Коллекторы

Трудности перевода: Коллектор не обвиняет, а выводит из финансового тупика

Рынок долгов продолжает расти. Аналитики озвучивают пугающие цифры: по некоторым оценкам, с начала года задолженность составила 7% от совокупного кредитного портфеля российских банков. В каком сегменте окажется больше просроченных кредитов и каким образом можно уменьшить риски кредитора? С этого вопроса НБЖ начал беседу с коммерческим директором Финансового агентства по сбору платежей (ФАСП) Александром Морозовым.

Рынок долгов продолжает расти. Аналитики озвучивают пугающие цифры: по некоторым оценкам, с начала года задолженность составила 7% от совокупного кредитного портфеля российских банков. В каком сегменте окажется больше просроченных кредитов и каким образом можно уменьшить риски кредитора? С этого вопроса НБЖ начал беседу с коммерческим директором Финансового агентства по сбору платежей (ФАСП) Александром Морозовым.

А. МОРОЗОВ: В самом начале кризиса эксперты спорили, какой кредитный портфель будет вести себя лучше - физических лиц или юридических лиц. Этот спор продолжается до сих пор. Но пока в целом по рынку объем просроченных потребительских кредитов не столь значителен по сравнению с задолженностью корпоративных клиентов, то есть ведет себя лучше.
Именно долги юридических лиц все чаще оказываются в центре внимания экспертов, так как многие компании перестают платить по кредитам. Возможно, волна неплатежей докатится и до физических лиц, но, на мой взгляд, чуть позже.
Хочу сразу пояснить: работа с долгами юридических лиц - лишь малая часть нашей деятельности, которую, возможно, и не стоит называть коллекторской в чистом виде. А собственно коллекторский бизнес появился на волне бума потребительского кредитования, когда банки начали выдавать кредиты физическим лицам. По данным ЦБ, просроченная задолженность по кредитам физическим лицам на 1 февраля 2009 года составила 163,5 млрд руб. Считаю, что эта цифра будет расти, поскольку сработает эффект отложенной просрочки.

НБЖ: Частные заемщики перестанут платить по ипотеке?

А. МОРОЗОВ: Платежи задерживаются по целому набору банковских продуктов. Но вот как раз взносы по ипотеке люди стараются вносить в срок до последнего. Если начинают опаздывать, то это сигнал, что ситуация у заемщика действительно критичная. Есть даже условная иерархия неплатежей по степени важности: вначале люди перестают вовремя пополнять счет по кредитным картам, затем появляются долги по автомобильным кредитам, и лишь в последнюю очередь заемщики перестают вовремя платить по ипотеке.

НБЖ: Долги корпоративных клиентов сегодня в разы превышают вовремя не оплаченные суммы по кредитам физических лиц. Значит ли это, что коллекторский рынок среагирует на этот сигнал появлением новых игроков, которые будут специализироваться сугубо на проблемных задолженностях юридических лиц?

А. МОРОЗОВ: Возможно, в этой связи и появятся какие-то ответвления. Не исключено, например, что активизируются компании, которые раньше вели таких клиентов. Безусловно, мы также расширяем это направление, нанимаем дополнительных специалистов. Но тем не менее 90% рынка классических коллекторских агентств по-прежнему сосредоточены на работе с задолженностью физических лиц. Наши системные клиенты, банки, хотя и набирают дополнительный персонал, порой не справляются с отслеживанием информации по проблемных клиентам. Тогда подключают нас: просят выступать от лица банка.

НБЖ: Есть ли дифференцированный подход к клиенту с точки зрения его важности для банка: когда к одним заемщикам предъявляются более жесткие меры воздействия, а к другим - менее?

А. МОРОЗОВ: Могу сказать точно: подходы варьируются в зависимости от клиента и от ситуации, в которой он находится. На примере крупных клиентов банка все мы видим, что и в ситуации «Ч» можно реструктуризировать долг, а не идти на банкротство предприятия. Важно обращать внимание на социальный аспект этой проблемы: как, к примеру, изменится ситуация, если исчезнет градообразующее предприятие.
Что же касается малого бизнеса и частных лиц, то при работе с ними есть определенная градация. С теми, в ком банк заинтересован, несмотря на то что они не укладываются в установленные сроки выплат, на первых порах работают менеджеры кредитно-финансового учреждения. И лишь в случае, когда сроки погашения кредита постоянно сдвигаются, банк подключает внешние коллекторские агентства.

