CRM

CRM-система - основа развития банковского бизнеса

Ее внедрение и развитие позволяет банкам повысить лояльность клиентов и доходность своего бизнеса

Ее внедрение и развитие позволяет банкам повысить лояльность клиентов и доходность своего бизнеса

Не будет преувеличением сказать, что на сегодня в той или иной степени CRM-решения существуют во всех крупных российских банках. Однако же в большинстве случаев кредитные организации по вполне понятным причинам пытаются экономить на решениях, поэтому внедряют их частями, отдавая приоритет решению операционных задач. Поэтому на вопрос о том, насколько остро стоит сегодня проблема внедрения CRM-систем, все банкиры единодушно отвечают: задача крайне актуальная. Кроме, конечно же, тех, кто такие разработки в банке уже провел и внедрил.

ДОКРИЗИСНЫЕ ВНЕДРЕНИЯ

В числе тех, кто считает себя полностью готовым к разворачивающейся на рынке конкурентной борьбе, - Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР).

«Мы начали проект еще в 2005 году, и почти два года ушло на основные разработки. А внедрение полностью закончили в I квартале 2009 года. Первоначально планировалось завершить проект осенью 2008 года, но кризис внес свои коррективы», - рассказывает Юрий Миронов, вице-президент УБРиР. По словам банкира, долгосрочность работы над проектом объясняется тем, что банк в результате его внедрения был намерен «выйти на качественно новый уровень отношений с клиентами, поэтому внедрялись параллельно как операционная CRM-система, так и аналитическая».

Перед кризисом, в первой половине 2008 года, запустил процессы управления взаимоотношениями с клиентами и ВТБ24. «Это стало возможным сразу после создания консолидированного хранилища данных, куда сводилась вся информация из систем источников банка. Тогда был сформирован базовый объем информации, необходимый для проведения целевых кампаний. Он включал в себя клиентскую учетную информацию, в том числе контактные данные, и финансовую транз-акционную информацию по всем продуктам и финансовым инструментам», - сообщил и.о. начальника управления CRM и исследований ВТБ24 Дмитрий Кузякин.

Как часть проекта в ВТБ24 разработаны методики контроля частоты коммуникаций (политика контактов), построены базовые модели сегментации клиентов и разработан ряд целевых кампаний, направленных на увеличение кредитного портфеля. «В том числе благодаря консолидированности имеющихся клиентских данных была запущена линейка предодобрен-ных кредитных продуктов, - говорит Кузякин. - Для полноты клиентского коммуникационного поля нами используются все доступные каналы персонифицированных коммуникаций, включая банкоматы, call-центр, СМС, e-mail и пр. Для полноценного управления политикой контактов все каналы были объединены в один автомат рассылки».

ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ

«Осень 2008 года подтолкнула всех к пониманию, что необходимо управлять взаимоотношениями с клиентами, и для этого нужна платформа», - считает Юрий Миронов. Сейчас практически в каждом банке ведутся те или иные работы по внедрению CRM-систем. Каждый ИТ-специалист видит свои преимущества и соответственно расставляет акценты.

«Кризис почти миновал, и бюджеты, особенно на стратегические проекты, к которым можно отнести CRM, восстанавливаются, - убежден Сергей Русанов, вице-президент, директор департамента ИТ Транскредитбанка. - В условиях усиливающейся конкуренции и снижения маржи возрастает актуальность управления продажами, проектирования оригинальных и необходимых клиентам продуктов, расширенной аналитики - все эти задачи успешно решаются CRM-системами».

К числу преимуществ, которые также дает полноценная банковская CRM-система, начальник управления развития Банка БФА Нелли Хрыкова относит новое качество отношений банка с клиентами.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

«CRM-система может служить инструментом для организации, развития и управления взаимоотношениями с клиентами при организации розничного банковского бизнеса. CRM-система усиливает координацию действий различных отделов, обеспечивая их общей платформой взаимодействия с клиентами, а также используется для построения стратегических планов развития взаимоотношений с клиентами», - говорит Нелли Хрыкова.

