Клерк.Ру

Новогодний подарок Центробанка

Даже самой застарелой бюрократии когда-нибудь наступает конец. В последней декаде декабря ушедшего года случилось событие, которое большинство банковских сотрудников и их клиентов уже и не надеялись увидеть своими глазами. Наконец-то был отменен обязательный контроль банками правильности соблюдения кассовой дисциплины клиентами-юридическими лицами.

За отмену этого увлекательного процесса банки и банковские ассоциации боролись более 10 лет. Эти проверки были одним из самых нудных и бесполезных для банка занятий, чужеродным для банковского бизнеса и приводящим при его осуществлении по букве закона к постоянным конфликтам с клиентами.

Впрочем, банки прекрасно понимали, что распугивать своими руками клиентов не стоит, и проверки в нормальных банках превращались скорее в совместную «работу над ошибками». Но для непредвзятого человека этот самый контроль представлялся невероятно нудным, бесполезным и даже удручающим действием.

Выглядело все это примерно так. В банке выделяли одного или группу сотрудников, которые были обязаны раз в два года проверять соблюдение кассовой дисциплины и работы с наличными деньгами каждым клиентом-юрлицом. А если учесть, что даже в среднем российском банке число клиентов может исчисляться десятками тысяч, то становится понятным объем этой «веселой» работы.

Обычно на выделенного сотрудника в год приходилось примерно 1 000 предприятий, которые нужно было проверить. А если это счастье выпадало в качестве общественной нагрузки, например бухгалтеру-операционисту, то число предприятий составляло «всего» несколько сот.

Отключить рекламу

«Радовались» банковские сотрудники безмерно. Бывали случаи, когда после передачи им проверок кассовой дисциплины, дело доходило до слез и даже до увольнения.

Сотрудником банка запрашивалась кассовая книга предприятия и вся первичная кассовая документация за год. Объем этой документации у малого предприятия помещался в одной пухлой папке, а у компании среднего размера частенько занимал несколько картонных коробок, весящих не один десяток килограмм. Банковский сотрудник, которому «повезло» заниматься этим захватывающим делом, проверял все это великолепие ради составления одной-единственной справки — акта на страничку текста.

Центральный банк во время комплексной проверки в свою очередь тщательно определял, правильно ли банк контролирует кассовую дисциплину клиентов. А так как ревизорам не положено уходить без выявленных нарушений, они записывали в акт проверки найденные мелкие огрехи, из-закоторых сотрудники банка потом недосчитывались очередной премии.

На самом-то деле, по моему мнению, борьбе с отмыванием преступных доходов эти проверки никак не способствовали, а вот расходы банков на сотрудников и число конфликтов с клиентами увеличивали.

Впрочем, в отличие от банков, радостно обмывающих подарок регулятора к новогодним праздникам, клиенты, возможно, будут еще вспоминать проверки банками их кассовой дисциплины с ностальгией. Ведь, скорее всего, эта функция теперь перейдет к федеральной налоговой службе, которая во время проверок своего не упустит.

Отключить рекламу

Раз уж регулятор решил взяться за облегчение нелегкого существования своих подопечных, то неплохо бы еще облегчить функции валютного контроля, а также ставшую уже легендой работу по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Это занятие, имеющее мало общего с остальной работой банка, вынуждает заниматься банковских сотрудников фактически следственно-разыскной работой. Этим делом вообще-то нужно заниматься вовсе не банкам, а государственным органам, соответствующим образом оснащенным, обученным и финансируемым.

Содержание большого количества сотрудников, занимающихся не приносящей банку прибыли и, в общем-то, чуждой ему деятельностью, происходит, естественно, за счет банковских клиентов. Грубо говоря, кредиты для них обходятся дороже, а проценты по депозитам — ниже, чем могли бы быть.

Раз уж счастье становится возможным, неплохо бы помечтать и о снижении иной бюрократической нагрузки на банки. Например, о сокращении огромного объема банковской отчетности, составлением и сверкой в масштабах страны заняты многие тысячи банковских сотрудников.

Неплохо бы заодно перевести большую часть архивов банковских документов в электронный вид, сократив, таким образом, расходы на печать и хранение документов на бумажных носителях.

Хотелось бы надеяться, что отмена проверок соблюдения клиентами кассовой дисциплины станет первым звеном в цепи снижения бюрократической нагрузки на банковский бизнес.

Обучающий курс от команды «Клерка»
«Налоговые проверки. Тактика защиты»
Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.
  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.
Записаться на курс за 5 500 руб.
Отключить рекламу