Почему не получается внедрить управленческий учёт, что с этим делать. ТОП-10 основных причин.

Управленческий учёт помогает бизнесу быть эффективным, а потому более прибыльным. Однако не у каждой компании получается внедрить систему. Причинами могут стать недопонимание руководства, недостаток ресурсов, слабая подготовка персонала. В материале расскажем про самые распространённые проблемы при внедрении управленки, а главное, как их обойти.
Почему не получается внедрить управленческий учёт, что с этим делать. ТОП-10 основных причин.

Автоматизация управленческого учёта – масштабный проект, охватывающий всех сотрудников и все процессы организации.

В результате в организации должна быть выстроена система, обеспечивающая достоверность, оперативность и достаточность данных для контроля за бизнесом.

Этапы автоматизации управленческого учёта

Выделим 6 основных этапов:

  • подготавливаемся на старте;

  • разрабатываем модель;

  • настраиваем учёт в компании;

  • автоматизируем;

  • тестируем;

  • корректируем.

После – контроль и аналитика систем. Поговорим подробнее о каждом и сложностях, с которыми можно столкнуться.

Подготовка

Ключевой этап, на котором формируется база проекта внедрения. Как вы эту базу подготовите, так проект и пройдёт.

В подготовку обязательно включайте глубокую диагностику состояния учёта на текущий момент, чтобы вы понимали, с чем имеете дело.

Чем глубже ваш ресурс позволяет провести диагностику, тем точнее можно составить модель управленческого учёта с пониманием внутренних процессов и снять часть вопросов.

Какие трудности встречаются на этапе

  • Нет конкретных целей.

Цель должна быть конкретной – желательно, чтобы она была изложена в каких-то критериях.

Не «чтобы у меня собиралась кредиторская задолженность», а было информационное обеспечение по задолженности покупателей, к которому в любой момент можно обратиться и проработать дебиторскую задолженность.

  • Размыты роли и ответственность.

Здесь стоит уделить внимание ролям участников проекта внедрения. Обязательно сформируйте команду тех, кто из компании должен участвовать, определите, все ли основные функции работы этой компании затрагиваются, распределите роли: кто будет исполнителем, кто куратором, кто какой ресурс будет обеспечивать.

Так люди чувствуют свою принадлежность к проекту, и не происходит размытия ролей и ответственности.

  • Нет плана работ.

Обязательно составляйте чёткий, конкретный позадачный план работ, не укрупняйте. Прикрепите к каждой задаче ответственного. Запланируйте ресурсы, которыми вы эту задачу будете выполнять.

Обозначьте результат, который вы должны получить: отчёт, документ, процесс.

Пропишите конкретный план не просто с перечнем работ, а с указанием необходимой сопутствующей информации.

Разработка управленческого учёта

Это методологический этап, когда вы составляете полную картину того, что вы хотите видеть.

Вы описываете источники, из которых будете получать эту информацию, составляете документацию и формируете модель управленческого учёта, которую будете внедрять и автоматизировать.

Какие трудности встречаются на этапе

Не прописан образ результата, к которому идём.

Нет задокументированной схемы источников информации, как они между собой связаны и как будут попадать в отчёты.

Отсутствует методология учёта. Обязательно составляйте письменные описания правил учёта, методологии, к которым хотите прийти. В документации прописывайте основные критерии модели учёта и блоки.

Ваша методология должна описывать, кто, что, когда, куда и в каком виде заносит информацию, что вы из неё получаете и какую отчётность складываете.

Настройка учёта

Переходим к практике.

Формируем предметные альбомы форм – как должен выглядеть каждый отчёт, кто отвечает за каждый блок составления, какие входящие остатки, с чем мы работаем сейчас, от чего начинаем формировать нашу отчётность.

Какие трудности встречаются на этапе

  • Нет поддержки от руководства.

Руководство появилось только на моменте заключения договора на внедрение, и следующая встреча будет на презентации результата.

Старайтесь вовлекать руководителя, он должен также присутствовать хотя бы частично на каждом этапе.

  • Сопротивление со стороны сотрудников.

Часто вопрос бывает чисто технический: например, сотрудник не знает, как заполнить форму. Тут надо вопросами вывести на причину: «Всё ли у вас получается, всё ли понятно?».

Если здесь человеческий фактор («Я не хочу, меня все устраивало, как раньше»), то нужно привлекать административный ресурс, делать совместные встречи-обсуждения, почему не получается и как быть дальше.

