Банки

Осталось «выковать» два звена, и цепь замкнется

Минувший год оказался урожайным в сфере банковского законодательства. Прокомментировать его итоги мы попросили Мартина ШАККУМА — он лишь недавно возглавил Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и высоким технологиям, а до этого два с половиной года проработал заместителем председателя банковского комитета Думы. Законотворческая деятельность отличается от иных прежде всего тем, что результаты ее никогда не бывают быстрыми. И чтобы понять итоги года минувшего, нужно вернуться еще на два года назад, к тому моменту, когда в Государственной Думе последнего созыва сформировался Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам.
832 309

Мартин ШАККУМ:

Минувший год оказался урожайным в сфере банковского законодательства. Прокомментировать его итоги мы попросили Мартина ШАККУМА — он лишь недавно возглавил Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и высоким технологиям, а до этого два с половиной года проработал заместителем председателя банковского комитета Думы.
Законотворческая деятельность отличается от иных прежде всего тем, что результаты ее никогда не бывают быстрыми. И чтобы понять итоги года минувшего, нужно вернуться еще на два года назад, к тому моменту, когда в Государственной Думе последнего созыва сформировался Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам. Проблемы, с которыми мы тогда столкнулись, можно свести к одной: банковская система не отвечала всем нам с детства знакомой формуле «Надежно — как в банке». А без доверия, как известно, банковская сфера нормально работать не может.

В ряде причин я бы выделил проблему недостоверной отчетности и, как ее следствие, — «дряблость» банковского надзора. При желании руководители коммерческих банков могли бесконтрольно распоряжаться клиентскими деньгами, вместо реальных активов «рисовать бумажные», не неся де-факто никакой ответственности за возможные последствия. По существу, финансовое благополучие банка и его кредиторов целиком зависело от совести топ-менеджеров.

Самым неприятным в этой ситуации была ее безысходность: три года назад не было реальных механизмов, с помощью которых можно было бы изменить положение. Более того, даже тем набором инструментов, которым Центральный банк располагал как надзорный орган, он не мог воспользоваться в полной мере. Потому что, отозвав, например, лицензию у неблагополучного банка, он утрачивал остатки контроля за ним, банк оказывался вообще в полном правовом вакууме, и мы знаем немало случаев, когда руководители банков пользовались этим в корыстных целях.

Поэтому первое, с чего начали депутаты, — приняли так называемый пакет МВФ. Так принято его называть, хотя по сути только название и осталось — первоначальные варианты документов, внесенных Правительством, были полностью переработаны и, что принципиально важно, приобрели в результате концептуальную законченность. Не стану останавливаться на деталях, выделю только главное.

Во-первых, мы исключили саму возможность прихода в банк безответственной временной администрации — арбитражные управляющие никак не могли нести финансовую ответственность, адекватную тем решениям, которые они принимали. Теперь назначаемая в банк временная администрация должна состоять исключительно из сотрудников Центробанка. А значит, и ответственность за все ее действия принимает на себя Банк России.

Во-вторых, к семи основаниям для отзыва лицензии, которые были предусмотрены действующим законодательством, но не являлись обязательными, было добавлено четыре обязательных. В том числе принципиально новое положение о минимально допустимом уровне достаточности капитала: если этот показатель опускается ниже 2%, надзорный орган обязан отозвать у банка лицензию.

Следующий момент. С момента отзыва лицензии Центральный банк немедленно вводит временную администрацию, которая должна провести ревизию финансового состояния проблемного банка и указать в официальном заключении: хватит ли его активов для удовлетворения всех обязательств. Этот вывод временной администрации, утвержденный Банком России, является основанием для соответствующего решения суда: начала процедуры ликвидации банка, если активов хватает, либо процедуры банкротства, если их недостаточно.

