Банки

Светлана НИКУЛЬШИНА: «В ИТ-проектах, сопряженных с репутационными рисками для банка, качество работ должно быть на высшем уровне»

В 2010 году компания «Синимекс-Информатика» реализовала для Райффайзенбанка проект Tax Accounting, суть которого сводится к решению задачи комплексной автоматизации массового налогообложения депозитов физических лиц в банке в преддверии снижения ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В 2010 году компания «Синимекс-Информатика» реализовала для Райффайзенбанка проект Tax Accounting, суть которого сводится к решению задачи комплексной автоматизации массового налогообложения депозитов физических лиц в банке в преддверии снижения ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Об особенностях данного проекта, его ходе, результатах в интервью Национальному банковскому журналу рассказала менеджер проектов отдела управления программами и портфелями проектов ИТ Райффайзенбанка Светлана НИКУЛЬШИНА.

НБЖ: Что стало основной предпосылкой проекта Тах Ас-соunting в Райффайзенбанке?

С. НИКУЛЬШИНА: Наблюдалась четкая тенденция к поэтапному снижению ставки рефинансирования со стороны Центрального банка России, что и явилось предпосылкой к возникновению данного проекта в Райффайзенбанке. Если процесс расчета и удержания налога на доходы клиентов банка не автоматизирован, то затраты на обслуживание депозитов с повышенной процентной ставкой могут оказаться слишком высоки. Поэтому для того, чтобы Райффайзенбанк имел возможность предлагать своим клиентам рыночные ставки по депозитам, необходимо было разработать и внедрить автоматизированную систему расчета и удержания налога на доходы физических лиц, полученные в виде процентов по вкладам, размещенным в Райффайзенбанке. На тот момент данная задача была чрезвычайно актуальна.

НБЖ: Каковы были требования банка к платформе, качеству реализации проекта?

С. НИКУЛЬШИНА: Изначально выдвигались требования реализовать данный модуль на платформе iSeries, что было вызвано объективными причинами. Данная платформа используется в нашем банке и для размещения основной банковской системы, и для других важных вспомогательных приложений и обеспечивает высокую надежность и быстродействие всех систем. Соответственно, качество работ должно было быть на высочайшем уровне, излишнее удержание или неудержание с клиента налога могло привести к штрафам, пеням и влекло за собой репутационные риски для банка.

НБЖ: Насколько сжатыми были сроки проекта? Удалось ли их соблюсти?

С. НИКУЛЬШИНА: Проект длился около года. Надо сказать, что удержание налогов производилось вручную в течение полугода до момента внедрения приложения. Соответственно, было крайне важно избежать любых задержек внедрения системы, т.к. это означало бы продолжение ручного расчета удержания налогов, следовательно, рост издержек банка. Эта задача была успешно выполнена: внедрение приложения и миграция данных об уже удержанных налогах были организованы в кратчайшие сроки.

Разумеется, каждый проект необходимо завершить как можно быстрее. Но при этом существуют такие понятия, как ресурсы, которыми мы располагаем, и качество работ, которое мы хотели бы получить. Здесь можно вспомнить известное утверждение: «Мы можем сделать работу быстро, дешево и качественно, но вы можете выбрать только два из этих пунктов». Райффайзенбанк был в первую очередь заинтересован в качестве продукта, однако и стоимость проекта, и сроки его реализации, безусловно, играли важную роль.

НБЖ: Каковы были критерии выбора вендора?

С. НИКУЛЬШИНА: Если к реализации проекта банка привлекается компания-аутсорсер для разработки, аналитики и решения других задач, в обязательном порядке проводится тендер. Организацией тендеров занимается специальное подразделение Райффайзенбанка.

Для того чтобы провести тендер на высоком уровне, требуется заблаговременно подготовить и проанализировать критерии, по которым будет определяться поставщик. В качестве этих критериев можно назвать сроки и стоимость работ, опыт разработки в данной области, наличие у вендора сертификатов, подтверждающих квалификацию в работе с конкретной платформой, и многое другое.

