Каким компаниям нужен управленческий учет, а каким — нет

В отличие от бухгалтерского учёта, управленческий — не обязателен. Налоговые и надзорные органы не требуют его наличия, а должность главного финансиста не фиксируется учредительными документами. В этом материале рассказываем, по каким критериям можно определить, нужно ли вести управленческий учёт в компании.
135 44
Каким компаниям нужен управленческий учет, а каким — нет

Автор: Юрий Кузьменков, финансовый директор с 20-летним стажем.

За внедрением управленческого учёта обращаются разные предприниматели. Кто-то знает, что это такое и для чего оно нужно. А кто-то услышал, что управленка есть у всех крутых фирм и захотел себе. Но в обоих случаях возможна ситуация, когда небыстрый процесс внедрения оказывается бесполезным, а полноценная система — ненужной. Рассмотрим несколько случаев, когда управленка точно не нужна.

В первую очередь следует обратить внимание на размер предприятия. Если расходы на сам управленческий учёт превышают экономическую выгоду, то внедрение явно не требуется.

Время от оплаты до выручки

Другими словами, как сильно отличаются сроки учёта операций в ОДДС и ОПиУ. Если отличие небольшое, один-два операционных дня, то управленческую отчётность можно заменить выпиской из интернет-банка. В таком случае деньги от клиента практически сразу становятся выручкой, а начисленные суммы оплачивают почти немедленно.

С расходами аналогичная ситуация. Вы платите в тот момент, когда несёте эти самые расходы. А если и случается небольшой лаг, то на качество управленческих решений это никак не влияет.

Чаще всего в таком бизнесе балансовые показатели отсутствуют, нет амортизации. Нет и аналогичных расходов, соотношение которых к соответствующему периоду повлияет на финансовый результат.

У компании, которая оказывает услуги массажа на дому, большое количество сотрудников и хорошие обороты. Собственник здесь всегда знает, сколько денег получил от клиентов и какая комиссия у массажистов. При этом с термином «дебиторская задолженность» он не знаком вовсе.

Другая ситуация в бизнесе, в котором поступления и списания средств отделены от финансовых результатов неделями или месяцами. К примеру, в один месяц предприниматель получил аванс, в другой — заплатил подрядчику или купил оборудование, в третьем — учёл выручку и финансовый результат по сделке. При этом когда поступит оставшаяся часть денег, можно только догадываться.

С одним-двумя договорами можно справиться. А если их будет пара десятков, возрастает риск что-то упустить, что-то вовремя не посчитать, посмотреть не на те цифры и принять неверное управленческое решение. В этом случае управленческий учёт может уберечь от ошибок.

Маржинальность и рентабельность бизнеса

Когда компания имеет высокую маржинальность, более 80−90%, перераспределение расходов мало влияет на управленческие решения и бизнес в целом.

Да, управленческий учёт в таких компаниях действительно помогает собственнику понять, сколько у него прямых и косвенных расходов. Так предприниматель получает анализ динамики и узнаёт причины роста административных расходов. Возможно, руководитель на этой основе даже примет какое-нибудь управленческое решение, которое повысит общую рентабельность с 84 до 86%. Однако подобные манипуляции не дадут стабильного и существенного роста. Например, в бизнесе, где продают картины на заказ, правильный подсчёт расходов на краски и холсты никак не повлияет на стоимость картин.

И напротив, если компания имеет низкую маржинальность, то неправильное отнесение капитальных затрат к операционным или квартальная оплата аренды покажут в отчётах убыток в периоде. Это также может привести к поспешным управленческим решениям.

Например, собственник купил новое оборудование и лишил этим всех производственных сотрудников премиальной части оплаты. Эти работники обиделись и уволились. В итоге собственник не поехал в отпуск и повысил требования к персоналу, потому что посчитал, что на предприятии убыток.

Частота сделок

Если сделки проходят редко, не чаще одной-двух в год, то даже начинающий предприниматель способен запомнить, получил ли он деньги по договору и сколько ещё осталось на счету. Структура расходов в таком бизнесе меняется редко и не требует постоянного анализа. Как правило, траты заранее определены и не меняются на протяжении сделки или вообще всей жизни компании.

Например, бизнес по разработке программного обеспечения, где компания выполняет крупный проект раз в полгода. Есть уверенность, что IT-специалисты смогут держать в голове дату авансового платежа и факт оплаты очередного этапа. В то же время стоимость аренды серверов и зарплату программистам можно учесть в небольшой таблице Excel без разделения на операционные и неоперационные расходы.

Советы по внедрению управленки для предпринимателей и финансистов

Подобных критериев можно привести гораздо больше. Однако те, что указаны, встречаются наиболее часто. В связи с этим можно дать несколько советов собственникам бизнеса и финансистам.

Если вы предприниматель, попробуйте применить описанные критерии к своей организации. Возможно, после этого вы откажетесь от идеи внедрения управленки и сэкономите не только деньги, но и время. Кроме того, у вас не будет предубеждений о бесполезности финансистов.

Если вы финансист, наиболее этично будет объяснить клиенту, что управленческий учёт ему не требуется. Это лучше, чем внедрить ненужную систему и искать хоть какую-то отдачу от потраченных денег. В итоге клиента может разочаровать вся работа. И наоборот, сохранение времени и средств позволит получить кредит доверия и выстроить сотрудничество по другому направлению.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Цветы к 8 Марта подорожают на 15-20%

Из-за проблем с логистикой и высокого спроса средняя стоимость праздничного букета вырастет до 3,4 тысяч рублей.

