Учет расходов

Классификация затрат, их учет и контроль на предприятии. Чем затраты отличаются от расходов и издержек?

Главная цель любого предприятия — получение прибыли. А уровень прибыли во многом зависит от затрат, образующихся в процессе хозяйственной деятельности. Чем меньше затраты, тем ниже расходы, выше прибыль и лучше финансовый результат. В статье расскажем о классификациях и структуре затрат, как их учитывать и контролировать.
Классификация затрат, их учет и контроль на предприятии. Чем затраты отличаются от расходов и издержек?

Чем затраты отличаются от расходов и издержек

С этим вопросом стоит разобраться в первую очередь.

Дело в том, что понятия «затраты», «расходы» и «издержки» часто принимают за взаимозаменяемые экономические категории, но это неверный подход.

  • Затраты — это стоимость разных видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных, трудовых и других) для реализации выпуска и сбыта продукции за определенный период времени.

Использованные в процессе производства и реализации продукции затраты становятся целевыми, а неиспользованные — переходят в категорию «запасы» и формируют активы предприятия.

  • Расходы — это оплаченные затраты, которые предприятие может документально подтвердить и экономически обосновать. Они формируют себестоимость уже реализованной продукции.

Различают расходы по видам затрат: на сырье и материалы, труд работников, на производственные услуги (например, страхование, транспорт), капитальные (амортизация, рента), специальные (налоги и отчисления). 

  • Издержки — это все затраты на производство и реализацию продукции, включая дополнительные, например, потери от брака и недостач, отчисления на ремонт по гарантии.

Таким образом, если представить иерархию по критерию широты понятия, то первое место занимают издержки, второе — затраты, третье — расходы. 

Способы и методы классификации затрат

Затраты предприятия классифицируют по разным параметрам, а определение их состава и видов зависят от отраслевой принадлежности предприятия, специфики деятельности, номенклатуры и других критериев.

Условно можно выделить кластеры классификаций по направлениям учета, сформированным в зависимости от задач, которые нужно решить.

Определение себестоимости продукции и расчет прибыли

Для этой задачи используют такие классификации:

  • По экономическому признаку (степени участия в производстве) выделяют затраты основные и накладные.

  • По вхождению в себестоимость продукции — прямые и косвенные.

  • По составу элементов затраты делятся на одноэлементные и комплексные.

  • По периодичности образования — текущие и единовременные.

  • По направленности относительно производства — производственные и коммерческие.

Анализ, планирование, прогнозирование и принятие управленческих решений

Здесь классификации формируются по признакам аналитического характера:

  • По степени влияния объема производства различают переменные и постоянные затраты.

  • По отношению к себестоимости — затраты на продукцию и расходы периода.

  • По времени возникновения затраты разделяют на текущие и будущие.

  • По степени эффективности использования — эффективные и неэффективные.

Контроль и регулирование

В этом случае разделяют затраты с учетом возможности осуществления контроля и регулирования:

  • контролируемые и неконтролируемые затраты;

  • регулируемые и нерегулируемые затраты. 

Рассмотрим некоторые классификации затрат с примерами.

Основные и накладные 

Основные виды затрат представляют собой расходы на сырьё и материалы, оплату труда и прочие расходы, которые непосредственно задействованы в изготовлении продукции.

Накладные затраты возникают при вспомогательных процессах, например, это могут быть расходы аппарата управления. 

Прямые и косвенные 

К прямым затратам относят всё, что можно включить в себестоимость продукции, например, стоимость сырья и материалов, зарплату производственного персонала.

А косвенные затраты связаны с производством, но не включаются в себестоимость, как, например, зарплата аппарата управления и расходы на рекламу. 

Переменные и постоянные 

Постоянные затраты не зависят от объема производства и не меняются по периодам. К ним относят амортизацию, оплату охраны производственных цехов, арендную плату, расходы на рекламу.

Переменные затраты меняются в зависимости от объема выпускаемой продукции. Сюда включают прямые затраты на производство, расходы на транспортировку и хранение. 

Контролируемые и неконтролируемые 

Затраты, которые зависят от самого предприятия, являются контролируемыми.

Например, затраты на сырье и основные материалы — предприятие самостоятельно устанавливает объем производства, соответственно, заранее определяет затраты на сырьё и может их контролировать. А, например, уплату налогов предприятие контролировать не может. 

Виды затрат по экономическим элементам в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете базой для планирования оборотных средств является классификация затрат по экономическим элементам.

Выделяют 5 категорий:

  • Материальные затраты.

  • Заработная плата и иные выплаты работникам.

  • Расходы на соцмероприятия.

  • Амортизационные отчисления.

  • Другие операционные расходы, например, на оплату лицензий и разрешений, образовательных мероприятий, услуг связи.

Такая классификация помогает проанализировать затраты в конкретном периоде, однако, не позволяет определить степень целевого расходования ресурсов и осуществить контроль затрат.

Поэтому в бухгалтерском учете применяется еще одна классификация затрат — по калькуляционным статьям. Она лежит в основе построения бухгалтерских счетов, а определяет ее учетная политика предприятия. 

Классификация затрат в управленческом учете

Управленческий учет на практике практически всегда тесно связан с бухгалтерским, но затраты в этих процессах классифицируют и учитывают по-разному.

Если в бухгалтерском учете затраты классифицируют с целью проведения расчетов, в первую очередь — себестоимости продукции, то управленческий учет преследует такие цели:

  • Анализ затрат.

  • Оптимизация и управление затратами, направленные на увеличение прибыли.

  • Прогнозирование и планирование.

  • Определение наиболее и наименее перспективных направлений. 

Так, в управленческом учете выделяют затраты контролируемые и неконтролируемые, регулируемые и нерегулируемые, эффективные и неэффективные.

Кроме того, учитывают затраты для партий продукций (инкрементные) и для единиц товаров (маржинальные). Поняв, на какие группы делятся затраты по составу и структуре, а также определив составляющие текущих расходов корпорации или предприятия, управленческий персонал может оценить возможность их оптимизации и сформировать план необходимых для этого мероприятий. 

Контроль затрат — одна из первостепенных задач управленческого учета.

Это помогает принимать правильные решения для минимизации расходной части хозяйственной деятельности и повышения прибыли. А грамотно вести учет и контролировать различные виды затрат и расходов в торговле и производственной сфере помогают решения 1С.

Рассмотрим возможности программных продуктов на примере 1С:ERP.

Управление затратами и расчет себестоимости в 1C:ERP

Программа 1С:ERP позволяет организовать комплексный подход к учету затрат предприятия. В системе отражаются материальные, трудовые и финансовые затраты, их можно оценивать по стоимости и анализировать эффективность потребления ресурсов по категориям и направлениям деятельности.

В системе 1С:ERP можно:

  • Фиксировать и распределять номенклатурные затраты (прямые расходы в количественном выражении).

  • Учитывать постатейные затраты (прямые и косвенные расходы в стоимостном выражении).

  • Списывать затраты.

  • Отражать операции по формированию активов и пассивов.

  • Рассчитывать себестоимость.

  • Вести учёт прочих расходов и доходов.

  • Анализировать расходы и переносить их на финансовый результат.

Для корректного отражения затрат и расчета себестоимости выпускаемой продукции в программе 1С:ERP необходимо правильно настроить нормативно-справочную информацию.

В этом случае предприятие сможет эффективно управлять затратами, принимать решения по их сокращению и повышению дохода.

Комментарии

1
НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.