Банки

Мания выжимания: как регулятор нашел способ убрать с рынка треть банков

Февраль 2009 года имеет все шансы войти в историю как месяц «коренного перелома». После упорной и продолжительной борьбы Госдума и Совет Федерации одобрили поправки в закон «О банках и банковской деятельности».
811 0

Февраль 2009 года имеет все шансы войти в историю как месяц «коренного перелома». После упорной и продолжительной борьбы Госдума и Совет Федерации одобрили поправки в закон «О банках и банковской деятельности».

В соответствии с ними банки с размером капитала менее 90 млн рублей будут вынуждены уйти с рынка до 1 января 2010 года. «Лишенцев», по оценкам ЦБ, может оказаться порядка 150, а до 2012 года их число, скорее всего, увеличится до 300. Но регулятора и сторонников нового норматива эта перспектива не смущает: по их мнению, пришла пора избавиться от этих «отмывочных» предприятий, разлагающих банковскую систему. Противники же одаривают закон красноречивыми эпитетами: от просто неудачного до чрезвычайно вредного, несвоевременного и провокационного.

"ПРОДАВЛЕННЫЙ" ЗАКОН

Все началось еще до кризиса. В августе года первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян объявил о том, что Центробанк намерен ужесточить требования к капиталу кредитных организаций. Было подсчитано, что в результате принятия одной поправки число банков должно сократиться на треть. То есть больше 300 структур после вступления в силу закона прикажут долго жить - лишатся лицензии, преобразуются в небанковские кредитные организации либо сольются с более крупными банками. Это была отнюдь не первая попытка Банка России сократить количество существующих финансово-кредитных учреждений, одним махом избавившись от «малышей». Поэтому банкиры робко надеялись на то, что дело вновь кончится громкими заявлениями о намерениях. Их вера в то, что принятия закона удастся избежать, укрепилась после наступления кризиса: проблемы с ликвидностью, кредитованием, фондовым рынком создавали не лучший фон для принятия судьбоносных решений. Однако Центральный банк доказал, что в этом вопросе он готов идти до конца. В феврале 2009-го Госдума в третьем, окончательном чтении приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», предусматривающий поступательное увеличение размера собственных средств кредитных организаций - до 90 млн рублей с 1 января 2010 года и до 180 млн рублей с 1 января 2012 года. Несмотря на предопределенный конец, история с внесением в закон поправок оказалась весьма загадочной. Заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Зеленский рассказал НБЖ о своем предложении перенести вступление в силу нового норматива на год. Ассоциация региональных банков «Россия» высказывалась за два года отсрочки. И всерьез говорилось о том, что первый вариант точно будет реализован.

акцент

Многие банки с капиталом менее 90 млн рублей входят в число старейших на рынке. Продолжительность их жизни составляет в среднем от 10 до 15 лет, что по российским меркам - рекордный показатель. Удалить их с поля волевым решением равносильно «стиранию» целой эпохи из истории национального банковского сектора.

«Профильный Комитет Госдумы внесенную мной поправку поддержал. Но на пленарном заседании я присутствовать не мог - уезжал в командировку. И постфактум узнал, что председатель Комитета Владислав Резник поправку снял, так что закон был принят в первоначальной редакции. Как такой фокус мог произойти, я не знаю», - поведал НБЖ Юрий Зеленский. И добавил: что хотя на сегодняшний день 5 млн евро -величина для банковского бизнеса, мягко говоря, небольшая, время для принятия закона выбрано крайне неудачно. Тяжелая экономическая ситуация, очевидная нехватка ресурсов - как в такой ситуации можно повысить капитализацию банка, не очень понятно. «Поэтому надо было оттянуть процесс и посмотреть, как будет развиваться ситуация в кризис», - уверен Зеленский, не понаслышке знакомый с проблемами региональных банков (а не секрет, что как раз они являются первыми кандидатами «на вылет»). Член Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Павел Медведев на вопрос о том, почему поправки все-таки не были приняты, ответил лаконично: «Более сильными оказались те, кто их не хотел». Противникам законопроекта оставалось апеллировать к Совету Федерации. На защиту малых кредитных структур встали обе банковские ассоциации. Их президенты Гарегин Тосунян и Анатолий Аксаков направили совместное послание председателю верхней палаты Сергею Миронову и руководителям профильных комитетов. В письме закон назван крайне несвоевременным и вредным, противоречащим принятым ранее постановлениям и наносящим колоссальный вред банковской системе. И сенаторы поначалу отложили рассмотрение документа. Источник в Совете Федерации сообщил, что к единому мнению Комитет по финансовым рынкам и денежному обращению прийти смог не сразу. Но 20 февраля закон все-таки был одобрен, причем почти единогласно. 115 сенаторов высказались «за», 2 - «против» и 4 - воздержались.