  • Нет единых классификаторов.

Техническая проблема, которая возникает на данном этапе, – это то, что классификаторы, справочники и правила, которые мы сделали на этапе разработки модели, имеют разночтения.

В одном месте так названо, в другом – так. Если вы подтягиваете информацию с другой базы данных, например, CRM, а там наименование услуг/продуктов другое, происходят нестыковка и непонимание, что с этим делать.

Это нужно предусмотреть на этапе разработки модели: проверить, что все справочники, которые используются в системе, пришли к единому виду.

После того как учёт внедрён и все процессы работают, компания полностью готова к автоматизации.

Автоматизация

На этапе автоматизации подбираем программу под ваши правила учёта, которые уже настроены.

Обязательно на этом этапе проводите инструктирование и обучение работников, предусматривайте в плане время на адаптацию к новой программе.

Какие трудности встречаются на этапе

  • Неверный выбор программы.

Сейчас очень большой ассортимент программ и предложений. Как сориентироваться и выбрать правильную – непонятно.

Большинство устойчивых «игроков» предлагают тестовый период от двух недель до месяца.

Старайтесь выделить ключевые процессы, которые вы хотите «обкатать», пусть это будут минимальные усилия, исключительно с целью тестирования программы.

Если нет возможности протестировать, запросите презентацию. Послушайте, что программа умеет, и уточните, как это будет выглядеть на вашем процессе. Перед выбором ПО составьте перечень критериев.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях

Подписывайтесь на Telegram-канал «Помощник финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Комментарии

2
  • Мирам

    Причинами могут стать недопонимание руководства, недостаток ресурсов, слабая подготовка персонала.

    да

    Нет единых классификаторов.

    Техническая проблема, которая возникает на данном этапе, – это то, что классификаторы, справочники и правила, которые мы сделали на этапе разработки модели, имеют разночтения.

    для чего это вообще нужно? чтобы было?

Не знаете плана счетов? Вы не бухгалтер!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

В отличие от трудоустройства иностранного сотрудника по обыкновенному разрешению на работу (РНР), оформление иностранца в статусе ВКС является более быстрым процессом и имеет ряд преимуществ. Работодателю не нужно получать квоту, оформлять разрешение на привлечение иностранцев, а документы для ВКС выдаются сразу на 3 года.

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

Резиденты ТОР получат госимущество в упрощенном порядке

Предприниматели из специальных экономических территорий смогут быстрее получать недвижимое и движимое имущества без торгов и на льготных условиях.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Автоматизация позволяет владельцу бизнеса выйти из рутины и операционки. При этом процессы останутся управляемыми. Разберемся, с какими трудностями автоматизация помогает справиться бухгалтерской аутсорсинговой фирме и какие возможности дает.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Коллекторы

Должников по ЖКХ защитят от коллекторов

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для выбивания долгов за жилищно-коммунальные услуги.

В ЕГРН больше не будет информации о режимных объектах

Вступает в силу закон о неразглашении назначения, положения и видов режимных объектов.

Акцизы

Изменятся акцизы на российские вина

Игристые вина и российское шампанское будет облагаться акцизом в размере 119 рублей. В первоначальной версии законопроекта депутаты планировали увеличить этот налог до 141 рубля.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски
Инвестиции

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2

Заканчивается апрель, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции в этом месяце. В первой половине месяца я покупал в основном облигации, когда размещений был целый вагон и маленькая тележка, во второй половине удалось восстановить баланс. Дополнительных пополнений не было, но к 200 000 добавились купоны и дивиденды.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2

Как пережить эти выходные бухгалтеру, который не может ходить

Друзья, мало того, что я не смогла поехать в запланированную поездку, так у меня новая напасть - не могу наступать на ногу. Совсем. Давайте мне все вместе придумаем развлечения:сериалы, игры и тд.

36
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Из статьи вы узнаете историю главбуха из Санкт-Петербурга Анны Филимоновой, которая из-за схем собственницы бизнеса получила уголовную судимость и миллионные долги.

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы
8

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

1

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
3

Интересные материалы

Пенсии

Юбилярам выплатят повышенную пенсию

Пенсионеры, которым исполнилось 80 лет, а также инвалиды первой группы получат доплату в размере 100% фиксированной части пенсии.