Управление персоналом

Как отбирают кассиров

Специфика банковского бизнеса такова, что подбор сотрудников должен быть особенно тщательным, даже если речь идет о линейном персонале - операционистах, кассирах и т. д. Внимание уделяется не только скрупулезному сбору и проверке рекомендаций и тестированию на профпригодность, но и оценке личных качеств кандидата. Одной из таких технологий подбора с Анастасией Каслиной (Begin Group) поделилась Марина Тарнопольская, финансовый директор, руководитель департамента "Массовый подбор, лизинг и аутстаффинг персонала" "Агентства Контакт".

Специфика банковского бизнеса такова, что подбор сотрудников должен быть особенно тщательным, даже если речь идет о линейном персонале - операционистах, кассирах и т. д. Внимание уделяется не только скрупулезному сбору и проверке рекомендаций и тестированию на профпригодность, но и оценке личных качеств кандидата. Одной из таких технологий подбора с Анастасией Каслиной (Begin Group) поделилась Марина Тарнопольская, финансовый директор, руководитель департамента "Массовый подбор, лизинг и аутстаффинг персонала" "Агентства Контакт".

В 2004 году один из крупнейших иностранных банков, работающих на российском рынке, принял решение о расширении филиальной сети. Перед рекрутерами была поставлена задача подбора 100 сотрудников в четыре новых филиала банка. Все требуемые должности относились к линейным позициям: валютный кассир, кассир пересчета, операционист, консультант по работе с клиентами и т. д.

Одним из наиболее перспективных направлений поиска стала работа с выпускниками специализированных учебных заведений, таких как Московский банковский институт, Банковский институт ГУ-ВШЭ, Финансовая академия и проч. Рекрутеры были приятно удивлены, что недавние выпускники и даже студенты старших курсов уже имели опыт работы в банках на рядовых позициях, и порой немалый.

По согласованию с руководством банка несколько акций по привлечению соискателей на позицию валютного кассира были проведены в специализированном центре, проводящем обучение и сертификацию этой специальности.

На мероприятии представители банка подготовили презентацию о его истории и предоставляемых карьерных возможностях, после чего все желающие могли заполнить специальные анкеты и передать их консультантам рекрутингового агентства. Вскоре аналогичные мероприятия, в том числе и на другие позиции, состоялись в учебных заведениях, о которых речь шла выше.

Одним из самых интересных и нестандартных процессов отбора кандидатов стала деловая игра, проводившаяся с соискателями уже непосредственно в агентстве в рамках ассесмент-центра.

Тренер-модератор предлагал кандидатам пройти в игровой форме различные задания, призванные раскрыть их способности. Использование этой технологии для подбора сотрудников в каждом отдельном случае предполагало определенную специфику. Например, специалисту кассы пересчета приходится с утра до вечера сидеть в четырех стенах, его основной задачей является рутинный пересчет денег, изо дня в день. Соответственно, от него не требуются коммуникативные навыки и клиентоориентированность, зато должна присутствовать предрасположенность к монотонному труду, стрессоустойчивость и внутреннее спокойствие. А работа операционистов связана прежде всего с людьми. И здесь все наоборот: от их коммуникабельности зависит важнейший для каждого банка ресурс - клиентская база.

Для операционистов проводилась игра, названная условно "недовольный клиент", в процессе которой "недовольный клиент" отыгрывался на условном "сотруднике банка", показывая свой характер.

И не подозревал, что в процессе игры оценивали как раз его.

Дело в том, что соискатели во время собеседований пытаются скрыть свои истинные качества, играя роль идеального специалиста, в то время как на работе они могут выбрать совсем другую роль.

Затем отобранным кандидатам был роздан квалификационный тест, предоставленный HR-службой банка, позволяющий выявить профессиональные знания соискателей.

В тесте были и нетривиальные вопросы, ответы на которые специалисту такого уровня знать необязательно. Задавались они для того, чтобы понять, есть ли у данного специалиста перспективы роста.

Так, операционистам при работе с физическими или юридическими лицами нужно их консультировать, производить впечатление компетентного специалиста, для чего требуется конкретный набор знаний. Хотя функциональные обязанности на одну и ту же должность разнятся от банка к банку.

К примеру, в одном банке вопрос открытия аккредитивов решает специальный отдел, в другом банке это будет решать операционист по работе с юридическими лицами.

После личного интервью с каждым кандидатом агентство проверяло их рекомендации.

Один из соискателей, претендовавших на позицию операциониста по работе с юридическими лицами, был "отсеян" на последнем этапе. И это несмотря на то, что его резюме смотрелось весьма презентабельно: солидный опыт работы, престижный банк, хорошее образование. Кроме того, этот соискатель замечательно написал профессиональный тест, получив девять из десяти возможных баллов, что встречается довольно редко. А вот ассесмент-центр выявил настораживающий факт, оценив лояльность кандидата к работодателю в шесть баллов из десяти возможных. Поставленная тренером низкая оценка привлекла внимание консультантов, и они решили узнать причину. Созвонившись с коллегами и партнерами испытуемого, рекрутеры выяснили, что во время работы он проявлял себя как неконтактный и замкнутый человек, в результате чего возникли сложности в неформальных отношениях с коллегами и недопонимание при переговорах с клиентами. Как удалось выяснить из разговоров, этот кандидат конфликтовал с руководством и нередко критиковал его за глаза. Естественно, рекрутеры отклонили кандидатуру. Таким образом, сбор рекомендаций подчас оказывается весьма действенным фильтром для кандидатов, которым есть что скрывать от нового работодателя.