«ЗАЧИСТКА» ПО-РУССКИ

Участникам рынка остается гадать, как на банковском секторе отразится установление нового норматива. «Мой прогноз довольно пессимистичен. Думаю, судьба банков с маленьким капиталом печальна. Как только закон вступит в силу, они обесценятся, - уверен Павел Медведев. - Вкладчики не будут ждать, когда наступит «день X», и постараются как можно быстрее забрать свои деньги». Так всегда происходит, когда клиенты начинают сомневаться в устойчивости структуры, поясняет эксперт. Поэтому даже отсрочка на год не слишком бы помогла. Как только возникает подозрение, что у кредитной организации плохая перспектива, будет не важно, насколько длителен срок до наступления неприятностей. «Клиенты не будут разбираться, через год банк умрет или через два», — с горечью подытоживает Павел Медведев.

акцент 

Падение малых банков может самым неприятным образом отразиться на всей банковской системе. Могут пострадать и более крупные организации. Их клиенты во избежание неприятностей предпочтут простой путь — деньги забрать и положить под матрац.  

В подтверждение своих слов депутат привел показательный пример. Как только летом прошлого года Банк России сообщил о подготовке многострадального законопроекта, на «горячую линию» Агентства по страхованию вкладов стали поступать звонки от вкладчиков с резонными вопросами: «Я клиент такого-то банка, скажите, какой у него капитал?». При этом падение малых банков может самым неприятным образом отразиться на всей банковской системе. Могут пострадать и более крупные организации. Часть клиентов не будет оценивать достаточность банковского капитала и выпытывать у АСВ финансовую информацию. Многие предпочтут уже знакомый и проверенный путь: деньги со счетов отозвать и спрятать под матрац. Все это может обескровить банки и расшатать ситуацию в финансовой сфере. Именно поэтому, по определению Павла Медведева, закон провокационный.  Аналогичной позиции придерживаются и в банковских ассоциациях. В письме к Совету Федерации четко сказано, что принятие законопроекта окажет серьезное дестабилизирующее влияние, в особенности на региональные финансовые системы, и резко затормозит развитие экономики регионов. Средние и малые предприятия, которые в большинстве случаев могут рассчитывать лишь на взаимодействие с местными небольшими банками, подвергнутся серьезной угрозе. Авторы письма цитируют слова Председатель Правительства РФ Владимира Путина, который в интервью информационному агентству Bloomberg сказал: «Многие предприятия на региональном и местном уровне привыкли работать с региональными банками, поэтому мы не собираемся в явочном порядке искусственно их укрупнять и объединять. Мы будем поддерживать и региональный уровень банковского сообщества». Но есть и другая точка зрения на то, как будут развиваться события в секторе. «Рынку это ничем не грозит. Обозначенные в законе минимальные размеры капитала вытекают из разумных требований к ведению банковского бизнеса. Требования не сверхжесткие и логичные. В условиях кризисных ожиданий тема капитализации и надежности приобретает повышенное значение. Этот закон в конечном счете выгоден всем. Никто не отрицает необходимости капитализации банковской системы либо за счет роста, либо за счет слияний и поглощений», - уверен председатель правления банка «Движение» Алексей Григорьев.

