НДС

Проверка по НДС: сохранить нервы и не потерять время

Отчетный период в разгаре. Организации уже успели подать первые декларации, среди них — НДС. Это, возможно, они из тех налогов, которые больше всего напрягают бухгалтеров — тут и особый контроль, и жесткая камералка, и постоянные запросы документов. Если вы — главбух организации на ОСНО, то наша статья для вас. Мы решили обозначить самые острые моменты по НДС и поделиться опытом — как пройти проверки быстрее и безопаснее.
753 206
Проверка по НДС: сохранить нервы и не потерять время

Отчетный период в разгаре. Организации уже успели подать первые декларации, среди них — НДС. Это, возможно, один из тех налогов, которые больше всего напрягают бухгалтеров — тут и особый контроль, и жесткая камералка, и постоянные запросы документов. Если вы — главбух организации на ОСНО, то наша статья для вас. Мы решили обозначить самые острые моменты по НДС и поделиться опытом — как пройти проверки быстрее и безопаснее.

Давайте определимся с основными трудностями, которые подстерегают плательщиков НДС:

  • Проводится проверка контрагента, а документы запрашивают у вас (встречная проверка);

  • Проведены льготные операции, которые требуют подтверждения;

  • Заявлено возмещение по НДС.

Подтверждающие документы должны быть всегда под рукой, чтобы своевременно заявить льготы, получить вычет или пройти проверку. Но из-за того, что организация работает не с одним, а со множеством контрагентов, то и документы поступают к ней разными путями — по почте, через ЭДО, привозятся курьерами, водителями и т.д. Кроме того, предварительно принято обмениваться сканами документов по электронной почте.

Весь этот массив информации нужно где-то хранить. В результате плохой организации документооборота электронные документы хранятся на компьютерах (причем каждый сотрудник создает собственные папки и хранит в присущем ему порядке), бумажные — в шкафах и столах работников, руководителя, главбуха. Реже — в отдельном помещении архива. Все в разных местах.

Когда документы понадобятся, придется проделать немалую работу, чтобы собрать нужный пакет для представления в ФНС.

Решение — перевод бумажных документов в электронный вид и создание электронного архива документов. Это значит, что каждый поступающий в организацию документ проходит несколько стадий обработки:

  • Сканирование;

  • Загрузка скан-копий в электронный архив;

  • Внесение описания документа: его основных реквизитов;

  • Предоставление пользователям доступа к документам.

В таком архиве легко найти любой документ, сделать выборку по определенным реквизитам (например, по контрагенту или за выбранный промежуток времени).

Выбирая систему электронного архива необходимо ориентироваться на несколько ключевых критериев: простая работа с системой, понятный интерфейс, минимальное время на загрузку и поиск документов в архиве, возможность интеграции с бухгалтерской программой.

Этими качествами обладает СЭД EnDocs Cloud. Мы позаботились, чтобы все вопросы, связанные с хранением, подборкой, согласованием документов и даже их загрузкой в 1С решались в одном сервисе. Вы получаете доступ к архиву с любого устройства, на котором есть интернет, и можете установить каждому пользователю права доступа в зависимости от его должностных обязанностей.

Когда нужно подавать подтверждающие документы

Если вы занимаетесь экспортом в страны ЕАЭС, то имеете право на ставку НДС 0%, для этого нужно подтвердить вывоз товаров и уплату косвенного налога покупателем. Документы подаются вместе с декларацией. При этом проверяющие могут запросить и дополнительные данные, если предоставленных окажется недостаточно.

Если заявлен НДС к возмещению. В этом случае налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные подтверждающие документы (статья 172 НК РФ). Это счет-фактуры в первую очередь, а также договора, накладные, акты на работы и услуги и другие.

При проведении камеральной проверки ФНС сверяет данные, указанные налогоплательщиком с другими, имеющимися в ее распоряжении. Также могут быть запрошены сведения из банка, где у организации открыт расчетный счет. Если какие-то сведения будут друг-другу противоречить, то инспекция направит требование — пояснить имеющиеся расхождения, представить документы, подтверждающие пояснения, или подать корректировку.

Кстати, если вы подадите уточненную декларацию на уменьшение суммы налога, подлежащего к уплате в бюджет через два или более года после окончания срока подачи отчетности, то и тут ФНС вправе попросить документы.

Требование пришлют вам и в рамках встречной проверки. Это значит, что инспекция проводит проверку другого налогоплательщика (камеральную или выездную) и ей нужно сверить данные. Либо в отношении налогоплательщика не проводится никакой проверки, но ФНС потребовались сведения по конкретной сделке.

Сроки для ответа на требования

Если у вас требуют документы в рамках выездной или камеральной проверки, то отвечать нужно в десятидневный срок (дни рабочие). Если речь о встречке, то срок зависит от пункта статьи 93.1 НК, указанной в требовании:

  • 5 рабочих дней (п. 1 статьи 93.1 НК РФ)

  • 10 рабочих дней (п. 2 статьи 93.1 НК РФ)

В случае, если объем документов настолько большой, что уложиться в сроки просто невозможно — попросите отсрочку (но в ней могут отказать).

Передать документы можно двумя способами:

  1. Сделать бумажные копии оригиналов. Для этого придется расшить папки с документами, сделать копии, сшить полученные пачки, пронумеровать, составить опись и потом отвезти в инспекцию.

  2. Отсканировать документы. Принцип здесь тот же, только не придется что-то сшивать и нумеровать. Сканы документов, переданные через систему обмена документами (через оператора по сдаче отчетности или ЭДО), и подписанные электронной подписью, принимаются ФНС.

Но копировать или сканировать документы по факту требования означает, что придется выделить для этого отдельного сотрудника, а в небольших организациях к этому привлекают самого бухгалтера. В результате текущие задачи ему придется выполнять уже после окончания рабочего дня или параллельно.

Чтобы не отвлекать никого от работы, стоит позаботиться об организации документооборота заранее. О создании электронного архива мы уже рассказали выше. Кроме того, сервис EnDocs Cloud позволяет организовать работу компании вне зависимости от географического расположения ее офисов и сотрудников:

  • Проводите электронное согласование документов — сотруднику сервис напомнит о том, что нужно выполнить поручение, срок которого подходит к концу, а руководитель будет видеть насколько эффективно работают его подчиненные.

  • Сроки перезаключения договоровтеперь не будут пропущены, а согласовать изменения можно даже, если сотрудники работают на удаленке. Электронные копии договоров также размещаются в архиве и их можно приложить к ответам на требования, например, при встречной проверке, когда запрашивают все документы по сделке с контрагентом.

  • Благодаря интеграции с 1С, к копии документа в архиве можно перейти прямо из программы. Вы легко проконтролируете наличие оригиналов, историю изменений, если было несколько версий исходного документа (такое часто бывает в торговле, когда задним числом исправляют количество или цену товаров).

  • Работайте с электронными документами в EnDocs Cloud с интеграционным решением для Диадок. Полученные или переданные документы будут подписаны квалифицированной электронной подписью и не требуют дублирования на бумаге. Их также можно прикладывать при направлении ответа по требованию через ТКС или распечатать бумажный вариант.

EnDocs Cloud поможет быстро и без усилий собрать документы для проверки, получения льготы по налогу или вычета.

Вы можете начать работу с сервисом уже сейчас — бесплатный тариф «Старт» позволяет вести электронный архив и согласование документов, а также включает интеграцию с 1С.

Подключите бесплатный тариф СТАРТ

Не ограничен по времени. Электронный архив, согласование документов, интеграция с 1С.

Начать дискуссию

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
102

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
109

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
196
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

49
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
56
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.