ЭДО

Автоматизация документооборота в компании и на предприятии: шаги по внедрению СЭД

Автоматизация процессов документооборота с помощью электронных решений является неотъемлемой частью современных компаний и организаций. Обработка внутренних и внешних документов - это сложный, трудоемкий и проблемный процесс, который может быть упрощен и оптимизирован благодаря использованию системы электронного документооборота (СЭД).
Автоматизация документооборота в компании и на предприятии: шаги по внедрению СЭД
Иллюстрация: EnDocs

Согласно аналитическому порталу TAdviser, российский рынок СЭД, ECM и CSP-систем продолжает расти стабильно в 2021-2022 годах: по итогам 2021 года объем рынка вырос на 10% и достиг отметки в 64,2 млрд рублей. 

Эксперты утверждают, что  специализированные системы, включая СЭД и BPM-системы, становятся востребованными как для коммерческих компаний, так и для государственных учреждений.

Например, в 2022 году наибольшее влияние на российский рынок СЭД, ECM и CSP-систем оказало усиление фактора импортозамещения из-за ухода из России иностранных вендоров и продолжение курса государства на цифровизацию экономики. 

Более того, эксперты TAdviser отмечают, что эти же факторы продолжат оказывать сильное влияние на российский рынок и в 2023 году.

Коммерческие компании видят в СЭД возможность повысить эффективность и прибыльность работы, а для государственных учреждений они представляют собой эффективное решение для оптимизации информационных потоков и работы с обращениями граждан.

Хотя создание офисных документов в цифровом формате является стандартом для большинства компаний, процессы обмена информацией часто не идеальны, и сотрудники вынуждены распечатывать документы и передавать их в «физическом» виде, что отнимает время и усилия.

Внедрение эффективной системы управления информацией и потоками документов на всех уровнях и стадиях существования может решить эту проблему. Комплексная автоматизация деятельности компании с использованием грамотно организованной СЭД позволит значительно повысить эффективность бизнес-процессов.

Информация о структуре и компонентах СЭД

Системы электронного документооборота (СЭД) были созданы для автоматизации традиционной бумажной работы, но сегодня они являются многофункциональными и комплексными продуктами.

В функциональные возможности СЭД входят:

  • Создание и передача внутрифирменных документов в электронном виде;

  • Обработка входящей корреспонденции и нормативных документов;

  • Упрощение контроля за документопотоком;

  • Эффективное управление партнерскими и клиентскими отношениями.

С помощью СЭД компания может работать со всеми документами в электронном формате, включая любую информацию, сохраненную или переданную на ПК. Каждый документ должен быть снабжен атрибутами и идентифицироваться на своей «карточке».

Достоинства СЭД

Существующая базовая структура системы электронного документооборота (СЭД) доказала свою эффективность и удобство для предприятий и учреждений любого размера.

Рынок СЭД активно развивается, так как как государственный сектор, так и бизнес-структуры заинтересованы в сервисах электронного документооборота.

Расширение сферы применения электронных подписей и повышенное внимание к вопросам безопасности информации также способствуют развитию систем СЭД. Качественные и продуманные программы могут эффективно решать эти вопросы.

Современная система документооборота имеет множество преимуществ:

  • Обеспечение прозрачности документопотока и всех бизнес-процессов компании, так как все действия и перемещения документов можно отследить и контролировать;

  • Повышение дисциплины труда и исполнения задач благодаря прозрачности системы, что позволяет удобно фиксировать результаты и факты откликов на требования;

  • Сокращение временных затрат на каждодневный рутинный труд, так как не нужно долго искать, согласовывать бумаги, и оборот их ускоряется;

  • Обеспечение защиты информации от утечки, обеспечивая безопасность данных и строгое разграничение прав доступа;

  • Система основана на принципах, оговоренных в стандартах качества ISO, и легко внедряется среди сотрудников, при условии грамотно организованной системы обучения персонала.

В конечном итоге, система СЭД дает предприятию конкурентные преимущества и помогает поддерживать и развивать внутрикорпоративную культуру, — Максим Соин, директор по развитию EnDocs.

Кроме того, система электронного документооборота (СЭД) включает в себя управление нормативными регистрами, и ее работа должна быть организована в соответствии с требованиями законодательства.

Стандарты и законодательная база для СЭД

В Российской Федерации существует небольшое количество конкретных стандартов и законов, которые регулируют использование электронных бизнес-систем, включая СЭД. При создании СЭД разработчики ориентируются на разнообразные нормативные документы, которые применяются для «классического» делопроизводства. 

Среди нормативных актов, которые имеют основное значение, можно выделить:

  • Федеральное законодательство об электронной подписи (63-ФЗ), об информации и ее защите (149-ФЗ), о персональных данных (152 и 363-ФЗ) и другие;

  • Отраслевые правила и требования, такие как приказы Росстандарта и Росархива, письма Минюста, Минфина и других государственных органов;

  • Постановления федеральных и региональных правительств;

  • Стандарты и ГОСТы, которые регулируют делопроизводство, архивы, системы распорядительной документации, например, Р 7.0.8-2013, ГОСТ Р 7.0.97-2016 и другие.