НБЖ: И в чем заключается ваша посредническая роль?

А. МОРОЗОВ: Чтобы сохранить для банка клиента, мы пытаемся вернуть его в график платежей. Если человек вовремя не оплатил два-три взноса по кредиту, то степень заинтересованности банка в сохранении этого клиента довольно высока.

НБЖ: То есть ваша миссия на первом этапе работы с клиентом носит консультационный характер?

А. МОРОЗОВ: Именно так. Этот подход отражает суть нашей работы. В общении с физическими лицами, вовремя не заплатившими по кредиту, мы выступаем не с позиции обвинителей, а с позиции финансового консультанта. В самой, казалось бы, критичной ситуации всегда есть возможность найти больше, чем одно решение. Главный посыл, который мы доносим до клиента, таков: при любых обстоятельствах надо идти на диалог с кредитором. Не нужно скрываться, не нужно убегать. При этом надо всегда помнить про главный принцип кредитования - возвратность. В противном случае это уже что угодно, но не кредит. Свои обязательства надо выполнять. Этот принцип должны учитывать и те, кто радеет за права заемщиков. Но при этом очевидно и другое: если должник идет на диалог с банком через профессионального коллектора, то решение обязательно найдется.

НБЖ: Что поменялось в коллекторском бизнесе с развитием финансовой нестабильности?

А. МОРОЗОВ: В связи с кризисом все больше людей по разным причинам попадает в категорию «хочу платить, но не могу». В основном из-за увольнений.
Самый правильный ход в такой ситуации - установить контакт с заемщиком. И затем найти приемлемое решение индивидуально под него. Например, составить более гибкий график платежей, чтобы человеку было легче и удобнее возвращать долги по кредиту. Есть другой вариант: частичное дисконтирование долга. Иными словами, лучший выход в ситуации, когда дела у кредитуемого идут совсем плохо, а перспектив восстановить материальное положение нет, вернуть значительную часть суммы кредита.
При этом, какой бы сценарий мы ни рассматривали, в работе специалистов коллекторского агентства всегда присутствует элемент финансового консультирования. Опыт показывает: если изначально выстраивать общение с клиентом банка на идее сотрудничества, а не на противостоянии двух враждующих сторон, то люди неожиданно для себя находят способ выйти из тупика, перестают воспринимать ситуацию с долгами по кредиту как бесперспективную. При таком подходе минимизируются риски негативного развития событий. Если же человек не желает слушать разумные доводы, то мы вынуждены рассказывать ему обо всех сложностях и
последствиях юридического преследования. Но в большинстве случаев люди, с которыми мы общаемся, понимают, что в лице коллектора к ним приходит не обвинитель, а фактическая помощь: им есть с кем посоветоваться о том, как выйти из данной ситуации с минимальными потерями.

НБЖ: Действующие российские законы скорее мешают или помогают в работе коллекторских агентств?

А. МОРОЗОВ: Пока что нет отдельного закона, связанного с регулированием коллекторской деятельности в России. Отчасти его отсутствие не мешало рынку, так как наша деятельность нормально вписывается в Гражданский кодекс РФ. Но как раз тот факт, что специального закона о коллекторах до сих пор нет, вызвал в свое время волну негативных публикаций, поэтому, возможно, настало время задуматься над его появлением, что мы и делаем вместе с нашими коллегами в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

беседоавла: Мария Ермакова

Начать дискуссию

НДФЛ

С 2024 года надбавка вахтовикам по-новому облагается НДФЛ и взносами

Сотрудникам-вахтовикам взамен суточных выплачивают надбавку за вахтовый метод работы. Ее размер устанавливают в колдоговоре.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Цифра дня. Про увольнение

Каждый второй россиянин готов уволиться из-за токсичного руководителя.

