Банки

Перестройка в режиме нон-стоп

Для автоматизации ритейла в современных условиях банкам постоянно приходится «обновлять» решения

Для автоматизации ритейла в современных условиях банкам постоянно приходится «обновлять» решения

В условиях ужесточающейся конкуренции все больше финансово-кредитных структур в России претендуют на статус универсальных розничных банков. Это приводит к очередной волне внедрений в сфере автоматизации ритейла, а значит, и к развитию вендоров, продающих соответствующие банковские продукты.

ДАВАЙТЕ ВПОЛГОЛОСА

Но несмотря на то, что массовые внедрения начались в большинстве банков еще в 2002 году и, по некоторым оценкам, рынок давно перевалил через отметку в полмиллиарда долларов, проблем хватает и на современном этапе развития. Причем с ними сталкиваются банки любой величины и локализации, включая те, которые занимают топовые позиции в рейтингах по интернет-банкингу, говорят эксперты. Эту информацию «шепотом» подтверждают и сами банкиры. Так, эксперты сразу двух крупных банков из верхушки рейтингов на условиях анонимности признались НБЖ в том, что, хотя во внедренные системы и вложены значительные финансовые средства, клиенты часто выражают недовольство качеством обслуживания.

«За последние несколько лет было начато несколько крупных проектов по внедрению западных решений в банках, но не так много из них доведены до успешных завершений. Это отчасти связано с кризисом, чаще - с кризисом в самом проекте», - описывает ситуацию директор департамента информационных технологий Промсвязьбанка Владимир Чичеткин.

Причем удачные решения возможны и в том случае, когда работа осуществляется собственными силами (в ТОП-10 рейтингах интернет-банкинга российских банков в число тех, кто внедрял систему самостоятельно, попали «Северная казна», Промсвязьбанк, СБ Банк), и при использовании уникальных продуктов, специально разработанных под нужды конкретного банка (Банк Москвы, Юни-Кредит Банк, Абсолют Банк). Интересно, что Уралсиб занимает сразу две позиции: шестую - с системой Интернет Сервис Банк (Москва), сделанной на заказ, и одиннадцатую - с собственной разработкой Уралсиб+ (регионы). ВТБ24 (2-я позиция рейтинга) позиционирует свою систему Телебанк как совместную разработку с профессиональным вендором, а Альфа-Банк, систему которого сами банковские ИТ-специалисты выделяют как одну из лучших на рынке, заказывал автоматизацию в Чехии.

Впрочем, тот факт, что банк позиционирует систему как самостоятельную, вовсе не означает, что в ней не применяются решения сторонних компаний, в том числе западных, как это было, например, в Промсвязьбанке.

УЗКИЕ МЕСТА АВТОМАТИЗАЦИИ

И эксперты, и банкиры сходятся во мнении, что на рынке практически отсутствуют стандартные гибкие решения, которые быстро адаптируются под потребности бизнеса, позволяют ставить и решать все новые бизнес-задачи, причем делать это оперативно и силами сотрудников самого банка. Все это делает автоматизацию процессом долгосрочным, сложным и затратным.

Но изначальной проблемой при внедрении новых ИТ-решений зачастую является вовсе не отсутствие технологий, а человеческий фактор, или, говоря точнее, отсутствие четкого понимания потребностей бизнеса «на перспективу» внутри самого банка.

Одна из проблем, которую отмечают некоторые банкиры, - частая смена команд розничных специалистов, отвечающих за разработку бизнес-стратегий, что ставит ИТ-департаменты и вендоров в непростое положение. Но на рынке есть и другая точка зрения: как бы часто ни менялись розничные команды, подходы у всех похожие: поставленные задачи сложно воплотить «в конвейере». И это заставляет задуматься уже о том, можно ли списать ответственность за чехарду в данной сфере бизнеса на специалистов по рознице или же проблемы возникают на уровне «верхушки» банков, где утверждаются программы и денежные лимиты.

НЕДОСТИЖИМЫЕ СТРАТЕГИИ

В идеале система выглядит так: ИТ-специалисты должны четко понимать, какие продукты будут востребованы, и ставить задачи вендорам. Но для достижения цели - постановки продукта на конвейер - потрудиться придется не только сотрудникам розничного и ИТ-блока. Различные подразделения должны объединять усилия, чтобы проработать процесс и довести операционную часть работы до автоматизма. Речь идет в первую очередь о бухгалтерском и юридическом оформлении документов. Банк должен стремиться к тому, чтобы клиент, однажды придя в него, ввел паспортные данные, быстро оформил договор (не требующий в дальнейшем подписания допсоглашений) и после этого появлялся в офисе как можно реже, в первую очередь ориентируясь на интернет- и мобильный сервисы, а также банкоматы и удаленные терминалы.

Статистика показывает, что на сегодняшний день такое положение дел недостижимо даже в столичном регионе. «Число пользователей интернет-банкинга по стране на начало года составляло около 2 млн человек, при том что число пользователей Интернета достигает 63 млн человек, - говорит замначальника аналитического отдела Независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Александра Лозовая. -При том, как активно банки взялись за внедрение систем интернет-банкинга, прогнозируется, что число пользователей будет расти ежегодно в два-три раза. К 2014 году, по прогнозам, до 35 млн человек будут пользоваться этими услугами - это каждый четвертый житель».

Основная роль в этом процессе, конечно, отводится крупным банкам, таким как Сбербанк и ВТБ24, прогнозирует аналитик: например, в планах Сбербанка - к 2014 году до 70% платежей ЖКХ перевести в удаленный доступ.

При внедрении систем интернет-банкинга банки часто сталкиваются на практике с тем, что обеспеченность Интернетом в регионах очень плохая. Кое-где сигнала вовсе нет или он очень плохого качества, говорят эксперты. Исключение составляют фактически только города-миллионники. Не менее сложная проблема - низкая финансовая грамотность населения в регионах, считает Александра Лозовая: его нужно еще убедить пользоваться новомодными технологиями.

Весьма затратны для банков программы по установке высокотехнологичного оборудования: неэффективно использовать их в мини-городах, не говоря уже про деревни. Для полноценного внедрения современных услуг необходимо также потратить много средств на обучение персонала. И наконец, нужно инвестировать в средства защиты информации, поскольку кибер-преступ-ность в мире развивается гораздо быстрее, чем внедряются современные технологии у нас в стране.

РАСХОДЫ: ДО И ПОСЛЕ

Да, без интернет-банкинга, мобильных услуг и терминалов розничный банк не существует, соглашаются банкиры, и для финансово-кредитной организации комиссионные доходы от предоставления таких услуг - существенная часть их бизнеса. Но с тем, какую линейку депозитных или кредитных продуктов предоставляет банк, это никак не связано, говорят ИТ-специалисты. Именно в этой сфере лежат основные трудности: поскольку продукты постоянно обновляются, совершенствуются, систему приходится практически непрерывно «подстраивать» к потребностям бизнеса.

«Что понимать под настройкой продукта? Зачастую вендор декларирует: «В сиcтеме все можно настроить!» Найти суть всегда просто, получив ответ на один вопрос: как и кто осуществляет настройку? Водораздел проходит там, где ее не может осуществить бизнес-пользователь, а может только программист или ИТ-специалист. Если всю продуктовую машину настраивает бизнес-пользователь без участия ИТ -это хорошо и правильно. Если он может не только генерить продукты, но и составлять из них пакеты, выбирать группы клиентов, на которые ориентирован продукт/ группа продуктов, то есть формировать предложение - еще более правильная система, -убежден Владимир Чичеткин. - Если же на поверку выходит, что ни один продукт не то что выпустить - изменить нельзя без участия ИТ-специалиста, - это совсем другая история. И то и другое часто декларируется как настройки».

