Инструкция по внедрению: пошаговый план автоматизации процессов. От идеи до организации работы

Сейчас в бизнесе происходит информационная глобализация. Данные появляются очень быстро, и человек не всегда может качественно и оперативно превратить их в информацию — а именно на основе информации сформировать бизнес-решения. С этой задачей помогает автоматизация. Из статьи вы узнаете, когда пора внедрять автоматизацию, и как к ней подготовиться.
Инструкция по внедрению: пошаговый план автоматизации процессов. От идеи до организации работы

Автор: Константин Смирнов, Коммерческий директор группы департаментов ERP, ГК «КОРУС Консалтинг».

Как понять, что вашему бизнесу нужна автоматизация

Я часто сталкиваюсь с клиентами, которые приходят покупать IT-продукт, но не понимают зачем. Кто-то приходит, потому что это модно, кто-то — просто по инерции. Чтобы понять, нужна ли вам автоматизация, рекомендую ответить на два вопроса:

  1. Почему сейчас я хочу автоматизировать этот процесс, а раньше не хотел?

  2. Что будет, если я не автоматизирую процесс? Какие есть риски? Могу ли я оценить их в деньгах?

Хороший ответ: мой бизнес растёт, но текущая платформа не может поддержать этот рост. Мы провели технический аудит и подтвердили, что при увеличении пользователей текущая система не будет работать. Поэтому мы решили поменять её прямо сейчас. Если этого не сделать, придётся или остановить рост, или потерять информацию о бизнесе.

Чек-лист:

  • есть сформулированная актуальная потребность;

  • есть ясная и объективная цель, которая в идеале будет выражена в деньгах и связана с прибылью;

  • есть сформулированные риски, которые наступят без автоматизации.

Как подготовиться к внедрению автоматизации

За последний год ситуация поменялась: качественных продуктов для автоматизации стало меньше, и выбрать подходящий может быть сложно. Чтобы это сделать:

  • сформулируйте функциональные требования;

  • проанализируйте соответствие инструментов требованиям;

  • ознакомьтесь с лицензионной политикой;

  • посчитайте стоимость владения инструментом.

Когда выделяете бизнес-процессы, которых коснётся автоматизация, нужно определить самое главное. Не стоит описывать и документировать всё, что вы делаете: пришёл в офис, сделал кофе, начал работу. Нужно обозначить только те функции, которые связаны с возникновением данных. Например, если мне нужен справочник контрагентов, который содержит поля A, B и С. Эти поля нужны, чтобы строить аналитику по клиентам.

Не забывайте про здравый смысл: если невозможно описать детально, укажите допущения и ограничения. Также функциональные требования должны быть напрямую связаны с целью автоматизации.

Чек-лист:

  • есть сформулированные функциональные требования;

  • есть подтвержденное сравнение функциональности инструмента с требованиями;

  • есть оценка стоимости владения инструментом.

Выбираем продукт и подрядчика

Есть 4 категории часто покупаемых продуктов:

  • самые дешёвые — не жалко потратить деньги;

  • самые дорогие — когда кажется, что дорогое = лучшее;

  • самые близкие — например, по совету знакомого;

  • лучшие по характеристикам.

Я рекомендую выбирать лучших по характеристикам, чтобы снизить вероятность ошибки. Однако эта стратегия не популярна, потому что для этого нужно сесть и разобраться.

После того, как вы выбрали подходящий инструмент, его нужно интегрировать и доработать. Для этого нужно определиться с исполнителями. Когда выбираете подрядчиков, нужно обязательно смотреть на 4 фактора.

Опыт

У подрядчика или исполнителя должен быть релевантный проект. В каждой сфере есть своя специфика. Как минимум, с теми, кто знаком с вашей сферой, будет проще разговаривать. Чтобы проверить опыт, можно запросить референсы.

Компетенции

Это нечто объективное: экспертиза в предметной области, в работе с продуктом. Это про методологии, сертификаты и знания, которые можно доказать.

