Маркетинг

Пять причин не покупать российский банк

В ожидании экспансии западного банковского капитала собственники российских банков успели пережить негативные эмоции, смириться с неизбежным и примерить на себя роль продавца бизнеса. Для многих банкиров будет сюрпризом, когда они поймут, что их банк не так уж привлекателен в глазах иностранных покупателей, а предпродажная подготовка была проведена неправильно.
Купив российский банк, иностранный инвестор рискует потерять репутацию, клиентов и долю рынка

В ожидании экспансии западного банковского капитала собственники российских банков успели пережить негативные эмоции, смириться с неизбежным и примерить на себя роль продавца бизнеса. Для многих банкиров будет сюрпризом, когда они поймут, что их банк не так уж привлекателен в глазах иностранных покупателей, а предпродажная подготовка была проведена неправильно.

До сих пор эксперты говорили о перспективе экспансии иностранного капитала на российский банковский рынок, в том числе и региональный, и о том, что иностранные финансовые корпорации «потеснят», «захватят» и т.д. Руководитель направления банковских рейтингов Moody's Interfax Rating Agency Михаил Матовников на конференции «Международный рейтинг российских банков» обратил внимание на то обстоятельство, что количество состоявшихся сделок по продаже банков иностранным инвесторам гораздо меньше количества анонсированных. М. Матовников сформулировал несколько причин осторожности иностранных покупателей.

Российские банки «мелко плавают»

Доля рынка даже самых крупных частных банков, ведущих агрессивную политику на розничном рынке, в редком случае превышает 1,5% в каждом сегменте, в то время как банк, контролирующий менее 10% рынка, иностранных инвесторов интересует заметно меньше. Слабость отдельных банков усугубляется сравнительно низким порогом входа иностранного капитала в режиме трансграничного кредитования.

Кстати, поэтому же многие крупнейшие участники мирового банковского рынка, уже открывшие дочерние банки в России, не стремятся их развивать. Из нескольких десятков «дочек» иностранных банков сколько-нибудь активным привлечением российских клиентов на обслуживание занимается не более десяти, а в розничном сегменте бизнеса — не более пяти.

Налоговые и репутационные риски

Пока на недостатках такого рода не погорел ни один банк, но многие из подобных рисков более характерны для банков, созданных задолго до кризиса 1998 года, в период, когда налоговая оптимизация была практически необходимым условием для сохранения конкурентоспособности банка. И потенциальные инвесторы наверняка это учитывают.

Смена акционеров ведет к разрушению бизнеса банка

Прошедший уже пару лет назад период скупки региональных банков московскими банками показал, что после смены собственника характер бизнеса приобретенных банков заметно меняется. У типичного российского банка на 10 крупнейших заемщиков приходится от 40 до 50% кредитного портфеля. Уход двух-трех клиентов может привести к заметному снижению стоимости бизнеса. Более того, в привлечении ключевых клиентов обычно большую роль играют личные связи собственников и ключевых менеджеров банка. Смена собственника и даже части менеджмента в большинстве случаев приводит к потере многих крупных клиентов. Забавно, что конкуренты банка, приобретенного новыми акционерами в данном регионе, часто рассматривают произошедшее не как фактор усиления конкуренции, а как замечательную возможность получить часть клиентов, покидающих свой банк.

Столкновение культур — иностранцы не ищут «индивидуального подхода»

Новые российские акционеры все же часто ищут особые подходы к крупным клиентам приобретаемого банка, но у иностранного банка внутренние процедуры часто не предусматривают возможность подобных договоренностей. Сама суть некоторых таких договоренностей может быть неприемлема для иностранцев, стремящихся минимизировать репутационные риски. Причем вовсе необязательно речь идет о противоправных действиях или финансово рискованных операциях. Поэтому, когда иностранный инвестор получает контроль над российским банком, риск заметного сокращения клиентской базы или, как минимум, снижения объема бизнеса заметно возрастает.

Иностранные банки вообще иначе подходят к отбору клиентов. Российские банки, для сравнения, не «отбирают», а «привлекают» клиентов. Объем документальных сведений в российском банке о своих клиентах может оказаться настолько недостаточным, что, следуя своим процедурам внутреннего контроля, новый акционер будет вынужден отказаться от работы со значительной частью клиентов. Даже если последние проявляют желание продолжить работу.

Оценка достоинств: иностранцам лишнего не надо

Проводя предпродажную подготовку банковского бизнеса, иногда весьма масштабную и затратную, его владельцы зачастую неверно оценивают факторы, влияющие на привлекательность и цену бизнеса. Вопреки распространенному мнению, иностранных инвесторов не интересуют сильные позиции банка на рынке частных вкладов. Зачем, если в России ставки по депозитам выше, чем ставки по кредитам на родине у инвестора? Иностранцы оценят риски вкладчиков в 3% годовых, и они разбегутся. Получается, что специфика бизнеса частных российских банков в принципе ведет к рискам потери части бизнеса при смене собственника, а некоторые сегменты бизнеса (в частности, заметная доля на рынке частных вкладов), привлекательные для российских акционеров, могут в глазах иностранного акционера быть дополнительным обременением.

То же самое можно сказать об инфраструктуре банковского бизнеса, выставленного на продажу. В последние годы банки потратили значительные ресурсы на создание региональной филиальной сети. Многие крупнейшие частные российские банки могут похвастать присутствием практически во всех субъектах РФ, некоторые гордятся присутствием во всех городах с населением свыше 1 млн человек или даже свыше 100 тыс. человек. А иностранному банку это может быть не нужно, его пока интересуют только несколько крупнейших мегаполисов, а остальная инфраструктура избыточна и слишком затратна.

Текст: Таисия Мартынова

"Банковское обозрение", №6, июнь 2005 г.

Стратегия самостоятельного развития отличается от стратегии предпродажной подготовки

Продавцам банков предстоит провести работу над ошибками и учитывать в дальнейшем, что легче продать специализированный, а не универсальный банк, с необходимой, а не развитой инфраструктурой, с оптимальной, а не максимальной клиентской базой, при этом банк, который развивает стандартные продукты, а не «индивидуальный подход к каждому клиенту». Исходя из этих ограничений, иностранным инвесторам скорее всего будут интересны банки, основанные после 1998 года, с минимальным шлейфом налоговых и репутационных проблем, управляемые профессиональной командой менеджеров без активного участия собственника.

Если банк все же не сумеет привлечь иностранного акционера, он может столкнуться с тем, что подобная «оптимизация» привела к сокращению его конкурентных преимуществ относительно других российских банков. В частности, развитая инфраструктура, универсальный характер операций, индивидуальный подход к клиенту и активная работа с розничными вкладчиками позволят лидерам рынка в течение длительного времени укреплять свои позиции. Максимальная прозрачность, крайне важная при поиске инвестора, тоже может нести некоторые угрозы для бизнеса. Поэтому стратегия самостоятельного развития банка на данном этапе становления банковского рынка кардинально отличается от стратегии «предпродажного развития» бизнеса.

Начать дискуссию