Иногда нормативные акты противоречат друг другу, а правила имеют рекомендательный характер. Из-за этого разработчики стараются сделать СЭД компании максимально адаптивной и гибкой.

Кроме того, необходимо учитывать постоянно меняющиеся требования к работе с электронными подписями, поскольку это критически важно для сохранения юридической значимости электронного документооборота.

При выборе системы электронного документооборота для корпоративного использования, необходимо убедиться, что все официальные электронные документы организации будут легитимными, их достоверность будет легко определяться.

Функциональные возможности СЭД EnDocs

Сегодня задачи системы электронного документооборота выходят далеко за контур «классического делопроизводства», и это повышает требования к базовой функциональности СЭД.

Система электронного документооборота должна обладать удобными инструментами для настройки и локализации, а также хорошо масштабироваться.

Важно, чтобы разработчик предусмотрел возможность организации единой СЭД в географически удаленных друг от друга подразделениях компании.

Для эффективного функционирования системы необходимо упорядочить электронный обмен информацией между иерархическими уровнями и грамотно внедрить ее на реальном предприятии.

К функциональным возможностям СЭД EnDocs относятся:

1. Автоматизация процесса управления договорами.

Договорной документооборот с EnDocs – это:

  • Быстрая подготовка договоров;

  • Управляемое и оперативное согласование;

  • Надежное хранение и легкий поиск документов.

2. Согласование и оплата счетов в короткие сроки.

Согласование и оплата счетов с EnDocs – это:

  • Единый реестр;

  • Быстрый ввод;

  • Согласование;

  • Интеграция с 1С;

  • Платежный календарь и отчеты;

  • Уведомления.

3. Электронный архив для хранения и упорядочивания документов.

Электронный архив с EnDocs – это:

  • Безопасное хранение документов;

  • Подготовка к налоговым и аудиторским проверкам без лишних усилий;

  • Удобный поиск документов для сверки с контрагентами.

4. Цифровая бухгалтерия для автоматизации процессов обработки и идеальный инструмент для организации бухгалтерского ОЦО.

Цифровая бухгалтерия с EnDocs – это:

  • Поступление документов;

  • Проверка и согласование;

  • Подписание;

  • Учетная система;

  • Электронный архив.

5. Кадровый ЭДО (КЭДО) для упрощения коммуникации с сотрудниками и ускорения подписания документов.

Кадровый ЭДО с EnDocs – это:

  • Бесшовная загрузка документов и данных;

  • Прием сотрудников онлайн;

  • Выпуск ЭЦП онлайн;

  • Статус документов в онлайн;

  • Сложные маршруты согласования и подписания;

  • Уведомления;

  • Доступ с любого устройства и удобный личный кабинет;

  • Интеграция с 1С ЗУП;

  • Работа со всеми типами работников;

  • Электронный архив документов.

Внедрение СЭД и оценка её эффективности

EnDocs предоставляет современные сервисы электронного документооборота, которые позволяют эффективно организовать и поддерживать работу с документами. Разработчик предлагает комплексный подход, который включает в себя не только программный продукт, но также весь спектр услуг по внедрению, обучению и сервисному обслуживанию СЭД.

Для успешного внедрения СЭД в организации необходимо провести ряд этапов:

  • Сначала необходимо изучить текущую ситуацию в компании и разработать план внедрения.

  • Затем необходимо адаптировать СЭД к реальным мощностям компании.

  • После этого производится тестирование работоспособности настроенного продукта.

  • Обучение руководства и персонала может быть проведено как методом "шоковой терапии", так и постепенно.

  • Далее происходит эксплуатация и корректировки процесса работы, масштабирование и решение текущих задач.

Наши бесплатные консультации помогут разработать дорожную карту внедрения и оценить эффективность СЭД в вашей организации.

Эффективность системы документооборота необходимо оценивать не только с точки зрения бизнеса, но и с учетом затрат на ее внедрение. Для этой цели можно использовать методики расчета возврата инвестиций в IT-проекты и нематериальные активы.

Необходимо также учитывать эффект от привлечения сторонних экспертов и возможность дальнейшей прибыльности. Однако, традиционные методики оценки могут быть недостаточно точными, так как они уделяют внимание только затратам на внедрение, не учитывая преимущества оптимизации работы отделов, ускорения обработки документов и упрощения принятия оперативных решений.

Примеры оценки бизнес-эффекта внедрения СЭД можно найти в кейсах наших клиентов. Чтобы правильно оценить эффективность СЭД, необходимо рассматривать ее в комплексе с процессами и бизнес-выгодой от их автоматизации.

В дополнение к общему функционалу, компания EnDocs предлагает готовые прикладные решения для внутреннего и внешнего документооборота, договорного документооборота, электронного архива, хранения контента, кадрового документооборота, делопроизводства, цифрового управления процессами и командой.

Реклама: ООО «Энсол софт», ИНН: 7723410700, erid: LjN8KawtN

Начать дискуссию

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру