Оптимизируем управление: автоматизация по целям и KPI

Несложно догадаться, что случится с тем хозяйствующим субъектом, структурные единицы которого будут работать «на себя», а не на общее дело. Исход работы в разнобой красноречиво показал знаменитый русский баснописец, продемонстрировав в стихах бесплодность усилий пятившегося назад рака, взмывающего ввысь лебедя и норовящую уплыть в глубины реки щуку.
Оптимизируем управление: автоматизация по целям и KPI
Оптимизируем управление: автоматизация по целям и KPI

Так как же скоординировать усилия отдельно взятых служб и/или сотрудников и направить их в единое для компании русло? Об этом задумывался Питер Друкер уже в 1954, предложив миру идею управления любым бизнесом по целям: они могут и даже должны быть разными у разных подразделений, но обязательно должны быть согласованы и направлены на единый результат, к которому движутся все службы, отделы и сотрудники в рамках 1 предприятия

Давайте же тогда поговорим о том, о чем сказано почти 70 лет назад: о системе ключевых показателей. Кстати, такую систему управления можно автоматизировать: рассказываем, каким образом.

Даем четкие понятия процесса

В таком сложном вопросе не обойтись без «расставления точек над «и»» — т.е. без определения базовых понятий. Начнем с главного: что же такое «управление по целям».

Итак, под таким словосочетанием подразумевается особый менеджмент, вводимый для объективной оценки вклада отдельных сотрудников и подразделений в общее дело. Для этого персонифицировано устанавливаются согласованные с целями предприятия «личные» цели, которые должны отвечать четырем критериям:

  • фактическая достижимость (реальность);

  • определенность и релевантность (формулировка по критериям SMART-задач);

  • малочисленность (от 3 до 5);

  • точные характеристики по конкретным показателям (измеримость).

Результат отдельных усилий сравнивается с эталонным значением, наглядно показывающим, насколько значим вклад единицы в общее дело.

Что такое «эталон задач»

По сути, это «головная боль» профессионального планирования. Между тем, от того, насколько будет четко осознан результат, настолько он и будет реалистичен по итогу работы.

Что такое «KPI»

Это ключевые количественные единицы брака, продукции, времени простоя, а также действий сотрудников отдела маркетинга, магазинов и т.п. — всего, что прямо и косвенно позволяет оценить отдачу трудовой единицы. Некоторые ключевые показатели подсчитываются на местах вручную — из-за трудностей с количественным определением.

KPI всегда представлен в понятном числовом выражении, позволяющим сравнивать с запланированным значением идеала. Только KPI дает четкое понимание фактического достижения поставленных задач. Там, где конкретные числа неуместны — за условную оценку берутся проценты.

Последствия внедрения автоматизации

Внедряя автоматизацию, Вы снижаете расходы на сотрудников и повышаете их производительность.

Первое, что Вы заметите вскоре, заполучив эту систему оценки и мониторинга. — это ощутимая эволюция бизнеса. Причина положительного развития проста: контролируемость и прозрачность внутренних процессов, протекающих на любом предприятии. Теперь все руководители и подчиненные в курсе своих непосредственных задач и ясно понимают, насколько от них зависит стимулирующая часть заработной платы.

Помогая друг другу, коллектив проявляет осознанность и единодушие, радея за общее дело во имя получения премий и иных стимулирующих выплат. Кроме естественным образом сгенерированного коллективного желания «стать спицей в одной колеснице», везущей к всеобщему успеху, проявляется и личная заинтересованность в эффективности своего труда.

Принципы автоматизации системы управления по целям и KPI

Первый: предприятие должно осознанно и взвешенно перейти к управлению по целям и ключевым показателям эффективности. Просто захотеть — недостаточно, потому что предстоит большая организаторская работа и план, согласованный «от и до» — в смысле, во всех структурах компании. И чем она крупнее, тем серьезнее будет план.

Качественная автоматизация повлечет внедрение, а оно немыслимо без обучения кадров. На подготовку персонала «с отрывом от производства» нужны время, компетентные специалисты и материальные ресурсы. Добавьте к тратам стоимость установки специальных систем и/или программно-аппаратных комплексов, собирающих ключевые показатели: данные для аналитики и оценки, чтобы «прикинуть» величину предстоящих стартовых вложений.