В итоге вопрос упирается в число ИТ-специалистов банка, их квалификацию, наличие бюджета на доработку программ. Таким образом, важна не только цена внедрения, но и расходы на эксплуатацию автоматизированной системы. 

Сергей ТИХОМИРОВ, руководитель  направления «Финансовые институты» «Заказные Информсистемы»

Любой крупный розничный банк стремится к расширению своей клиентской базы, одновременно снижая издержки на обслуживание одного клиента. Долгосрочный успех банка во многом зависит от умения сегментировать клиентов и делать им адресные предложения, быстро тиражировать новые банковские продукты по всей филиальной сети. В этих условиях к системе автоматизации предъявляется несколько важных требований.

Во-первых, это возможность быстрого изменения, так как розница склонна к постоянному, непрекращающемуся развитию. Во-вторых, высокие требования к ее производительности и масштабированию, причем именно на программном уровне, из-за обслуживания большого числа клиентов.

В-третьих, глубокая интеграция такой системы в ИТ-ланд-шафт банка. Это требование обусловлено тем, что розничный клиент должен получать от банка все услуги максимально быстро - это одно из основных конкурентных преимуществ. А скорость в данном случае сильно зависит от взаимодействия с другими системами банка - например, с карточным процессингом.

В-четвертых, доступность системы в любой точке присутствия банка - от классического отделения до стойки в торговом центре.

Названные требования приводят к тому, что архитектура системы зачастую оказывается важнее, чем ее текущее функциональное наполнение. Хорошая архитектура обеспечит гармоничное и быстрое наращивание функционала системы в процессе развития розничного банка. А создавать розничную систему нужно на хорошо адаптируемой технологической платформе, привлекая к проекту грамотных архитекторов.

Начать дискуссию

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Лучшие спикеры, новый каждый день

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
Пенсии

Юбилярам выплатят повышенную пенсию

Пенсионеры, которым исполнилось 80 лет, а также инвалиды первой группы получат доплату в размере 100% фиксированной части пенсии.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

С 1 мая между своими банковскими счетами можно переводить без комиссии и до 30 млн рублей

Отправить деньги на свой счет в другие банки можно без комиссий. Также кредитным организациям запрещено ограничивать размер и число переводов в пределах 30 млн рублей.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на май, ведь что? Ведь дивидендный сезон в самом разгаре, вот что. Компании объявляют и выплачивают годовые дивы за весь 2023 год, а также некоторые компании платят за первый квартал 2024.

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

​Налоговая оговорка. Оговорка не приговорка (каламбур)

Нас уже несколько раз просили разобрать вопрос налоговой оговорки.

​По ту сторону судебного процесса: история одного дела

Как известно нашим уважаемым подписчикам, на канале мы регулярно приводим обзоры наиболее интересных дел, выводы по которым могут быть полезными налогоплательщикам. Однако, гораздо больше сил и времени наши консультанты тратят на непосредственное участие в самих судебных процессах.

А как у них? Налогообложение в Катаре

Сегодня поговорим о Катаре – стратегическом партнере России на ближнем востоке. Государство, которое занимает третье в мире место по запасам природного газа, но у которой ограниченный ресурс в агропромышленной сфере из-за суровых условий региона местоположения.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

С 1 мая в России переводы между своими счетами в разных банках станут бесплатными

Сейчас на переводы себе и другим людям действует общий лимит СБП — 100 тысяч рублей в месяц.

«Тинькофф Инвестиции»: 3 мая завершается прием заявок на обмен заблокированных иностранных активов

«Тинькофф Инвестиции» опубликовали инструкцию по обмену заблокированных иностранных активов для своих клиентов в Telegram-канале.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Нет тела — нет дела! Или нет документа — нет уголовного дела!

Мнение адвоката о защите по экономическим преступлениям и спорам.

Общество

Туристы получили больше гарантий

С 1 мая 2024 года существенно выросла сумма финансового обеспечения ответственности туроператоров перед туристами.

Интересные материалы

Общество

Словари русского языка включат в единый цифровой ресурс

Внесли изменения в федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».