Клерк.Ру

Сбербанк борется со сбоями и завершает централизацию

Сбербанк начал программу реструктуризации IT довольно давно, но «учить слона танцевать» оказалось с непросто и с технологической точки зрения — в работе банка случались масштабные технические сбои — и в 2011, и в 2012 годах. С неспособностью обеспечить требуемую надежность многие связывают вывод из правления Виктора Орловского, после чего курировать IT назначили отвечающего за риски Вадима Кулика. В сентябре 2013 года Сбербанк привлек на должность старшего вице-президента по IT Никиту Волкова, до этого 21 год проработавшего в одном из крупнейших банков Украины — ПриватБанке.

На встрече с журналистами 21 января Никита Волков рассказал, что было сделано в Сбербанке для обеспечения надежности IT и бесперебойности его работы. Прежде всего, интересно решение проблемы с авторизацией платежей, о которой еще летом 2012 года говорил сам Герман Греф — тогда после нескольких длительных перерывов в обслуживании карт глава Сбербанка пообещал, что будут предприняты все усилия, чтобы такая ситуация не повторилась — в частности, он говорил о возможности офлайн-авторизации операций по картам на случай, если системы Сбербанка на какое-то время выйдут из строя.

📌 Реклама
Отключить

Теперь же в Сбербанке, по словам Никиты Волкова, реализована схема stand-in — введена дублирующая система, которая всегда имеет актуальные остатки по картам, и, соответственно, всегда может авторизовать покупку или перевод. Эта система поддерживает работу и в периоды технологических обновлений. При этом если раньше она не обеспечивала поддержку карт в «Сбербанк Онлайн», то вскоре и эта проблема будет устранена.

Новая масштабная программа по повышению надежности в была открыта в 2013 году. Главный IT-архитектор Сбербанка Андрей Хлызов говорит, что ее задача — повысить доступность все систем до «четырех девяток», то есть системы должны быть доступны 99,99% времени — допустим простой не более 52 минут в год. До начала программы, по словам Андрея Хлызова, доступность составляла не ниже 99,5.

На постоянной основе в программе повышения надежности задействованы более 1 тыс. сотрудников банка. Планировалось, что программа займет три года, однако поскольку в нее постоянно добавляются новые системы, теперь в Сбербанке рассчитывают, что на реализацию уйдет еще один дополнительный год. Результаты будут заметны для клиентов: к примеру, если сейчас в «Сбербанк Онлайн» деньги со вклада ночью снять нельзя, то теперь это будет возможно.

📌 Реклама
Отключить

Уже сейчас, спустя полтора года работы программы, как рассказывает Андрей Хлызов, суммарное время простоя критичных систем банка сократилось в четыре раза, время простоя при проведении технических работ — в 2,5 раза, а количество инцидентов в системах — в 2,4 раза.

При этом нагрузка на системы за это время существенно возросла. Для розничного интернет-банка количество осуществляемых транзакций возросло почти в шесть раз — 20 млн его активных клиентов сейчас могут осуществлять 3,7 млн транзакций в день. В корпоративном интернет-банке нагрузка выросла почти в четыре раза — 1,2 млн клиентов и 1,5 млн транзакций в день максимум. Нагрузка на процессинг выросла почти в два раза — у Сбербанка сейчас 125 млн карт и 750 тыс. POS-терминалов, в день он может обрабатывать 54 млн карточных транзакций.

Повышенное внимание уделяется резервированию. Для дублирования систем банк сейчас арендует коммерческие ЦОД, но в 2016 году все-таки обещает построить второй МегаЦОД — в Сколково, причем мощность его будет выше, чем у существующего ЦОДа «Южный порт» — 32 МВт против 20 МВт.

📌 Реклама
Отключить

Еще более масштабна проводящаяся в Сбербанке с середины 2011 года программа централизации, которая должна завершиться летом текущего года. В ней, по словам Андрея Хлызова, приняли участие 32 тыс. человек. При этом с точки зрения сокращения затрат программа оказалась очень эффективна — она окупилась уже на второй год, даже если не считать дополнительные доходы, которые получил бизнес.

Буквально в новогодние праздники в программе централизации состоялось весьма значимое событие — Сбербанк, наконец, полностью централизовал свою розничную АБС. Как утверждают в банке, это вторая по величине в мире система — после китайского ICBC. Централизация же корпоративной АБС все еще продолжается — пока в МегаЦОД перенесены лишь системы десяти территориальных банков, к ним предстоит добавить еще шесть.

Доступ к системам с рабочих мест тоже централизован — все они работают на базе «тонких» клиентов, то есть через браузер, что существенно для обеспечения мобильности сотрудников. Чтобы это стало возможным, Сбербанку пришлось провести большую работу и в обеспечении хороших каналов связи — к примеру, в восточной части России пришлось перейти на другой спутник.

📌 Реклама
Отключить

Но главным результатом программы централизации Андрей Хлызов считает создание «колоссальной мощной команды». Такая команда Сбербанку действительно нужна — ведь если в 2011 году в нем велось около 200 IT-проектов, то сейчас их уже более 600. При этом значительные изменения претерпела не только IT-архитектура, но и операционная модель. К примеру, у каждого из бизнес-направлений — розничного, корпоративного, инвестиционного и т.д. — теперь есть свой IT-офис. На такую модель управления IT банк перешел в 2014 году.

Разразившийся кризис, как говорит Никита Волков, несущественно повлияет на работу IT-службы Сбербанка: «Мы разработали конкретные мероприятия и собираемся их выполнять». Однако он не отрицает, что ряд не самых приоритетных проектов — до 10%  бюджета— может быть сдвинут с 2015-го на 2016 год.

📌 Реклама
Отключить

Вопросом импортозамещения в Сбербанке, по словам Никиты Волкова, занимаются, однако понимают, что критические системы, такие как СУБД, заменить просто нечем — здесь, скорее, наоборот, идет перевод всей инфраструктуры на продукты стэка одного американского производителя. При этом руководитель IT-блока уверяет, что условия работы этих систем таковы, что никакие изменения не могут быть внесены извне — у Сбербанка все под контролем.

Самым инновационным, как следует из слов Никиты Волкова, столько крупный банк не может быть по определению. «Мы не стремимся быть первыми, но ставим задачу быть вторыми», — говорит он. То есть Сбербанк не хочет в ущерб надежности внедрять что-то раньше других, но, по словам IT-руководителя, если в банке видят работающую новую технологию, причем не только в России и не только в банковской сфере, то стараются ее внедрить в течение трех-шести месяцев.

Мероприятия

Разместить

Блоги компаний

Создать блог
📌 Реклама
Отключить