Наконец, баланс системы. К нему нужно прийти, согласовываясь с разнородными целями, поставленными перед структурными единицами:

  • штатными единицами;

  • подразделениями;

  • филиалами;

  • отделами.

Само собой, под реализацию перечисленного нужен бюджет на оплату обучения, интеграции, софта и других сопутствующих автоматизации контроля приобретений.

Результат автоматизации сбора ключевых показателей

Легко объединяющиеся с бухгалтерским ПО и иным бизнес-софтом системы упрощают управленческую деятельность, облегчая и стандартизируя взаимодействие исполнителей друг с другом. При этом постоянно накапливающиеся статистические данные служат «железными» доказательствами допущенных нарушений, а также надежным базисом для аналитики, планирования, обоснования заключений и проектов.

А вот еще 5 «бонусов» от такой автоматизации контроля:

  • отсутствие человеческого фактора оценки эффективности на 100% исключает ее фальсификацию в корыстных целях;

  • трудовая разгрузка административных работников;

  • получение информации в режиме реального времени;

  • тотальная объективность «прозрачных» оценок эффективности;

  • понижается до оптимального риск ошибочного сбора и ввода данных.

Вместе с аккумулирующим показатели труда ПО можно купить приложение для совместной работы штатных единиц и/или подразделений, учётчик задач, систему контроля и управления доступом и других «помощников» для работы с бизнес-процессами.

Проблемы самостоятельной разработки и внедрения

На вопрос «стоит ли своими силами создавать и внедрять персонифицированную систему автоматизации управления по целям?» — отвечаем отрицательно: нет, если Вы не готовы к кропотливой, сложной и долгой работе по генерации подобных инструментов контроля!

Вот неполный перечень того, что обязательно потребуется разработчику:

  • время — на создание и поддержание функциональности программ;

  • финансы и интеллектуальные ресурсы на разработку, поддержание в рабочем состоянии и эксплуатацию нового продукта;

  • профильный опыт в сфере создания ПО, их интеграции с устройствами ввода на рабочих местах, контролерами, датчиками и иными аппаратными элементами.

Таким образом, невозможно обойтись без квалифицированных программистов, владеющих техникой адаптации софта на аналогичных предприятиях и умеющих разрабатывать эффективную документацию для пользователей и администраторов. Получается, рационально решиться на самостоятельную разработку и внедрение автоматизации управления по целям и KPI могут лишь те, кто располагает собственным IT-отделом.

В остальных случаях мероприятие будет нерентабельным — особенно для малого бизнеса. Ему подойдут готовые системы управления, экономящие время и другие ресурсы. Если договор сопровождения такого продукта предполагает формат аутсорсинга, то технические и иные проблемы будут оперативно решаться без простоев и нервотрепки.

Да, о персонифицированности тиражных (типовых) решений говорить не приходится, зато они подтвердили свою полезность на множестве предприятий и прекрасно адаптируются под клиента. Довольно длительное использование таких повсеместных программ усовершенствовало их настолько, что вероятность разного рода проблем и ошибок в работе близка к нулю.

Актуальность внедрения систем управления по целям в малом бизнесе

Скажем объективно: маленькие игроки рынка просто «не потянут» финансово готовые программные комплексы для автоматизации управления по KPI и целям. Это дорогостоящее решение подходит только средним и крупным предприятиям, готовым оплачивать и внедрять сложные системы, гарантирующие высокую эффективность лишь в условиях масштабной деятельности концернов и групп компаний.

Для малого бизнеса есть доступная альтернатива — недорогие по стоимости и простые в эксплуатации:

  • BPM-системы;

  • планировщики;

  • системы управления проектами.

Начать дискуссию

Депутаты всех фракций хотят запретить продажу энергетиков несовершеннолетним

Госдума планирует запретить продажу энергетических напитков объемом больше 500 мл. Кроме того, по всей стране торговые сети не смогут продавать такие напитки несовершеннолетним.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Участник стройки — необязательно член СРО

Привлекаемые генподрядчиком организации могут не быть членами саморегулируемой организации (СРО).