После того как было выбрано необходимое количество кандидатов, процесс отбора закончился, но не закончилась работа агентства. Ведущие рекрутинговые компании обычно представляют гарантию на подобранных специалистов, которая, как правило, по времени соответствует периоду испытательного срока. Если новый сотрудник уходит или его увольняют до того момента, как закончился испытательный срок, то агентство обязуется предоставить замену бесплатно. Таким образом, рекрутеры заинтересованы в подборе наиболее мотивированных сотрудников.

В процессе этой деловой игры проводились в том числе и консультации работников банка по адаптации и мотивации новых сотрудников.

Комментарии

1
  • Хранитель_врат
    Что же так предвзято - "даже операционистов" - да они же ведут конкретную работу банка!!!

Как бухгалтеру увеличить стоимость своей работы? Заниматься управленческим учетом!

Автоматизируйте управленческий учет в компании, уменьшите трудоемкость работ, помогите бизнесу и повысьте свою ценность как специалиста.

Проверки

🍴 ФНС подключается к поиску нелегальных пищевых предприятий и общепита. Оценка налогового юриста

Чтобы Роспотребнадзор мог оперативно определить новые компании из сферы общепита и следить за их деятельностью, он будет получать информацию от ФНС и сведения о движении денежных средств.

По негосударственной пенсии тоже можно получить имущественный вычет НДФЛ

Пенсионер имеет право на получение имущественного вычета по НДФЛ на покупку квартиры и ипотечные проценты, если у него есть доход, облагаемый НДФЛ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Признана незаконной комиссия банка за пополнение транспортной карты с кредитки

Финансовый уполномоченный признал неправомерным взимание банком комиссии за перевод средств с кредитной карты на карту «Тройка».

Интернет и IT

Размещение в App Store: как загрузить платное приложение в магазин из России

App Store — магазин приложений для Apple, где разработчики могут публиковать свои продукты. Хотя правила площадки подразумевают публикацию как бесплатных, так и платных приложений, после введения санкций российские пользователи столкнулись с ограничениями. В настоящее время платные приложения от разработчиков из РФ могут размещаться только для российской аудитории.

Размещение в App Store: как загрузить платное приложение в магазин из России

Депутаты хотят установить налоговый вычет за путевки в детские лагеря

Чтобы компенсировать расходы родителей на оплату летнего отдыха детям, депутаты предлагают ввести налоговый вычет за покупку путевок в любые детские лагеря.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

8 способов удержать внештатных исполнителей

Найти хорошего внештатника непросто, поэтому все больше заказчиков задумываются, как сохранить ценного специалиста. В статье рассказали, какие есть способы укрепить сотрудничество с исполнителем.

8 способов удержать внештатных исполнителей

Компании из Белоруссии смогут быстрее выходить на Мосбиржу

Эмитенты из Белоруссии больше не будут дублировать информацию о ценных бумагах при выходе на биржу.

Т-банк откроет доступ к сервису «Фрод-рулетка» для борьбы с мошенниками

Участники эксперимента смогут общаться с мошенниками напрямую. Это заставит злоумышленников тратить время, чтобы они не смогли обмануть других.

Нотариат

Произошла первая выплата из Компенсационного фонда нотариусов

Зафиксирована первая за 9 лет выплата из Компенсационного фонда Федеральной нотариальной платы (ФНП) за действия нотариуса.

Услуги по электронному акту признаются расходом по дате его подписания

По общему правилу расходы для целей главы 25 НК признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты. Но для некоторых расходов есть свои нюансы по дате учета.

Капвложения, которые учитываются как ОС, облагаются налогом на имущество

По ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» после приведения объекта капвложений в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию, капвложения считаются основными средствами. Но это может быть отельный инвентарный объект.

Налоговые проверки

Больше никаких проблем с налоговой! Научитесь отвечать на требования ИФНС на новом курсе «Клерка»

Вместе с налоговым адвокатом мы записали практический курс «Требования ИФНС в 2024: как бухгалтерам отвечать» о том, как защитить свои права при взаимодействии с налоговой инспекцией, правильно реагировать на различные требования, чтобы избежать конфликтов с проверяющими органами.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как в 2025 году бизнес будет платить НДС и налог на прибыль

Самые грандиозные изменения по налоговой реформе 2025 года коснулись самых собираемых налогов – НДС и налога на прибыль.

НДС

Бонусы покупателям не облагаются НДС

Выплаты, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются. Речь, в частности, о бонусах, которые производители товаров платят покупателям.

Закон 176-ФЗ, определение «дробление бизнеса», для НДС на УСН важен и 2024 год. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Маркетинг

Российские бренды на 38% увеличили число собственных интернет-магазинов

Покупатели предпочитают более индивидуальный подход и заказывают товары напрямую из магазинов брендов.

Обвиняемых в неуплате взносов на травматизм не могут ограничивать в контактах с омбудсменами

Генпрокуратура России заявила, что после ее вмешательства искоренена незаконная практика, ограничивавшая полномочия омбудсменов на посещение обвиняемых в совершении экономических преступлений.

Оплата услуг перевозки груза за границей не облагается налогом на прибыль в РФ

При выплате дохода иностранной компании, в том числе за международную перевозку, российская организация в качестве налогового агента должна удержать налог на прибыль.

Интересные материалы

Банкротство

Как определить момент, когда руководитель обязан обратиться в суд с заявлением о банкротстве организации

Кредиторы и конкурсный управляющий обычно занимают наиболее выгодную для них позицию, заявляя, что руководитель должен сразу, как только у компании появился первый долг или первый кредитор, подать в суд на взыскание и бежать голопом в суд и подавать на банкротство.