НЕ БАНДИТЫ, ТАК БРЮНЕТ

Центробанк придерживается жесткой позиции: закон поможет очистить рынок от подозрительных игроков. Руководители Банка России неоднократно заявляли — в стране существует ряд «консервных» банков, осуществляющих сомнительные операции. Иначе говоря, «прачечных» по отмыванию грязных денег. И якобы сосредоточены они именно в сегменте маленьких кредитных организаций, и по иронии судьбы в большинстве своем расположенных в регионах

аргументы против

ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ

Ассоциация российских банков и Ассоциация региональных банков России считают крайне несвоевременным и вредным принятие проекта федерального закона №99780-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в нынешней редакции. Принятие законопроекта окажет серьезное дестабилизирующее влияние на всю банковскую систему, особенно на региональные финансовые системы, что резко затормозит развитие экономики регионов, особенно малого и среднего бизнеса, считают авторы письма. Как показывает практика, региональная сеть, создаваемая крупными федеральными банками, ориентирована прежде всего на обслуживание крупнейших региональных компаний. Средние и малые предприятия в подавляющем большинстве случаев могут рассчитывать на взаимодействие исключительно с местными . Небольшие банки даже в условиях непростой финансовой ситуации, сложившейся на мировых финансовых рынках, были и остаются наиболее надежными финансовыми партнерами. Более чем в 20 субъектах России на их долю приходится свыше половины микрокредитов, предоставляемых малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям. На 1 января 2009 года в стране действовало 1108 банков, из них 319 (29%) имели капитал менее 180 млн рублей, 158 банков (15%) - менее 90 млн рублей. Несмотря на то, что общий объем активов этих банков не превышает 200 млрд рублей, с учетом незначительного размера соответствующих кредитов ими предоставлено более миллиона кредитов на развитие экономик депрессивных и отдаленных регионов страны. Как правило, размер и капитализация таких региональных банков полностью соответствуют уровню экономического развития территории, на которой они работают. При этом они аккуратно соблюдают обязательные нормативы, установленные Банком России, иные требования нормативных актов и федеральных законов. Политика вытеснения с рынка небольших кредитных организаций, работающих в правовом поле под надзором Банка России, может привести к серьезному снижению устойчивости всей финансовой системы, нарушениям прав граждан и организаций и созданию условий для совершения сомнительных операций нелицензируемыми организациями, которые могут занять эту нишу. Давление, оказываемое на успешные малые банки, несет в себе также и целый ряд негативных социальных эффектов. Более 70% из 300 небольших банков, интересы которых затрагивает законопроект, работают в отдаленных районах. В 13 субъектах Российской Федерации вообще отсутствуют банки, капитал которых превышает 180 млн рублей, среди них - значительное число субъектов, расположенных в Южном федеральном округе, в частности северокавказские республики. Именно здесь в условиях разворачивающегося кризиса складывается наиболее сложная ситуация на рынке труда, растет безработица. Таким образом, недальновидная политика, направленная на принудительное удаление с рынка успешных региональных банков, может оказать губительное воздействие на социально-политическую ситуацию в стране.

Из письма президента Ассоциации российских банков Г. Тосуняна и президента Ассоциации региональных банков России А. Аксакова  Председателю Совета Федерации РФ С. Миронову и главам профильных комитетов