30

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как реагировать на критику клиентов и конкурентов? 5 моментов

Критика в бизнесе — не только неприятный момент столкновения с обратной связью покупателей и конкурентов, но и шанс на улучшения. Предприниматели должны уметь трезво оценить её и использовать для роста компании. Чтобы это сделать, можно воспользоваться следующим алгоритмом.

Как реагировать на критику клиентов и конкурентов? 5 моментов

Отчётность по РСБУ и МСФО: в чём отличия и что важно знать инвесторам

Если компания становится публичной и присутствует на бирже, она обязана раскрывать свою финансовую информацию. У нас чаще всего используются отчётности по РСБУ (российским стандартам бухгалтерского учета) и МСФО (международным стандартам финансовой отчетности).

Отчётность по РСБУ и МСФО: в чём отличия и что важно знать инвесторам
Лучшие спикеры, новый каждый день
Новости ФНС

Как восстановить пароль от своего личного кабинета налогоплательщика

Иногда налогоплательщик не может войти в личный кабинет на сайте ФНС по причине утери пароля доступа. Пароль можно восстановить.

Сколько зарабатывает аналитик 1С без опыта

Обошли весь сайт hh.ru и нашли вакансии для начинающих аналитиков 1С. Оказалось, что в среднем выпускники курсов без опыта могут получать до 75 тыс. рублей, а стажеры около 40-50 тыс. рублей.

За год Роструд восстановил права 300 тысяч сотрудников

Работодатели погасили долги по зарплате на 12 млрд рублей, число жалоб от сотрудников на нарушение их трудовых прав сократилось на треть.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

Кабмин против того, чтобы производители крупно писали объем и вес продуктов

Правительство не согласилось с тем, чтобы информация о весе и объеме продуктов питания занимала не меньше 15% от площади упаковки или этикетки.

Банки

Банк «Точка»: все сервисы и услуги работают бесперебойно

В Трибуне «Клерка» пользователь написал пост, в котором постарался разобраться, что же произошло в результате отзыва лицензии у Банка КИВИ и как это повлияло на клиентов другого банка — «Точки». Пост получился жестким и набрал много комментариев, в которые заглянули и представители банка.

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: букет к 8 Марта обойдется в 3,2 тыс руб., колонку Алису отдели в пальто

Подготовили для вас дайджест главных событиями дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

2
126
Платежные системы

Contact удалили из реестра платежных систем Центробанка

Платежная система Contact, которая принадлежит QIWI банку, исключена из реестра ЦБ.

Зарплата

Сверхурочную работу будут оплачивать по-новому

Работодатели будут оплачивать сверхурочную работу исходя из зарплаты, включающей компенсационные и стимулирующие выплаты, а не только из голого оклада.

Инвестиции

На Мобирже начали продаваться акции алкогольной группы «Кристалл»

Компания привлекла на IPO 1,15 млрд рублей. Стоимость одной акции — 9,5 рублей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что бухгалтеры дарят мужчинам на 23 февраля. «Ночной бухгалтер» №1629

Носки, пена для бритья...это все не для дам-бухгалтеров. Они поздравляют своих мужчин куда как креативнее.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
296

Внесите эти изменения в локальные акты, чтобы не оштрафовала ГИТ

В 2023 году Конституционный суд выпустил сразу шесть постановлений, которые касаются трудовых отношений. Узнайте, что нужно сделать работодателям, чтобы не нарушать основной закон страны.

Валютный контроль

ИП может не отчитываться за личный счет в банке Казахстана, но должен отчитаться за счет в Узбекистане

Физлица должны сдавать отчеты о движении средств по своим зарубежным счетам. Но есть нюансы для счетов в странах ЕАЭС.

Личный кабинет налогоплательщика ИП / БухСтрим

Личный кабинет ИП меняется и появляются новые функции. А впереди сдача декларации по УСН за 2023 год и новые функции кабинета нам в помощь. Поэтому самое время разобраться с личным кабинетом и провести по нему экскурсию.

ФНС рассылает налоговые уведомления на уплату имущественных налогов по почте или через личный кабинет

Обязанность по исчислению имущественных налогов физлиц (транспортного, земельного, налога на имущество) возлагается на ФНС.

Многодетные семьи

Многодетным семьям дадут скидку на обучение детей в вузах

Дети из многодетных семей смогут сэкономить 50% на оплате высшего образования. Льгота будет доступна при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Вебинары для бухгалтера в марте: тренды проверок, новые правила по зарплате, исправление ошибок в отчетах ЕФС-1, РСВ, 6-НДФЛ, бюджетный учет, маркировка, управленка

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. Потому что, во-первых, «Клерк» приглашает на свои вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему, во-вторых, в чате можно задавать спикеру вопросы, он ответит на них в конце встречи. Собрали для вас анонсы вебинаров на март 2024 года. Не пропустите!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3
174
Реклама

Контракты для наружной рекламы разрешат продлевать до 10 лет

Операторам наружной рекламы могут разрешить продлевать действующие государственные и муниципальные контракты не на год, а на 10 лет.