«История взаимоотношений с клиентом, знание клиентской базы позволяют банку эффективнее продавать свои продукты и максимально удовлетворять потребности клиентов. С учетом стратегических задач, стоящих перед банком, этот вопрос сейчас крайне важен», -соглашается Сергей Русанов.

Дмитрий Кузякин подмечает в CRM-реше-ниях, работающих в крупных российских банках, множество недоработок и недостатков. «В той или иной степени CRM-решения существуют во всех крупных российских банках. Однако они не всегда достаточно развиты, как, допустим, в коммуникационной сфере. Связано это в первую очередь с малой степенью консолидированности данных о клиентах в единых хранилищах. Также затрудняет использование CRM в банковской сфере отсутствие единого коммуникационного узла с клиентами», - поделился впечатлениями эксперт из ВТБ24.

Немаловажной причиной является кадровый «голод». Если специалиста по CRM найти сейчас достаточно сложно, то грамотного специалиста CRM в банковской сфере практически всегда приходится «выращивать» самостоятельно, считает Дмитрий Кузякин.

СЛОЖНОСТИ ДОРАБОТКИ

«У нас в Транскредитбанке идет проект внедрения CRM-системы, - говорит Сергей Русанов. -Сложность, во-первых, в том, что необходимо учесть требования обоих направлений бизнеса (корпоративного и розничного) и выбрать оптимальную систему, решающую весь комплекс бизнес-задач. Во-вторых, в банке уже используется система MS СRM для задач операционного обслуживания розничных клиентов в контакт-центре, и нужно учесть необходимость наследования этой функциональности при выборе общебанковской системы».

По словам экспертов, такие трудности достаточно типичны для финансовых учреждений, которые проводят внедрения постепенно. Впрочем, любая система нуждается в постоянном совершенствовании.

«В Банке БФА постоянно ведется работа по улучшению клиентских сервисов. Окружающая среда меняется, и, оперативно реагируя на эти изменения, мы надеемся сделать работу с нами максимально комфортной для наших клиентов», - говорит Нелли Хрыкова. Юрий Миронов рассказывает, что такой метод позволяет банку не только отвечать на вызовы времени, создавая продукты в соответствии с меняющимися условиями рынка, но и проактивно предлагать клиентам решения, удовлетворяющие потребности завтрашнего дня.

«Мы внедряли не разовое решение, а платформу для дальнейшего развития сервис-ориентированной архитектуры (SOA). Бизнес живет, потребности клиентов меняются, и мы в состоянии вносить изменения и внедрять новые продукты и услуги в рамках текущего взаимодействия. CRM-система является единым «окном» продаж, - рассказывает об опыте развития Юрий Миронов. - Что касается аналитического решения, то его можно развивать и развивать. Мы отслеживаем все новинки в этой сфере. Пока не вижу на рынке ничего такого, что мы не в состоянии реализовать».

МНЕНИЕ

Ольга РУБЦОВА, директор по развитию бизнеса «Техносерв Консалтинг»:

«Сложно не отметить наши успехи в банковском секторе по внедрению CRM-систем. Ведь в прошлом году началось сотрудничество с крупнейшими банками - Сбербанк России, ВТБ24, Промсвязьбанк, - для которых мы автоматизируем не только процессы взаимодействия с клиентами.

И уверенно можно сказать о важном тренде, захватившем банковский рынок. Крупные банки идут по пути эффективности и оптимизации работы фронт-офиса. Сейчас перед каждым банком стоит важная задача минимизации издержек на обслуживание всех клиентов, а также выстраивание персонализированных процессов при массовом обслуживании розничных клиентов.

Для решения этой задачи мы предлагаем решение TSC Retail, которое предоставляет сотрудникам отделений и филиалов единый интерфейс, позволяющий производить все возможные банковские операции независимо от программного продукта, который их поддерживает (карточная система, АБС и т.д.). Также в TSC Retail можно увидеть полную информацию по клиенту, что достигается благодаря интеграции банковских прикладных программ и CRM-системы. Все это в комплексе способствует повышению качества и скорости обслуживания клиентов, а также увеличению количества кросс-продаж».

СТАТИСТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ

Конечно, любые внедрения - задача весьма дорогостоящая. Но результаты говорят сами за себя.

«По результатам исследований, проводимых в области автоматизации бизнеса различными консалтинговыми компаниями, экономическая эффективность от внедрения CRM-системы заключается в увеличении объема продаж - рост на 30%, в привлечении новых клиентов - рост на 32%, в увеличении числа удерживаемых клиентов - рост на 10%», -приводит статистику Нелли Хрыкова.

Как рассказал Юрий Миронов, при разработке CRM-системы в УБРиР прогнозировался срок окупаемости два года, но проект окупился уже через год. «Такой результат достигнут за счет повышения лояльности клиентов, более эффективного использования рекламного и маркетингового бюджетов, а также за счет снижения операционных расходов», - поясняет эксперт.

Таким образом, вложения в развитие CRM-систем в конечном счете приводят к росту прибыли банка, помогают снизить его операционные риски и повысить доходность его бизнеса. 

МНЕНИЕ

«НОВЫЕ-СТАРЫЕ» ТРЕБОВАНИЯ К ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА

Ирина НОВОЖИЛОВА, руководитель группы аналитического маркетинга ОАО «РТКомм.РУ»

Количество решаемых задач у CIO-менеджера финансовой или банковской структуры с каждым годом все увеличивается, и факторов, влияющих на это, множество: и непрерывное развитие технологий, и увеличение требований клиентов к качеству обслуживания, и серьезное влияние кризисных явлений в экономике, и множество других. Как соблюсти баланс интересов между такими разнообразными требованиями?

Как решать задачи по обеспечению непрерывности бизнеса в рамках ограниченного бюджета? Здравый смысл подсказывает: разделить задачи на приоритеты и оценить, какие можно выполнить своими силами, какие - чужими силами, например, интеграторов или операторов связи.

Какие еще сервисы кроме традиционных - предоставления каналов связи, доступа в Интернет и телефонной связи - можно получить от оператора связи? Рассмотрим новые услуги, предлагаемые ОАО «РТКомм.РУ» для финансового сектора экономики.

Мониторинг параметров качества в виртуальных частных сетях

Для сотрудников ИТ-службы банка предоставляется веб-интерфейс, в котором в режиме реального времени отражаются ключевые параметры предоставляемых виртуальных частных сетей (доступность маршрутизаторов, параметры задержки, джитера и потерь пакетов; процент утилизации и профили трафика на портах маршрутизаторов). Одновременно РТКОММ проактивно отслеживает превышение согласованных пороговых значений параметров услуги и, разумеется, предоставляет ежемесячные отчеты. Этот сервис особенно интересен клиентам, подписавшим с РТКОММ соглашение о качестве обслуживания (SLA) с жесткими финансовыми санкциями за соблюдение качества услуг.

Интеллектуальный анализ трафика и защита от DDoS-атак

Во всех финансовых организациях есть подразделения, обеспечивающие безопасность сетевых ресурсов; есть оборудование по фильтрации нежелательного трафика и распознаванию сетевых атак. Но рано или поздно мощность атаки из сети Интернет начинает превышать возможности установленного оборудования, а главное - паразитным трафиком полностью забивается канал, идущий к месту установки телекоммуникационного оборудования банка. В этом случае разумно привлечь к отражению атаки оператора, через сеть которого подключен банк. Тогда атаки злоумышленников на серверы и сетевые ресурсы банка будут отбиваться на границах сети самого оператора под контролем специалистов его службы сетевой безопасности с применением высокопроизводительного оборудования. Заказать такую защиту от атак можно как на разовой, так и на постоянной основе.

Спутниковые каналы

С июля 2010 года РТКОММ обладает собственным хабом (наземной станцией для приема спутниковых сигналов) и частотной емкостью на двух российских спутниках. Поэтому для создания резервных каналов у клиентов возможно использование VSAT-терминалов. Это терминалы с небольшим диаметром приемопередающей антенны (до 1,8 м), используемые для передачи данных на скоростях не выше 2048 кбит/с. Достоинствами таких антенн являются их низкий вес (до 200 кг с опорой) и возможность быстрого развертывания.