 «Жизнь показывает, что все банки, занимающиеся нечистоплотными операциями, известны, и они, как правило, находятся в Москве. А маленькие региональные банки ведут обычно спокойный прозрачный бизнес», - опровергает эту точку зрения Юрий Зеленский. Павел Медведев, со своей стороны, готов согласиться с тем, что какие-то малые финансово-кредитные структуры действительно занимаются незаконными операциями, нарушают нормативы и т.д. Но задает резонный вопрос: почему вместо того, чтобы находить виновные банки, нужно идти по пути удаления с рынка всех подряд в категории «малые и средние»? Где же презумпция невиновности? К тому же за последние несколько лет, с момента вступления в силу Закона о страховании вкладов, ЦБ наладил достаточно эффективный надзор и почему бы не воспользоваться этой сильной стороной при решении «отмывочной» проблемы. В этой связи вспоминается старый анекдот про правоохранительные органы: бандитов ловить они не умеют, поэтому ловят брюнетов. И если продолжать эту шутку, брюнетов со стажем: многие банки с капиталом менее 90 млн рублей входят в число старейших на рынке. Продолжительность их жизни составляет в среднем от 10 до 15 лет, что по российским меркам — рекордный показатель. Удалить их с поля волевым решением равносильно «стиранию» целой эпохи из истории национального банковского сектора. Интересно, что с мнением, будто бы большинство мелких банков ведут бизнес на грани дозволенного, не согласны и многие сторонники закона. «Это не так. У мелких банков есть свои преимущества, которыми они активно пользуются, занимая определенные рыночные ниши. Где-то это связано с ориентацией на обслуживание определенных предприятий или производственных цепочек, где-то так сложилось исторически. Мелкий банк может обеспечить практически «семейное» обслуживание с высокой оперативностью принятия решения, минимальной стоимостью, высоким качеством услуг», - считает Алексей Григорьев. И соглашается с тем, что сегодня созданы достаточно жесткие механизмы контроля, высокие требования к определению и фиксации любых сделок с признаками сомнительных. Эти правила действуют для всех, и размером капитала такая деятельность не регулируется. Тезис о том, что в России в принципе слишком много банков и Закон об увеличении капитала поспособствует сбросу «балласта», тоже выглядит малоубедительно. Аналитики некоторых крупных кредитных структур, действительно, рьяно пропагандируют лозунг «Сотни банков вполне достаточно». Президент Трансстройбанка Петр Читипаховян удивляется: «Почему именно такая цифра? Почему не 99 и не 101? Кто высчитал этот «идеальный» размер? Вот представим, что банковская система - это дерево, у него мощная корневая система. Почему же мы решаем, что дереву для нормальной жизнедеятельности нужны только три толстых корня, а множество маленьких можно спокойно отрезать? Странно, что мы вообще склонны оперировать количественными, а не качественными параметрами. Получается какой-то неестественный отбор. Любим мы решать вопросы административными методами, когда очевидно, что рынок сам способен все расставить по местам». И вообще, по словам банкира, мы никак не можем отделаться от советского менталитета, от нездоровой гигантомании. По-прежнему стремимся всех подогнать под размер колхоза-миллионера, забывая, что миллионными у этих учреждений обычно были долги. Сходную точку зрения высказал и Владимир Женов, генеральный директор Новосибирского муниципального банка: «Важно не количество банков, а качество услуг, которые они предоставляют. И рынок сам должен выявлять банки, которые соответствуют реалиям экономической ситуации и работают на развитие территории», - подчеркивает эксперт

кстати...

В 1990-е годы в Соединенных Штатах действовало 12 343 банка. Принятый в 1994 году закон Ригля-Нила, разрешивший без каких-либо географических ограничений открывать банковские филиалы и создавать банковские холдинги, фактически дал толчок к образованию общенациональной банковской системы США. Стремительно начал набирать силу процесс централизации и концентрации. Прокатилась мощная волна слияний и поглощений, увеличилось количество банкротств финансово-кредитных организаций. В 2005-м в США действовало уже 7527 банков, из которых 1818 были национальными, а 5709 - банками штатов.

ИЩИ, КОМУ ВЫГОДНО

Можно предположить, что провозглашаемая борьба с «грязным» бизнесом не является единственной предпосылкой к усиленному продвижению закона. Явно существуют и другие интересы. Поэтому встает логичный вопрос, кому это может быть выгодно? Версии высказываются разные и противоречивые. Наиболее жарко обсуждается заинтересованность крупных финансово-кредитных структур. «Удивительное дело, но почти никакие банки этот закон не поддерживают, - утверждает Павел Медведев. -АРБ, которая в основном опирается на мнение крупных организаций, возражает против закона очень активно. Наверняка Ассоциация действует с согласия своих членов. По-видимому, и крупные банки понимают, что здесь есть очевидные риски». А вот Юрий Зеленский интереса крупных банков не усматривает: да, после вступления закона в силу рыночная цена структур с недостаточным капиталом сильно «просядет». И здесь просматривается интерес для поглощений. Но, с другой стороны, вряд ли «гигантов» заинтересует бизнес, базирующийся в каких-то труднодоступных местах нашей необъятной родины, бизнес банков, малопривлекательных с точки зрения инвестиций. Ведь общеизвестно, что крупные игроки по понятным причинам не стремятся в малонаселенные и отдаленные регионы. Тем более в условиях кризиса, когда региональные филиалы имеют свойство исчезать. «Живут же маленькие парикмахерские, магазины, и никто не пытается их прихлопнуть лишь потому, что они маленькие», - подытоживает Юрий Зеленский.