Показатели эффективности проекта, о которых должен знать каждый директор

Эффективность проекта важна не только для инвесторов. Руководству компании тоже важно ее оценить — расскажем, как это сделать, чтобы самому не углубляться в расчеты всех показателей.

Показатели эффективности проекта, о которых должен знать каждый директор
Лучшие спикеры, новый каждый день

Компании придется восстановить беременную, даже если та уволилась по собственному желанию

Еще одно интересное судебное дело. Сотрудница уволилась по собственному желанию, а через 3 недель узнала, что беременна. Она попросила работодателя восстановить ее в должности, но компания решила этого не делать.

Иллюстрация: Kristina Paukshtite/pexels

Минцифры: биометрическую систему не будут использовать для розыска людей

Применять ЕБС для отслеживания людей незаконно. Пользователи сами решают, вносить ли свои данные в Единую биометрическую систему, которая нужна только для повышения доступности сервисов.

Сегодня крайний срок уплаты взносов на травматизм за апрель

До 15 мая включительно организации и ИП с сотрудниками должны успеть оплатить страховые взносы в СФР на травматизм за апрель.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уже завтра бухгалтеры узнают, как правильно отвечать на требования ИФНС

Научитесь отвечать на требования ФНС и ее органов, а также разберитесь, что и в какие сроки представлять и какие требования являются незаконными.

«Макфа» обжаловала решение о национализации бизнеса

До проверки решения о национализации в апелляционном суде производитель макаронных изделий перейдет под контроль Росимущества.

Дистанционного работника временно можно привлечь для работы в офисе

По ТК работать дистанционно можно на постоянной основе, а временно не более 6 месяцев или периодически. Можно чередовать то дистанционную работу, то офисную.

Коротко о том, какие ошибки финдира мешают бизнесу расти?

Финансовый директор — ключевая фигура в управлении финансами бизнеса, которая отвечает за долгосрочное благополучие предприятия. Но даже самые умелые специалисты могут совершать ошибки, которые мешают компании расти и развиваться.

Коротко о том, какие ошибки финдира мешают бизнесу расти?

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024: новый ФСБУ, дробление, ВЭД и налоговые требования. Не пропустите!

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Иллюстрация: rawpixel-com/freepik

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Простая электронная подпись: как получить и использовать ПЭП

С каждым годом люди все чаще и чаще пользуются электронными документами. Однако, чтобы такие документы несли юридическую силу, необходима электронная подпись (ЭП). В данной статье мы узнаем, что такое простая электронная подпись (ПЭП), а также познакомим с ее возможностями.

Простая электронная подпись: как получить и использовать ПЭП
Бесплатно с Самозанятые

Все компании проверят на работу с самозанятыми. Что ждет бизнес из-за мониторинга Минтруда. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Разберем, как предпринимателям правильно сотрудничать с самозанятыми, проштудируем судебную практику и дадим рекомендации, как минимизировать риски в связи с грядущими проверками.

Все компании проверят на работу с самозанятыми. Что ждет бизнес из-за мониторинга Минтруда. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Власти хотят установить единый порог оплаты услуг ЖКХ

Допустимая доля расходов на ЖКУ сейчас составляет 22% от дохода семьи, а в регионах эту долю могут уменьшать. Однако в Госдуме предлагают сделать единый федеральный стандарт.

Проверки

Мораторий на проверки частично отменят: для кого

Вячеслав Володин хочет отменить мораторий на проверки бизнеса, деятельность которого касается здоровья людей. Проверять начнут точки по продаже вейпов и алкогольных напитков в жилых домах.

🔥 Новая акция — «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей

До 17 мая включительно вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, управленческому учету и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

☀️ Новая акция — «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей

До 17 мая включительно вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, управленческому учету и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

☀️ Новая акция — «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей
2

О выполнении функций налогового агента по НДС российским посредником

Российская организация в интересах иностранного принципала, не состоящего на учете в налоговом органе на территории РФ, приобретает от своего имени услуги у иностранного исполнителя. Услуги подлежат налогообложению НДС на территории РФ.

Интересные материалы

Не все физлица должны отчитываться по иностранным счетам и электронным кошелькам

Отчет в налоговую можно не представлять, если счета открыты в ЕАЭС и странах, которые участвуют в автоматическом обмене финансовой информацией с РФ.