Каким компаниям нужен управленческий учет, а каким — нет

В отличие от бухгалтерского учёта, управленческий — не обязателен. Налоговые и надзорные органы не требуют его наличия, а должность главного финансиста не фиксируется учредительными документами. В этом материале рассказываем, по каким критериям можно определить, нужно ли вести управленческий учёт в компании.
Каким компаниям нужен управленческий учет, а каким — нет

Автор: Юрий Кузьменков, финансовый директор с 20-летним стажем.

За внедрением управленческого учёта обращаются разные предприниматели. Кто-то знает, что это такое и для чего оно нужно. А кто-то услышал, что управленка есть у всех крутых фирм и захотел себе. Но в обоих случаях возможна ситуация, когда небыстрый процесс внедрения оказывается бесполезным, а полноценная система — ненужной. Рассмотрим несколько случаев, когда управленка точно не нужна.

В первую очередь следует обратить внимание на размер предприятия. Если расходы на сам управленческий учёт превышают экономическую выгоду, то внедрение явно не требуется.

Время от оплаты до выручки

Другими словами, как сильно отличаются сроки учёта операций в ОДДС и ОПиУ. Если отличие небольшое, один-два операционных дня, то управленческую отчётность можно заменить выпиской из интернет-банка. В таком случае деньги от клиента практически сразу становятся выручкой, а начисленные суммы оплачивают почти немедленно.

С расходами аналогичная ситуация. Вы платите в тот момент, когда несёте эти самые расходы. А если и случается небольшой лаг, то на качество управленческих решений это никак не влияет.

Чаще всего в таком бизнесе балансовые показатели отсутствуют, нет амортизации. Нет и аналогичных расходов, соотношение которых к соответствующему периоду повлияет на финансовый результат.

У компании, которая оказывает услуги массажа на дому, большое количество сотрудников и хорошие обороты. Собственник здесь всегда знает, сколько денег получил от клиентов и какая комиссия у массажистов. При этом с термином «дебиторская задолженность» он не знаком вовсе.

Другая ситуация в бизнесе, в котором поступления и списания средств отделены от финансовых результатов неделями или месяцами. К примеру, в один месяц предприниматель получил аванс, в другой — заплатил подрядчику или купил оборудование, в третьем — учёл выручку и финансовый результат по сделке. При этом когда поступит оставшаяся часть денег, можно только догадываться.

С одним-двумя договорами можно справиться. А если их будет пара десятков, возрастает риск что-то упустить, что-то вовремя не посчитать, посмотреть не на те цифры и принять неверное управленческое решение. В этом случае управленческий учёт может уберечь от ошибок.

Маржинальность и рентабельность бизнеса

Когда компания имеет высокую маржинальность, более 80−90%, перераспределение расходов мало влияет на управленческие решения и бизнес в целом.

Да, управленческий учёт в таких компаниях действительно помогает собственнику понять, сколько у него прямых и косвенных расходов. Так предприниматель получает анализ динамики и узнаёт причины роста административных расходов. Возможно, руководитель на этой основе даже примет какое-нибудь управленческое решение, которое повысит общую рентабельность с 84 до 86%. Однако подобные манипуляции не дадут стабильного и существенного роста. Например, в бизнесе, где продают картины на заказ, правильный подсчёт расходов на краски и холсты никак не повлияет на стоимость картин.

И напротив, если компания имеет низкую маржинальность, то неправильное отнесение капитальных затрат к операционным или квартальная оплата аренды покажут в отчётах убыток в периоде. Это также может привести к поспешным управленческим решениям.

Например, собственник купил новое оборудование и лишил этим всех производственных сотрудников премиальной части оплаты. Эти работники обиделись и уволились. В итоге собственник не поехал в отпуск и повысил требования к персоналу, потому что посчитал, что на предприятии убыток.