факт

Во Франции размер минимального капитала для банка составляет 5 млн евро. Порог был установлен Центральным банком и Министерством финансов в декабре 1992 года. При этом для так называемых финансовых обществ достаточная цифра - 2,2 млн евро. Такая организация вправе заниматься исключительно потребительским кредитованием, другие банковские операции, в том числе и привлечение депозитов, для нее недоступны. В BNP Paribas НБЖ рассказали, что с 1984 года происходила быстрая консолидация французского банковского сектора. И количество кредитных организаций за 20 лет уменьшилось на 68%. К концу 2007 года из 1000 банков осталось 358. Число финансовых обществ за тот же период сократилось с 1163 до 333. При этом количество банковских отделений практически не изменилось.

Начать дискуссию

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
4
310

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экономика России

В 2023 году дефицит федерального бюджета составил почти 3,23 трлн рублей

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета, за 2023 год они составили 32,35 трлн рублей. Тогда как на доходы пришлось 29,12 трлн.

Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
1
131
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

44
Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.

Импорт

Вводится режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов

Импорт параллельного характера позволяет ввозить в РФ иностранные товары без получения на это согласия от производителя. Такой импорт считается параллельным, так как он осуществляется независимо от официальных каналов через дистрибьюторов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Мошенничество

Доверительные отношения между ИП и его бухгалтером обошлись предпринимателю в 20,6 млн рублей ущерба

Бухгалтер из Краснодарского края предстанет перед судом по обвинению в неправомерном обороте средств платежей и мошенничестве.

190

Что такое системное мышление и как руководителю научиться использовать его на практике

Мы живем в мире систем. Рабочий коллектив, проектная группа, спортивная команда, семья, зрители в театре, пользователи приложения — мы всегда находимся во взаимодействии с другими людьми и организациями или участвуем в процессах, а значит ведем системную деятельность. И этой деятельностью важно научиться управлять, чтобы достигать своих целей.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: «Яндекс» будет продавать товары для взрослых, Китай урезал поставки, а россияне стали чаще пить растворимый кофе и есть лапшу быстрого приготовления

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
90
Бухгалтеры

Авито ищет бухгалтеров и специалистов по финансам

Разбирайте горячие вакансии от крупной компании. Авито нужен специалист казначейства, бухгалтер и старший бухгалтер!

Отпуска

Как уйти в отпуск в 2024 году: как написать и подать заявление и рассчитать отпускные

Каждый работник имеет право на отпуск. Рассказываем, какие отпуска бывают, как написать заявление на каждый из них, как оплачивается период отдыха и когда работодатель может отказать в его предоставлении.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Госдума защитит трудовые права работников маркетплейсов

Работодатели скрывают трудовые отношения с сотрудниками маркетплейсов под договорами с самозанятыми. Из-за этого работники не получают отпускных и больничных.

74
Бухгалтеры

🔥 Безлимитных консультаций больше не будет! Успейте купить подписку «Клерк.Премиум» с безлимитными консультациями

Воспользуйтесь шансом купить подписку с безлимитными консультациями экспертов «Клерка» до 22 апреля, чтобы задавать вопросы без ограничений.

Интересные материалы

В начале 2025 года РЖД запустят новое мобильное суперприложение

Замгендиректора РЖД Евгений Чаркин на конференции Data Fusion заявил, что «Российские железные дороги» (РЖД) планируют запустить новое мобильное суперприложение (SuperApp) в начале 2025 года.