Проанализировав все полученные предложения, мы пришли к выводу, что по совокупности важнейших критериев однозначно лидировала компания Синимекс, которая в дальнейшем и выступила надежным партнером для Райффайзенбанка.

Отмечу, что опыт лично моего сотрудничества с компанией «Синимекс» оставил исключительно положительное впечатление.

НБЖ: Расскажите о ходе данного проекта. Какие возникали трудности?

С. НИКУЛЬШИНА: В целом по ходу проекта форс-мажорных ситуаций, которые кардинальным образом повлияли бы на проект, не возникало.

Проект был завершен с небольшим сдвигом сроков, это было связано с появлением новых требований, которые следовало проанализировать. Краткий итог реализации: проект был выполнен в рамках бюджета, в заявленном качестве, с очень незначительным отклонением по срокам.

НБЖ: Из каких этапов состоял проект?

С. НИКУЛЬШИНА: Данный проект, как и любой другой, связанный с разработкой и внедрением нового программного обеспечения, состоял из нескольких стандартных этапов. Эти этапы включают в себя анализ требований банка, разработку технического задания, разработку непосредственно самой системы, ее тестирование, в том числе в совокупности с существующими приложениями банка, миграцию данных и перенос системы на продуктивную среду.

НБЖ: Когда возникла необходимость разработки дополнительных процедур для миграции данных?

С. НИКУЛЬШИНА: Необходимость миграции данных на момент анализа требований не была очевидна. Тогда можно было только прогнозировать, какое количество удержаний налога по депозитам будет рассчитано вручную и, соответственно, потребует переноса в новую систему. Уже на этапе разработки выяснилось, что количество таких операций будет значительным и необходима разработка дополнительных процедур для миграции данных.

Все процедуры были разработаны и спроектированы компанией «Синимекс», и миграция данных была проведена при непосредственном участии их специалистов. Тестирование процедур миграции было проведено в тестовых средах, и уже в продуктивной среде миграция прошла однократно без отката данных, с минимальными правками по факту, вызванными человеческим фактором (ошибки в процессе подготовки данных).

НБЖ: Каковы итоги проекта? Насколько они соответствовали вашим ожиданиям?

С. НИКУЛЬШИНА: Результатом проекта стал продукт, в котором банк на тот момент нуждался. Сейчас он активно используется в Райффайзенбанке и поддерживается компанией «Синимекс».

Внедрение системы произошло в октябре прошлого года, т.е. прошло уже полгода. Этого срока достаточно, чтобы можно было с уверенностью сказать: система работает хорошо.

Надо отметить, что качество конечного продукта говорит само за себя: на поддержку данной системы компания «Синимекс» затрачивает минимальные усилия. Это свидетельствует о надежности продукта и платформы, на которой он реализован.

НБЖ: Можно ли выделить какие-то особенности данного проекта или же он лежит в рамках других, подобных ему проектов?

С. НИКУЛЬШИНА: У каждого проекта есть свои особенности. Для проекта Tax Accounting я могу назвать большое количество систем, которые были интегрированы в процессе реализации. Конечно, это свойственно многим проектам, реализуемым в финансовой среде, в связи с тем, что в банках наличествует большое число различных программных средств, разработанных разными производителями. Соответственно, вопрос интеграции этих средств между собой стоит достаточно остро. Чем больше приложений вовлечено в финальное архитектурное решение, тем сложнее проектирование и этапы тестирования и внедрения системы.

В качестве особенности данного проекта я хотела бы указать именно непростое архитектурное решение финального продукта. В результате пришлось приложить максимум усилий к решению вопроса интеграции систем.

НБЖ: В чем сложность работы ИТ-координатора от банка при реализации проектов?

С. НИКУЛЬШИНА: Работа ИТ-координатора во многом идентична работе проектного менеджера. Круг обязанностей, ответственность, текущие задачи очень схожи с теми, которые ставятся перед руководителем проекта. В такой работе хватает трудностей.