Цифра дня. Про увольнение

Иностранным коллекторам могут запретить работать в России

Чтобы иностранные компании не выводили полученные долги россиян за границу и не работали с личными данными населения, Госдума хочет запретить таким коллекторам работать в стране.

Лучшие спикеры, новый каждый день
ВЭД

Как правильно вести учет ВЭД в 2024 году

Бухгалтер, который специализируется на сопровождении внешнеэкономических сделок, должен разбираться в таможенном регулировании, знать валютное законодательство, в том числе ориентироваться на порядок налогообложения в странах, с которыми ведет сотрудничество.

Банки

Сбер не соблюдает новые правила ЦБ. Клиенты могут перевести себе только 2 млн рублей в сутки

Центробанк заявил, что по СБП размер одной операции не может превышать 1 млн рублей. При этом нельзя ограничивать число бесплатных переводов в сутки. Сбербанк не снял эти ограничения.

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

При каком сроке владения недвижимость можно продать без НДФЛ в 2024 году: таблица на все ситуации + примеры и пояснения

В общем случае с дохода от продажи недвижимости надо платить НДФЛ и сдавать декларацию 3-НДФЛ. Но если срок владения – больше минимального, то налога не будет и декларировать доход не надо.

Иллюстрация: freepik/freepik

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

📢 Бухгалтера могут уволить за разглашение зарплат персонала. Если было оформлено обязательство о неразглашении персданных, уточняет эксперт

Кто в компании обрабатывает персональные данные сотрудников, тот и несет ответственность за их разглашение.

5

Ценные бумаги переехавших в РФ компаний будут заблокированы

Если активы экономически значимых компаний, которые решили работать в российской юрисдикции, были заблокированы, то они таковыми и останутся после переезда в РФ.

Банки

Банкам запретили беспокоить наследников застрахованного должника

Кредитные организации должны самостоятельно получать страховое возмещение по кредиту, а не тревожить родственников умершего должника.

ФСБУ

Как правильно заполнять баланс по новому ФСБУ 4/2023

Бухгалтерскую отчетность за 2025 год нужно вести по новому ФСБУ 4/2023. В нем изменились бланки бухотчетов и правила их заполнения.

3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Малый и средний бизнес в новых регионах получит поддержку на 3,7 млрд рублей

Выделенные средства пойдут на развитие центров «Мой бизнес», а также на финансирование организаций, который выдают бизнесу льготные кредиты.

Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
НДС

Минфин: есть ли пониженный НДС на замороженные булочки

Продовольственные товары облагаются НДС по пониженной ставке 10%, если они включены в перечень. В частности, там есть хлебобулочные изделия.

Товары, приобретенные на УСН, можно взять в расходы на ОСНО после их продажи

Если компания купила товар будучи на УСН, а потом перешла на ОСНО и продала этот товар, то в расходы он пойдет в момент продажи.

Оренбургские предприниматели получат отсрочку по налогам

Бизнесу, который пострадал от паводков в Оренбурге, дадут отсрочку по уплате налогов и взносов на 12 месяцев.

10 вопросов к подрядчику по воинскому учету

Ведение воинского учета включает множество нюансов, которые нужно учитывать, и при этом цена ошибки — штрафы до 500 000 рублей. Работу можно делегировать, но как не ошибиться при выборе подрядчика? Собрали 10 вопросов, которые стоит задать перед началом сотрудничества со специалистами на аутсорсе. 

10 вопросов к подрядчику по воинскому учету

Срок пребывания иностранного гражданина в России без визы: правило «90 из 180»

Иностранные граждане, въезжающие в Россию из государств, с которыми установлен безвизовый режим, могут находиться в стране не более трех месяцев в течение полугода. Чтобы официально пребывать в России без учета данного ограничения, необходимо иметь основания и соответствующие разрешительные документы.

Срок пребывания иностранного гражданина в России без визы: правило «90 из 180»

Интересные материалы

Введение Озон сервисного сбора затронуло абсолютное большинство владельцев ПВЗ

Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) проанализировала данные по сервисному сбору ПВЗ Озон за апрель 2024 года.