Достижение золотой середины - соблюдение баланса между ценой и качеством услуг, затратами и доходами - это мечта, к осуществлению которой нужно стремиться, используя разнообразные и проверенные решения.

Начать дискуссию

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на май, ведь что? Ведь дивидендный сезон в самом разгаре, вот что. Компании объявляют и выплачивают годовые дивы за весь 2023 год, а также некоторые компании платят за первый квартал 2024.

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

​Налоговая оговорка. Оговорка не приговорка (каламбур)

Нас уже несколько раз просили разобрать вопрос налоговой оговорки.

Лучшие спикеры, новый каждый день

​По ту сторону судебного процесса: история одного дела

Как известно нашим уважаемым подписчикам, на канале мы регулярно приводим обзоры наиболее интересных дел, выводы по которым могут быть полезными налогоплательщикам. Однако, гораздо больше сил и времени наши консультанты тратят на непосредственное участие в самих судебных процессах.

А как у них? Налогообложение в Катаре

Сегодня поговорим о Катаре – стратегическом партнере России на ближнем востоке. Государство, которое занимает третье в мире место по запасам природного газа, но у которой ограниченный ресурс в агропромышленной сфере из-за суровых условий региона местоположения.

С 1 мая в России переводы между своими счетами в разных банках станут бесплатными

Сейчас на переводы себе и другим людям действует общий лимит СБП — 100 тысяч рублей в месяц.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

«Тинькофф Инвестиции»: 3 мая завершается прием заявок на обмен заблокированных иностранных активов

«Тинькофф Инвестиции» опубликовали инструкцию по обмену заблокированных иностранных активов для своих клиентов в Telegram-канале.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Нет тела — нет дела! Или нет документа — нет уголовного дела!

Мнение адвоката о защите по экономическим преступлениям и спорам.

Общество

Туристы получили больше гарантий

С 1 мая 2024 года существенно выросла сумма финансового обеспечения ответственности туроператоров перед туристами.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Словари русского языка включат в единый цифровой ресурс

Внесли изменения в федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».

Инвестиции

Шашлыки лучше IPO МТС Банка, укрепление рубля, отпуск у индекса, море дивидендов, новые бонды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и как укрепляется рубль. А ещё вдыхать аромат шашлыка на майских праздниках. Как раз к первомаю рубль укрепился, индекс уже собрал чемоданы и умотал на отдых, халвинг не помог биткоину. Дивидендами просто заваливают, прошло IPO МТС Банка, вышло много новых выпусков облигаций.

Шашлыки лучше IPO МТС Банка, укрепление рубля, отпуск у индекса, море дивидендов, новые бонды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Фейковых приложений банков стало на 25% больше: причина и как обезопаситься

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Общество

Расширят ответственность за участие в деятельности нежелательных организаций

За участие в деятельности любых нежелательных организаций Госдума хочет ввести административную и уголовную ответственность.

Законопроекты

Тех, кто игнорирует федеральные законы, хотят отстранять от должности

Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил отстранять от должности представителей региональных властей, которые не исполняют федеральные законы.

Ура! Выходные! Главное в майские не забудьте про уплату налогов. Праздничный выпуск 🎈«Ночной бухгалтер» № 1674

За дачными и диванными выходными легко пропустить очередной срок уплаты. Кто уже заплатил все налоги — тот молодец, остальным — наши напоминалки и подсказки в помощь (мы новые разъяснения сделали по фиксвзносам за 2023 год, которые заплачены только сейчас). Ну и без предвыходных позитивов не обошлось.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Банкам будет проще получить разрешение на вывоз валюты

Кредитным организациям больше не нужно представлять в ЦБ заключения об установленных критериях повреждений вместе с заявлениями о вывозе ветхих или поврежденных купюр.

Интересные материалы

Онлайн-кассы

Как в 2024 году будут идти проверки ККТ

В 2024 году в рамках проверок ККТ налоговики будут проводить профилактические и внеплановые контрольные мероприятия.