Таким образом, мы получили прозрачный и недвусмысленный механизм. Но запустить его сразу не удалось. Длительное время Государственная Дума добивалась от Банка России исполнения принятых законов, но в результате выяснилось, что наши позиции не сходятся по целому спектру моментов, а в коррективах нуждается и Закон «О Центральном банке РФ (Банке России)». Такие поправки в конечном счете были приняты, и Центробанк перестал быть своего рода «государством в государстве». К концу прошлого года сформирован Национальный банковский совет с достаточно широкими полномочиями. Кроме того законом введена должность председателя Комитета банковского надзора, прописана его персональная ответственность. Сегодня комитет возглавляет Андрей Андреевич Козлов — активный сторонник повышения прозрачности банковского сектора и достоверности предоставляемой отчетности.

И все же механизм пока пробуксовывает. Причина — в его незавершенности. Да, вплоть до принятия решения судом все звенья логично взаимоувязаны. А затем цепь обрывается, и на сцене вновь появляется фигура безответственного управляющего.
О том, что действующий сейчас институт ликвидации банков объективно не способен финансово отвечать за результаты своих действий, я уже упоминал. Но есть и вторая беда. В одиночку или даже с небольшой группой сотрудников конкурсный управляющий не может противостоять слаженному коллективу управленцев кредитной организации, а также давлению организованных групп кредиторов, заинтересованных в определенном исходе банкротства. Наконец, третий момент: конкурсный управляющий — это весьма специфическая профессия, ярко описанная классиками в образе зиц-председателя Фунта, который с удовольствием сидел и при царе, и при Керенском, и при нэпе. И сегодня на некоторых представителей этой профессии заведено по несколько уголовных дел, но они продолжают работать, так как пользуются спросом. И пока сохраняется такое положение, активы банков будут «уплывать», а законные требования кредиторов оставаться неудовлетворенными.

Поэтому мы внесли в Государственную Думу законопроект о введении коллективного ликвидатора, и он принят в первом чтении. В соответствии с этим документом ликвидацией банков должна заниматься Государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций». Принятие этого закона я считаю принципиально важным, так как он призван
замкнуть уже выстроенную цепь, изъяв последние звенья, способные придать ситуации безответственный характер.
На этапе проблемности в банк вводится временная администрация из сотрудников Центробанка. В случае принятия решение об отзыве лицензии сотрудники того же Центробанка проводят ревизию финансового состояния, и их заключение является основанием для решения суда. А дальше, опять же без малейших временных разрывов, в дело вступает ГК АРКО. На наш взгляд (его кстати подтверждает и зарубежная практика), агентство должно в кратчайшие сроки подготовить активы к продаже и выставить их на открытые торги. Никаких попыток выждать, когда что-то подорожает, никаких длительных комбинаций. Активы должны быть проданы быстро, и требования кредиторов удовлетворены в соответствии с очередностью, установленной законом.

А дальше начинается самое, пожалуй, интересное. Проводится анализ: физлица получили сполна, государство тоже, а кредиторы пятой очереди — лишь по 30%. По нынешним меркам результат замечательный, но при нормальной схеме банкротства должно быть процентов 60-70. А поскольку процедура прозрачная, есть возможность пройтись по всей цепочке: как сработала временная администрация, как были организованы торги и так далее.

Предположим, на этих этапах все сработали нормально. Значит, просчеты были допущены на стадии надзора. Председатель Комитета банковского надзора тут же дает указание провести тщательный анализ, выявить причины и виновников. И дело даже не в их наказании. Принципиально важна конкретность ситуации: почему вплоть до последнего момента в банке все считалось нормальным, уровень достаточности капитала обеспечивал сохранность клиентских средств, а для расплаты с кредиторами денег не хватило? Два-три таких «разбора полетов», и мы получим качественные изменения в организации банковского надзора. Закон о коллективном ликвидаторе не просто замкнет цепь, он обеспечит реально работающую обратную связь.