Частота сделок

Если сделки проходят редко, не чаще одной-двух в год, то даже начинающий предприниматель способен запомнить, получил ли он деньги по договору и сколько ещё осталось на счету. Структура расходов в таком бизнесе меняется редко и не требует постоянного анализа. Как правило, траты заранее определены и не меняются на протяжении сделки или вообще всей жизни компании.

Например, бизнес по разработке программного обеспечения, где компания выполняет крупный проект раз в полгода. Есть уверенность, что IT-специалисты смогут держать в голове дату авансового платежа и факт оплаты очередного этапа. В то же время стоимость аренды серверов и зарплату программистам можно учесть в небольшой таблице Excel без разделения на операционные и неоперационные расходы.

Советы по внедрению управленки для предпринимателей и финансистов

Подобных критериев можно привести гораздо больше. Однако те, что указаны, встречаются наиболее часто. В связи с этим можно дать несколько советов собственникам бизнеса и финансистам.

Если вы предприниматель, попробуйте применить описанные критерии к своей организации. Возможно, после этого вы откажетесь от идеи внедрения управленки и сэкономите не только деньги, но и время. Кроме того, у вас не будет предубеждений о бесполезности финансистов.

Если вы финансист, наиболее этично будет объяснить клиенту, что управленческий учёт ему не требуется. Это лучше, чем внедрить ненужную систему и искать хоть какую-то отдачу от потраченных денег. В итоге клиента может разочаровать вся работа. И наоборот, сохранение времени и средств позволит получить кредит доверия и выстроить сотрудничество по другому направлению.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Как пережить эти выходные бухгалтеру, который не может ходить

Друзья, мало того, что я не смогла поехать в запланированную поездку, так у меня новая напасть - не могу наступать на ногу. Совсем. Давайте мне все вместе придумаем развлечения:сериалы, игры и тд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Из статьи вы узнаете историю главбуха из Санкт-Петербурга Анны Филимоновой, которая из-за схем собственницы бизнеса получила уголовную судимость и миллионные долги.

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы
4

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году
Лучшие спикеры, новый каждый день

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

1

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
1
Пенсии

Юбилярам выплатят повышенную пенсию

Пенсионеры, которым исполнилось 80 лет, а также инвалиды первой группы получат доплату в размере 100% фиксированной части пенсии.

Банки

С 1 мая между своими банковскими счетами можно переводить без комиссии и до 30 млн рублей

Отправить деньги на свой счет в другие банки можно без комиссий. Также кредитным организациям запрещено ограничивать размер и число переводов в пределах 30 млн рублей.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития
Инвестиции

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на май, ведь что? Ведь дивидендный сезон в самом разгаре, вот что. Компании объявляют и выплачивают годовые дивы за весь 2023 год, а также некоторые компании платят за первый квартал 2024.

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

​Налоговая оговорка. Оговорка не приговорка (каламбур)

Нас уже несколько раз просили разобрать вопрос налоговой оговорки.

​По ту сторону судебного процесса: история одного дела

Как известно нашим уважаемым подписчикам, на канале мы регулярно приводим обзоры наиболее интересных дел, выводы по которым могут быть полезными налогоплательщикам. Однако, гораздо больше сил и времени наши консультанты тратят на непосредственное участие в самих судебных процессах.

А как у них? Налогообложение в Катаре

Сегодня поговорим о Катаре – стратегическом партнере России на ближнем востоке. Государство, которое занимает третье в мире место по запасам природного газа, но у которой ограниченный ресурс в агропромышленной сфере из-за суровых условий региона местоположения.

С 1 мая в России переводы между своими счетами в разных банках станут бесплатными

Сейчас на переводы себе и другим людям действует общий лимит СБП — 100 тысяч рублей в месяц.

«Тинькофф Инвестиции»: 3 мая завершается прием заявок на обмен заблокированных иностранных активов

«Тинькофф Инвестиции» опубликовали инструкцию по обмену заблокированных иностранных активов для своих клиентов в Telegram-канале.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Интересные материалы

Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!