Любой проектный менеджер знает, что главным его инструментом являются коммуникации со всеми членами проектной команды и бизнес-заказчиками. Управление ожиданиями, на мой взгляд, и является основной сложностью. Сюда же можно отнести и управление проектной командой. ИТ-коор-динатору приходится работать с многочисленными ИТ-служ-бами банка. И от грамотного управления требованиями и ресурсами во многом зависит успех всего проекта.

АКЦЕНТ
Леонид МИНЕВИЧ, директор департамента заказных разработок компании «Синимекс-Информатика»
Разработка, внедрение и сопровождение программных продуктов для системы AS/400 является одним из основных направлений деятельности компании «Синимекс» наряду с направлениями бизнес-интеграции и тестирования. Эта система по своей архитектуре и характеристикам уникальна и широко используется в банковской сфере в качестве платформы для АБС.
Проект Tax Accounting является вторым нашим крупным проектом в Райффайзенбанке, в котором AS/400 выступает в качестве основной целевой системы. Первый проект, Unified Charges Platform, был успешно реализован годом ранее и дал нам положительный опыт проектного взаимодействия с заказчиком, понимание его стандартов, требований и производственной культуры.
Реализация проекта Tax Accounting строилась исходя из краеугольного требования к срокам, жестко заданным налоговым законодательством. Фактически осуществлялось тотальное распараллеливание работ на всех стадиях с использованием всего многолетнего опыта нашей компании в разработке для платформы AS/400.
В настоящее время, когда проект внедрен и находится на сопровождении, можно отметить, что практическое отсутствие сбоев при автоматическом режиме работы разработанного комплекса в очередной раз подтверждает заслуженность почетного места платформы AS/400 в банках и доверия, оказываемого заказчиками компании «Синимекс».

Начать дискуссию

❗ Важно: сегодня последний день сдачи налоговой отчетности

По календарю бухгалтера на 25 апреля попадает последний день представления множества основных видов налоговой отчетности, в том числе за 1 квартал 2024 года. А ИП на ОСНО еще и платят за себя аванс по НДФЛ за 1 кв.

1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Расширьте список ваших профессиональных навыков: научитесь вест кадровый и управленческий учет, узнайте особенности бухучета при ведении ВЭД и выходите на новый уровень дохода! Сегодня последний день, когда вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» за 3 690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

🔥 Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Приведите знания в форму! Воспользуйтесь акцией и пройдите топовые онлайн-курсы «Клерка» по ВЭД, кадровому и управленческому учету за 3 690 рублей! Получите повышение и увеличьте свой доход с новыми навыками. Кроме этого, вы можете освоить профессию бухгалтера с нуля также за 3 690 рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Право

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

Ростовская областная коллегия адвокатов «Советник» начала вести свой блог на «Клерке». Правозащитники уже рассказали, как правильно работать по госконтрактам и не попасть под уголовную ответственность.

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

При выполнении нацпроектов обнаружены ценовые соглашения

Компании и ИП вступили в картельный сговор для поддержания цен на торгах. Общая сумма контрактов превысила 2,8 млрд рублей.

💥Обзор к утру четврега: нашли лекарство от болезни Бехтерева, цены на хлеб взлетели, в Perrier нашли бактерии

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

В прошлом году увеличили штрафы за нарушения в сфере воинского учета. Контроль за его ведением усиливается: многие организации ожидают проверок военкомата уже в ближайшее время. Рассказываем, как проходят проверки и какие есть штрафы.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

Выплаты многодетным на погашение ипотеки продлили: срок

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

Какие меры принудительного исполнения можно применить к должнику

Рассказал о мерах применяемых к должнику, которые помогут быстрее исполнить решение суда.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Продолжаю следить за тем, что происходит с ценами на недвижимость в Москве и в Сочи. Как думаете, где цены выросли сильнее? А что будет с ипотекой? Вот и узнаем. В прошлый раз я смотрел февраль–март. Изучаем, что произошло за месяц, думаем, что будет дальше.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Вот уж действительно головоломка. Вчера налоговики тебе сказали: «Поспешишь — нас насмешишь», а сегодня: «Сам виноват. Надо было раньше думать». А на кону, между прочим, опять деньги.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

1
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Интересные материалы

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.