Госзакупки

Страна происхождения в закупках: тогда и сейчас

За последнее время накопилось много практики, как антимонопольной, так и арбитражной, в которой рассматривается замена страны происхождения товара по разному

Тогда

В п.7 ст.95 Закона о контрактной системе установлено, что при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.6 ст.14 Закона о контрактной системы) по согласованию Заказчика и Исполнителя допускается поставка товара, выполнение работы или оказания услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Другими словами страна происхождения товара либо его производитель не являются показателями его качества, технических и функциональных характеристик, соответственно Заказчик самостоятельно принимает решение о замене страны с учетом норм Закона о контрактной системе (нормы, которые устанавливают ограничения, условия допуска товаров/работ/услуг).

Данная позиция неоднократно отражается в письмах Министерства финансов Российской Федерации:

  • письмо от 28.11.2019 №24-03-07/92708;

  • письмо от 14.01.2020 №24-01-08/824;

  • письмо от 27.01.2020 №24-03-07/4567;

  • письмо от 22.01.2020 №24-03-07/3799;

  • письмо от 27.02.2020 №24-06-08/14202;

  • письмо от 20.03.2020 №24-01-08/21792;

  • письмо от 06.05.2020 №24-03-08/36238;

  • письмо от 07.07.2020 №24-03-08/58631;

  • письмо от 12.08.2020 №24-03-06/70778;

  • письмо от 13.08.2020 №24-01-08/71028;

  • письмо от 19.08.2020 №24-01-08/72672;

  • письмо от 20.08.2020 №24-03-07/73168;

  • письмо от 01.09.2020 №24-03-08/76658;

  • письмо от 03.11.2020 №24-03-08/95684;

  • письмо от 05.11.2020 №24-03-07/96264;

  • письмо от 06.11.2020 №24-03-08/96755;

  • письмо от 19.09.2022 №24-06-07/90550;

  • письмо от 05.07.2023 №24-06-06/62566

При этом стоит отметить, что письма МинФина РФ нормативного характера не имеют, а всего лишь отражают позицию ведомства.

Отсюда следует, что вопрос о замене страны в период исполнения контракта постоянно поднимался с 2020 года, но во всех письмах, как было сказано, акцент делается на то, что если Заказчиком при размещении извещения на проведения закупки, установлены ограничения, условия допуска товаров/работ/услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, то замена страны возможна только при следующих условиях:

  • если была указана страна - Россия, то возможно замена на Россию или на страну, являющейся членом ЕАЭС;

  • если была указана страна Германия, то возможно заменить на другую страну не ухудшая, а улучшая характеристики поставляемого товара/работ/услуг.

При отсутствии ограничений, условий допуска, замена возможна на любую страну, если не ухудшает, а улучшает технические и функциональные характеристики поставляемого товара/работ/услуг (например, дело №А51-2751/2021).

Сейчас

С 01.01.2025 вступили новые изменения в Закон о контрактной системе и п.7 ст.95 звучит следующим образом:

При исполнении контракта (за исключением случаев, предусмотренных

  • пп.”в” п.1 ст.14 Закона о контрактной системе - при исполнении контракта замена такого товара на происходящий из иностранного государства товар, в отношении которого установлен данный запрет, не допускается;

  • пп.“б” п.2 ст.14 Закона о контрактной системе - при исполнении контракта замена товара на происходящий из иностранного государства товар, в отношении которого установлено данное ограничение, если контракт предусматривает поставку товара российского происхождения, не допускается;

  • пп.”в” п.3 ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе - при исполнении контракта допускается замена товара (с учетом особенностей, предусмотренных ч.7 ст.95 Закона о контрактной системе) исключительно на товар российского происхождения, если контракт предусматривает поставку товара российского происхождения)

    по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте

Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации подготовило очередное письмо от 16.01.2025 №24-06-09/2541, в котором напомнила о том, что страна происхождения товара либо его производитель не являются показателем его качества, технических и функциональных характеристик, и что изменение страны происхождения возможны только при условии соблюдения положений ст.14 Закона о контрактной системе.

Другими словами изменения в Законе о контрактной системе, действующие с 01.01.2025, только начинают набирать практику, но суть остается прежним, что и было раньше: если есть ограничения, изменить страну происхождения будет невозможно.

Самое важное

Определением Верховного суда Российской Федерации от 22.04.2020 №310-ЭС20-5663 установлено, что любые изменения условий контракта, в том числе в части страны происхождения товара, должно согласовываться сторонами письменно.

Данная позиция также регламентирована пп.”а” п.12 Правил реестра контрактов, заключенных Заказчиками, утвержденные Постановлением Российской Федерации от 27.01.2022 №60 “О мерах по информационному обеспечению контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов правительства Российской Федерации”.

Информации об авторе

Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .

Начать дискуссию

Интересные материалы