Возможности исполнителя

К этой части относятся количество сотрудников, выручка, репутация компании, сертификаты. Это важно, потому что часто проекты идут не по плану. Вы можете чётко сформулировать ожидания, поставить конкретную цель, но это не гарантирует, что в ходе проекта не будет изменений. Тогда нужно переориентироваться и всё быстро переработать.

К примеру, в этом году многим международным компаниям пришлось резко перестроиться и стать российскими. Важно, чтобы партнёр мог быстро масштабироваться, усилить команду и покрыть риски совместно с вами.

Открытые интересы исполнителя

В России не очень популярен термин Open book — идея в том, чтобы открыто говорить о своих интересах. Вы обозначаете подрядчику сроки и бюджет и объясняете цифры: у меня есть X тысяч на внедрение системы за Y месяцев, потому что я хочу сэкономить Z рублей. Подрядчик отвечает, что его ресурсы стоят A, фактическая прибыль с учётом рисков для него будет B%, и предлагает работать в понятной для всех модели. Если прибыль подрядчика падает, а выручка заказчика не увеличивается, нужно договариваться о новых условиях. Подход «я прав, потому что я тебе плачу» в корне неправильный.

Что-то ещё?

Зачастую мы покупаем продукты не разумом, а сердцем. А если вы покупаете сердцем, вы рискуете купить просто классного продавца. При выборе автоматизации нужно четко сформулировать цель проекта, определить инструмент, который бы решал именно ваши задачи, а также выбрать подходящего исполнителя и грамотно выстроить работу с ним.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Комментарии

1
  • да, спасибо, все именно так. Только (увы) автоматизация процессов стоит денег и всегда стоила недешево. Да и штат приходится расширять. Так что автоматизировать начинают только тогда, когда совсем уже все плачевно.

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Из статьи вы узнаете историю главбуха из Санкт-Петербурга Анны Филимоновой, которая из-за схем собственницы бизнеса получила уголовную судимость и миллионные долги.

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы
4

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
Пенсии

Юбилярам выплатят повышенную пенсию

Пенсионеры, которым исполнилось 80 лет, а также инвалиды первой группы получат доплату в размере 100% фиксированной части пенсии.

Банки

С 1 мая между своими банковскими счетами можно переводить без комиссии и до 30 млн рублей

Отправить деньги на свой счет в другие банки можно без комиссий. Также кредитным организациям запрещено ограничивать размер и число переводов в пределах 30 млн рублей.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития
Инвестиции

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на май, ведь что? Ведь дивидендный сезон в самом разгаре, вот что. Компании объявляют и выплачивают годовые дивы за весь 2023 год, а также некоторые компании платят за первый квартал 2024.

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

​Налоговая оговорка. Оговорка не приговорка (каламбур)

Нас уже несколько раз просили разобрать вопрос налоговой оговорки.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

​По ту сторону судебного процесса: история одного дела

Как известно нашим уважаемым подписчикам, на канале мы регулярно приводим обзоры наиболее интересных дел, выводы по которым могут быть полезными налогоплательщикам. Однако, гораздо больше сил и времени наши консультанты тратят на непосредственное участие в самих судебных процессах.

А как у них? Налогообложение в Катаре

Сегодня поговорим о Катаре – стратегическом партнере России на ближнем востоке. Государство, которое занимает третье в мире место по запасам природного газа, но у которой ограниченный ресурс в агропромышленной сфере из-за суровых условий региона местоположения.

С 1 мая в России переводы между своими счетами в разных банках станут бесплатными

Сейчас на переводы себе и другим людям действует общий лимит СБП — 100 тысяч рублей в месяц.

«Тинькофф Инвестиции»: 3 мая завершается прием заявок на обмен заблокированных иностранных активов

«Тинькофф Инвестиции» опубликовали инструкцию по обмену заблокированных иностранных активов для своих клиентов в Telegram-канале.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Интересные материалы

Нет тела — нет дела! Или нет документа — нет уголовного дела!

Мнение адвоката о защите по экономическим преступлениям и спорам.