезать все расходы, цель — повысить эффективность без ухудшения работы.

Как это сделать?

  • Изменить систему мотивации персонала.

  • Сократить или нормировать ненужные расходы.

  • Оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы.

  • Оптимизировать расходы на рекламу и маркетинг.

  • Оптимизировать налоговую нагрузку.

Увеличить доходы за счет прочих доходов

Продать или сдать в аренду активов компании, которые не используются в собственных целях.

Что дальше

Выберите подходящую гипотезу и посчитайте, какое из действий сделает бизнес эффективнее. После этого вы можете начать повышать прибыль компании с помощью операционных рычагов. О них мы с примерами рассказали в этом материале на «Клерке».

Подписывайтесь на Telegram-канал «Помощник финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Пенсии

В пенсионный стаж войдет период военной службы в новых регионах

Тем, кто проходил военную службу в новых регионах до их объединения с Россией, засчитают этот период в стаж для формирования пенсии.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Ответственность бухгалтера: материальная, административная, уголовная, субсидиарная. Кто отвечает за нарушения после увольнения главбуха? + Памятка для скачивания

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета может распространяться не только на период работы, но и выходить за его пределы. Новому главбуху тоже не стоит расслабляться, если не заметить вовремя ошибку предшественника, отвечать за нее придется самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

🥂 На летних верандах разрешили продавать алкогольные напитки

Госдума приняла законопроект, который разрешает продавать алкоголь на открытых сезонных верандах.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Борьба с киберпреступлениями выйдет на новый уровень

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

У ИП не может быть только патент, всегда за углом прячется еще одна система налогообложения. «Ночной бухгалтер» № 1686

Некоторые начинающие предприниматели, когда регистрируют ИП (особенно через посредников) и выбирают себе патентную систему, считают, что применят только ее, однако это не так. Из-за такой ошибки ИП может попасть на крупные доначисления, причем за весь год сразу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Брокеры начнут обмениваться информацией о расходах инвесторов

Чтобы налоги с инвестиций рассчитывались корректно, брокеры будут обмениваться информацией с другими участниками рынка по заявлению инвестора.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Власти будут компенсировать до половины затрат за переход на российское «тяжелое» ПО

Правительство запустит новый инструмент поддержки для организаций, которые станут применять так называемое тяжелое российское программное обеспечение.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года

Одно уведомление в мае бухгалтеры уже сдали по сроку 03.05.2024. Не позднее 27 мая нужно сдать еще одно.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года
Кадры

Всех педагогов хотят освободить от лишней бумажной работы

В России уже работает закон, который сократил бюрократическую нагрузку на учителей, но только школ.

Товарно-транспортная накладная (ТТН): форма, заполнение, образец

В составе документов на отгрузку товара присутствует несколько видов бумаг. Состав зависит от способа реализации, прописанного в договоре поставки. Товарно-транспортную накладную в 2023-2024  году заполняют компании, которые доставляют груз покупателю. Это могут быть специализированные организации, занимающиеся перевозками, продавцы и производители товара, покупатели, использующие свой или арендованный транспорт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Наиболее распространенные ситуации налогового дробления. Как нельзя делить бизнес, с примерами из судебной практики

Приведу в данной статье наиболее типичные (а в чем-то даже одиозные) примеры подобной схемы дробления.

Личные финансы

Почему мы теряем деньги вместо того, чтобы их приумножать

По данным НАФИ, 27% россиян младше 24 лет не ведут учет трат и не планируют свой бюджет. При этом москвичи показывают средний уровень финансовой грамотности, набирая 6,9 баллов из 10. Разбираемся, какие финансовые ошибки чаще всего совершают потребители и как этого избежать.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: шенгенская виза подорожает, Lada можно купить на Wildberries, получение кешбэка стало схемой

Подготовили обзор главных событий дня — 21 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Маркетплейсы

Как на УСН учитывать удержания маркетплейса из дохода за проданный товар

Сейчас многие предприниматели продают свои товары на маркетплейсах. Это электронные площадки для продажи товаров в интернете. Например, Озон, Вайлдберриз и др. ФНС разъяснила, как продавцу на УСН считать доход при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же Покупка Предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Ведение бизнеса

Трафик торгового центра и торговой точки: как подсчитать, и зачем это делать

Выбирая ТЦ для открытия розничного магазина, важно оценить его трафик — сколько людей приходят за покупками, и есть ли среди них потенциальные клиенты. Стоит ли верить тем данным, которые предоставляют арендаторам ТЦ, как самостоятельно оценить трафик центра и торговой точки, проанализировать полученную информацию и использовать ее для повышения продаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Цифра дня. Про трудоголиков

Почти треть россиян называют себя трудоголиками.

Цифра дня. Про трудоголиков
Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы. Роскомнадзор подготовил проект приказа для рекламодателей.

5 главных ошибок в кадровых документах работодателя

Проблемы с кадровым делопроизводством может привести к серьезным последствиям.

Интересные материалы

Банки

Формула успеха: как понимание региональной специфики и гибкие бизнес-процессы помогают бизнесу расти и процветать 

В 2024 году Агророс Банку исполняется 30 лет. За это время он превратился из скромного провинциального банка в крупную региональную организацию, отвечающую всем требованиям финансового рынка.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру