Банки

Как заработать на ИТ

ИТ могут стать для банка креативным центром сокращения затрат и получения прибыли. При условии, что руководство финансово-кредитной структуры это понимает

ИТ могут стать для банка креативным центром сокращения затрат и получения прибыли. При условии, что руководство финансово-кредитной структуры это понимает

Кризис побудил банки к сокращению расходов во всех сферах их деятельности. Нередко от успешного решения этой задачи зависит эффективность всего бизнеса. В таких условиях особую актуальность приобретает понимание того, что информационные технологии способны стать для финансово-кредитных организаций не только действенным центром экономии затрат, но - при соблюдении ряда условий - даже источником прибыли.

Между информационными технологиями и финансовыми результатами деятельности банка, возможно, не существует связей первого порядка, однако опосредованная тесная взаимосвязь не вызывает сомнений. Очевидно, что ИТ-департамент работает на привлечение бизнес-подразделениями прибыли в банк. Однако определенные ИТ-тех-нологии запускаются не только ради поддержания успешной работы бизнеса, они также направлены и на поддержку стратегических бизнес-решений, например, привлечение новых клиентов в банк и внедрение новых бизнес-направлений. И это обеспечивает гарантированную дополнительную прибыль в масштабах всей кредитной организации.

Можно выделить немало направлений в информационных технологиях, которые стали реальными источниками не только экономии средств, но и получения дополнительной прибыли. Остановимся на некоторых из них.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ В БУМАЖНОМ МОРЕ

Бумажный документооборот - весьма дорогое удовольствие. По подсчетам экспертов, создание каждого докумен-
та обходится в среднем от 10 до 100 рублей, иногда и дороже. В США, например, ежегодные расходы на бумажные документы, включая стоимость бумаги, печать, доставку и т.д., могут достигать $1 трлн.

В любом банке ежедневно скапливаются горы бумажной документации, причем не только финансовые и бухгалтерские данные, но и договоры, приказы, служебные записки, отчеты и масса другой необходимой «макулатуры». Не утонуть в этом море помогают системы электронного документооборота (СЭД), без которых вряд ли можно представить себе деятельность современного банка. Причем если какое-то время назад такие системы функционировали только внутри финансово-кредитной организации (оборот приказов, заявлений),  то   в  настоящее  время  СЭД используются при выдаче кредитов, согласовании заявок и т.д. Т.е. данный инструмент интегрируется в бизнес-процессы банка и становится своеобразной основой для движения всей неструктурированной информации в кредитной организации, одновременно взаимодействующей со всеми бизнес-приложениями.

Присутствие развитых встроенных средств информационной безопасности, поддержка распределенной работы, маршрутизации документов, наличие инструментов для их настройки - все эти требования характеризуют современную систему электронного документооборота.

СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ

Наверняка в кризис многие банкиры, просчитывавшие ранее кредитные риски, что называется, «на коленке» и экономившие на формировании хранилищ данных, пожалели об этом. Некоторые, особо жадные, рассматривавшие хранилища данных как излишнюю роскошь, заплатили не только дважды, но даже трижды за свое упорное игнорирование ИТ-технологий.

Системы хранилищ данных помогают накапливать и обрабатывать огромные объемы информации, в том числе и о кредитной деятельности банков. Их использование позволяет в большой степени автоматизировать процесс принятия решения по выдаче кредита. Так, эффективно работающее и созданное на основе современных ИТ-технологий хранилище минимизирует временные издержки на принятие кредитного решения от получаса до пяти-восьми минут. Хранилище данных дает все возможности быстро анализировать риски, основываясь на кредитных историях сотен тысяч клиентов. Такой массив информации ни один эксперт не в силах обработать.

Для принятия того или иного решения по банковскому бизнесу нужна достоверная информация об истинном состоянии дел в кредитной организации. Поэтому на хранилище данных возлагается задача консолидации всех сведений о деятельности банка в одном месте. Ранее во многих банках была распространена практика, когда отчеты о работе готовили филиалы и отделения, затем они передавали их в головной офис. В небольшом банке это не создает проблем бизнесу, но, как только организация расширяется и «обрастает» филиалами, данные начинают поступать от десятков и даже сотен сотрудников. Здесь вступает в игру человеческий фактор, который, к сожалению, не дает руководству банка уверенности в том, что полученный отчет носит полный и исчерпывающий характер. Хранилище же является источником объективной информации для оценки работы подразделений.

Кроме того, нужно учитывать еще один момент. При отсутствии хранилища данных информация поступает от одного сотрудника к другому и затем сводится в итоговый документ Excel. Мало того что такая подготовка требует очень много времени, при сборе информации в отчетах могут накапливаться ошибки.

Наконец, на основе данных хранилища автоматически формируются отчеты в необходимых для руководства банка «разрезах» и с требуемой детализацией, появляется возможность нового структурирования данных.

ПОДГОТОВКА ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ РЕГУЛЯТОРОВ

Не только руководству банка необходимо понимать, что происходит в кредитной организации. Об этом нужно периодически информировать контролирующие и регулирующие органы. Со своей стороны Центробанк постоянно ужесточает нормативные требования к составу, качеству, форматам и срокам предоставления отчетности. Кредитные организации, в свою очередь, стремятся к сокращению издержек на выпуск и поддержание в актуальном состоянии многочисленных отчетных форм.

Получение консолидированной отчетности на базе единого хранилища данных является наиболее выигрышной технологией, уверены эксперты. И это уже поняли в крупных многофилиальных банках. Наличие единого хранилища, содержащего данные о банковских операциях, сделках, договорах, проводках, снижает трудоемкость процесса подготовки отчетности, минимизирует сроки подготовки документа, делает сам процесс максимально прозрачным и понятным. По статистике, за последние два-три года более половины проектов построения хранилищ данных в банках выполнялись с целью автоматизации выпуска как раз регу-ляторной отчетности.

С использованием хранилищ данных банки готовят и отчетность в соответствии с требованиями МСФО и РСБУ. Подготовка данного вида документов требует анализа очень больших объемов информации, многочисленных проверок и корректировок данных. Это очень трудоемкий и сложный процесс. Поэтому без применения современных автоматизированных систем данная работа потребует от кредитной организации серьезных материальных затрат. И в первую очередь - на оплату труда высококвалифицированных специалистов, занимающихся трансформацией и консолидацией финансовой отчетности.

Следует здесь учитывать и человеческий фактор, когда работники банка просто не успевают подготовить отчетность в нужные сроки, в результате чего кредитная организация вынуждена платить штрафы. Автоматизация отчетности на базе современных хранилищ данных позволяет не только уменьшить затраты на персонал и снизить риски срыва сроков, но и обеспечить гарантированную достоверность данных, представленных в любом типе отчетности.

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ…

Российский рынок систем видеоконференций быстро развивается. Эксперты связывают это с тем, что все большее число компаний начинают считать деньги и развивать свои ИТ-структуры. Приходит понимание того, что видеоконференции - оперативная, удобная и выгодная альтернатива традиционным средствам общения. Кстати, в западных финансовых организациях такая практика уже давно получила свое распространение.

Согласно статистике, при телефонном разговоре передается только десятая часть транслируемой информации, зато когда видна жестикуляция и мимика собеседника, эффект от передачи информации достигает 60%. Очевидно, насколько сложно организовать совещание с участием представителей удаленных филиалов, особенно если они находятся в разных городах, а то и в разных странах. Поэтому главная цель реализации системы видеоконференций - снижение количества деловых поездок, которые с каждым годом становятся все более дорогостоящим удовольствием.

Активное развитие видеоконференцсвязи обусловлено несколькими основными причинами. Во-первых, совершенствование технологий, обеспечивающих передачу высококачественного изображения и звука, а также функциональные возможности, о которых несколько лет назад не могло идти и речи. Во-вторых, существенно снизилась стоимость современного оборудования и каналов, обеспечивающих видеосвязь. Кроме того, в банках понимают все преимущества систем ВКС, и главное из этих преимуществ - возможность снижения временных и финансовых издержек на командировки сотрудников. Причем, по данным некоторых исследований, снижаются как прямые, так и косвенные затраты финансово-кредитных структур. К числу косвенных затрат относятся рост заболеваемости сотрудников и ухудшение психологического климата при постоянных разъездах.

Начать дискуссию

Пенсии

С лета на Госуслугах будут формы документов для распоряжения пенсионными накоплениями

Подать заявление о единовременном взносе по договору долгосрочных сбережений с 1 июля 2024 года можно будет на Госуслугах.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Что ест бухгалтер? Субботнее меню

Клерки, приятного аппетита!

Что ест бухгалтер? Субботнее меню

110 тысяч руб. — это вычет на одного ребенка, но на обоих родителей

С 2024 года социальный налоговый вычет по НДФЛ на обучение детей составляет до 110 000 рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Работодатели в панике: нет людей на работу!

В последние годы бизнес сталкивается с серьезным кадровым дефицитом, и это становится все более острым вопросом для всех отраслей — от ритейла до высоких технологий.

5

📕 💪 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей. Это самые нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить новые навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся!». Самые нужные курсы по 3 690 рублей

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей! Научитесь вести учет на маркетплейсах, строить финансовые модели, проводить сделки по ВЭД, вести компании на УСН, получите базовые знания в бухгалтерии и сделаете шаг навстречу новой профессии. Начните лето с новыми силами, знаниями и совсем другим уровнем дохода.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Нотариат

Доверенности на открытие счета в банке теперь под особым прицелом: почему и какие именно

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Государство достаточно помогает малому бизнесу: считает 34% предпринимателей

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей. 53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Вот и прошёл первый год моего криптопутешествия на криптоостров, в ходе которого я ежемесячно вношу небольшую сумму и создаю личный криптовалютный пенсионный фонд. Не знаю, сколько будет стоить биткоин через 50 лет, но знаю, что произошло в моём криптопортфеле за апрель. Целый год позади, погнали смотреть.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Как инвестор может потерять акции купленные на бирже

Даю свое мнение по недавнему судебному спору, при котором акции российской компании были изъяты судом у частных инвесторов по иску прокуратуры.

Актуальные правовые подходы при оспаривании кредитных договоров, оформленных мошенническим путем

В рамках настоящей статьи предметно рассмотрим формирующуюся судебную практику по вопросам, связанным с оспариванием кредитных договоров, оформленных мошенническим путем.

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно.

Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился
Охрана труда

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Как уменьшать налог по УСН на взносы, НМА в 2024 году, важные разъяснения Минфина и ФНС. Дайджест разборов

Подготовили для вас новый дайджест разборов от «Клерка». Сегодня для вас самые читаемые разборы за апрель, а также два абсолютно новых разбора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру