Осенняя распродажа
Елена Чурсинова
Отчетность
Читать 3 мин

Бухгалтерам постепенно сократят объем отчетности: первые отмены с 2026 года

С 2026 года начинается поэтапное сокращение объема отчетности для бухгалтеров. Это связано с реализацией Концепции развития налогового администрирования до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2025 года №3523-р.

2,8 тыс. просмотров30 тыс. открытий
54

Цель изменений — снизить административную нагрузку на бизнес за счёт объединения или отмены избыточных форм отчётности, а также сокращения частоты их представления. 

Изменения в отчётности по НДФЛ

Для малого и среднего бизнеса (МСП) с 2026 года вводится возможность сдавать форму 6-НДФЛ один раз в год — по окончании налогового периода, а не ежеквартально, как сейчас. Крупный бизнес продолжит отчитываться ежеквартально. Изменения внесут в статью 230 НК РФ. 

С 1 сентября 2026 года вводится понятие «авансового» уведомления по НДФЛ и страховым взносам. В таком уведомлении можно будет сразу указать информацию:

  • об исчисленных и подлежащих удержанию суммах НДФЛ отдельно за периоды с 1-го по 22-е число и с 23-го числа по последнее число текущего и каждого предстоящего последовательного месяца текущего налогового периода;

  • об исчисленных и подлежащих уплате за текущий и каждый предстоящий последовательный месяц расчётного периода суммах страховых взносов. 

«Авансовое» уведомление можно подать на весь год вперёд. Это удобно для компаний, где фонд оплаты труда меняется незначительно от месяца к месяцу и нет большой «текучки» кадров. Поправки внесены в пункт 9 статьи 58 НК РФ Федеральным законом от 28 ноября 2025 года №425-ФЗ. 

Отмена отчётности в СФР

Правительство поручило Минтруду и СФР подготовить поправки в законодательство, которые отменят обязанность бухгалтеров подавать сведения о застрахованном лице для проактивного назначения пособий по временной нетрудоспособности.

Сейчас работодатели подают в Соцфонд такие сведения о новых работниках в течение 3 рабочих дней со дня трудоустройства (часть 15 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ). 

В ближайшие годы эту обязанность отменят. Сведения нужно будет направлять в СФР только при оформлении работником больничного и изменении личных данных. Отчётность по «Сведениям о трудовой деятельности (раздел 1 формы ЕФС-1)» остаётся без изменений: её нужно будет подавать, как и сейчас, на следующий день после приёма на работу или увольнения работника. 

Отмена отчётности для обособленных подразделений

До 2030 года будет отменена обязательная сдача налоговых деклараций и расчётов (в том числе 6-НДФЛ и РСВ) обособленными подразделениями организаций. Все сведения по «обособкам» будут включать в свою налоговую отчётность головные организации. 

Изменения в уведомлениях по налогам

С 2026 года отменяется обязанность дублировать уведомления, если данные не меняются. Например, если суммы выплат и исчисленных налогов стабильны (например, фиксированные оклады у сотрудников), достаточно подать уведомление один раз. Повторно его нужно будет подавать только если сумма изменилась (например, была премия или больничный). 

Также отменяется обязанность самостоятельно рассчитывать и ежеквартально направлять уведомления по имущественным налогам (транспортному, земельному, налогу на имущество организаций) до 25-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Это изменение вступит в силу с 1 января 2027 года. 

Другие изменения

С 1 января 2026 года свидетельства о постановке на учёт заменяются выписками из реестров: для предпринимателей — из ЕГРИП, для компаний — из ЕГРЮЛ. Выписка станет главным и единственным документом для подтверждения постановки на учёт в налоговом органе. Ранее полученные свидетельства продолжат действовать. 

Нормативные акты

Эти изменения направлены на упрощение работы бухгалтеров и снижение административной нагрузки на бизнес. Однако важно следить за обновлениями законодательства, так как некоторые инициативы находятся в стадии разработки или планируются к внедрению в ближайшие годы. 

Информации об авторе

Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .

Комментарии
54
  • Наталия А

    Пугают подобные заголовки)

  • Ольга Осина
    Бухгалтерам постепенно сократят объем отчетности: первые отмены с 2026 года

    Для малого и среднего бизнеса (МСП) с 2026 года вводится возможность сдавать форму 6-НДФЛ один раз в год — по окончании налогового периода, а не ежеквартально, как сейчас.

    а что я еще проспала?

  • Arhimed0

    С 2026 года начинается поэтапное сокращение объема отчетности для бухгалтеров.

    то есть всё то сокращение, что производилось начиная.... кажется с 2008 года ... это мало показалось? ещё больше сокращаться будет?

    Это связано с реализацией Концепции развития налогового администрирования до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2025 года №3523-р.

    Теперь даже страшно подумать сколько будет отчётов после всего выполненного плана!

    бухгалтер вынужден будет..... "строчить пулемётчик...." ?

    Бухгалтерам постепенно сократят объем отчетности: первые отмены с 2026 года

    С 1 сентября 2026 года вводится понятие «авансового» уведомления по НДФЛ и страховым взносам. В таком уведомлении можно будет сразу указать информацию:

    угу.... и все декларации можно будет авансом сразу лет на десять вперёд сдать?

ГлавнаяПодписка