К этому механизму логично примыкает и система гарантирования вкладов, работоспособность которой во многом завязана на эффективность процедуры банкротства и качество надзора. Здесь также все принципиальные моменты решены. Управлять системой будет АРКО. Создавать какой-то огромный фонд страхования, на мой взгляд, не требуется: удельный вес вкладов в коммерческих банках невелик — 5-12%, физические лица у нас относятся к категории первоочередников, и чтобы удовлетворить их требования, как правило, всегда хватит конкурсной массы. Так что проблем с частными вкладчиками в ближайшие годы не предвидится.

Таким образом, мы вышли, наконец, на финишную прямую: с принятием законов о коллективном ликвидаторе и страховании вкладов в основном завершается формирование законодательной базы в банковской сфере. Она станет взаимоувязанной, закольцованной, способной возродить обязательную для нормальной деятельности системы формулу «Надежно — как в банке». И в этом, на мой взгляд, главный итог прошедшего года.

Начать дискуссию

УСН

ИП на УСН «доходы» не нужно заявление на зачет взносов 1%

Срок уплаты взносов ИП 1% с дохода свыше 300 тыс. рублей за 2023 год – 01.07.2024. Но можно не тянуть до последнего, а оплатить уже сейчас.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Chanel завершает свой бизнес в России

Компания Chanel решила полностью уйти с российского рынка. Ей могут грозить неустойки по договорам аренды, которые оценивают в десятки миллионов рублей.

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать

В малом бизнесе владелец может учитывать все финансовые движения в уме. Однако когда операции разрастаются, а их отслеживание становится сложным, приходит время заняться финансовым планированием.

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

Оплата вынужденного прогула облагается НДФЛ

Если увольнение сотрудника было признано незаконным и через суд он добился восстановления и оплаты вынужденного прогула, то такая оплата – это облагаемый НДФЛ доход.

❗ Компания может попасть на штраф, если при переходе на ЕНС переплату по одному налогу ФНС зачла в счет долга по другому

За неумышленную неуплату налога из-за занижения базы или иного неправильного исчисления предусмотрен штраф 20% от суммы налога (по п. 1 ст. 122 НК).

Сколько длится дело по субсидиарке? Что приводит к затягиванию суда

Длительность рассмотрения дела связана с разными факторами. Разберем, что приводит к затягиванию рассмотрения дела в суде

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Объявления об онлайн-продаже табака могут заблокировать без решения суда

Чтобы заблокировать интернет-ресурс с информацией о дистанционной продаже табачной продукции, понадобится больше 3-х месяцев. Власти хотят ввести механизм внесудебной блокировки — такой же, какой сейчас действует в отношении алкоголя.

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент

Маяковский считал, что театр — это не отображающее зеркало, а увеличительное стекло. Если продолжить эту мысль поэта, то юмор — это не отображающее зеркало и даже не увеличительное стекло.

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент
168

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам
НДС

Уточнят нормы НК об НДС 0% при экспорте

Торгово-промышленная палата России (ТПП) предложила исключить двойное толкование норм о международной перевозке с точки зрения налогового законодательства.

За уклонение от исправительных работ будут чаще сажать под стражу

Минюст разработал законопроекты, регулирующие вопрос заключения под стражу осужденных, которые уклоняются от принудительных работ.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на апрель, а также известные дивиденды на май, а то в апреле дивидендов совсем уж мало. Возможно, ещё появятся, ведь начинается главный дивидендный сезон, когда компании начинают выплачивать финальные годовые дивиденды, у многих из которых нет промежуточных.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть
61
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

«Утренний бухгалтер» № 5608. Будут изменения по имущественным налогам

Законопроект уже внесен в думу.

УСН

⚡ Срочное разъяснение ФНС: как заполнить уведомление о переходе на УСН

В форме 26.2-1 ювелиры должны ставить код налогоплательщика — 4, но можно и 3.

161

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
349
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

534
ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
384

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

169

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

3
220

Интересные материалы

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik