ЭДО

ЭДО для всех компаний станет обязательным

События 2020 года повлияли на цифровую трансформацию налоговых органов. Российский бизнес принял и оценил возможности технологий электронного документооборота (ЭДО).
ЭДО для всех компаний станет обязательным

События 2020 года повлияли на цифровую трансформацию налоговых органов.

Российский бизнес принял и оценил возможности технологий электронного документооборота (ЭДО). Главным инициатором введения инноваций выступила Федеральная налоговая служба. С 1 января 2021 года предоставление бухгалтерской отчётности в ФНС на бумажном носителе является основанием для отказа в приёме. Налоговый орган принимает и включает в информационный ресурс документы, поданные только в электронном виде. Для этого понадобится квалифицированная электронная подпись и сервис для организации электронного документооборота с контрагентами. Их можно приобрести только в удостоверяющих центрах аккредитованных ФСБ РФ.

Виртуальный способ передачи информации упрощает взаимодействие между контрагентами. Эффективность использования достигнута путём создания и применения новых решений:

  • технология блокчейн-платформы;
  • бесконтактное налоговое администрирование;
  • автоматизированные системы искусственного интеллекта;
  • интеграции с электронными площадками и сервисами, которыми пользуются налогоплательщики;
  • разработка персонализированных без заявительных услуг.

Для чего вводят ЭДО

По данным ФНС, документооборот между компаниями составляет 16 млрд. документов в год, с трудозатратами 5 млрд. человекочасов. При этом расходы на обработку бумажной информации составляют больше 3 трлн. рублей. При подаче документов в госорганы сотрудники компаний агрегируют большое количество операций. Сначала оформляют первичные документы, потом объединяют их в регистры, далее в декларации.

Налоговое администрирование начинается на стороне налогоплательщиков в момент совершения сделок и обменом документами между контрагентами. Задача ФНС — получить доступ к первичным сведениям, экономя энерго- и трудозатраты.

По оценкам экспертов, перевод бумажного документооборота в электронную форму позволит сократить временные затраты, связанные с работой с документами, на 80 процентов.

Плюсы введения системы:

  • документы хранятся в одном месте и являются юридически значимыми;
  • передача данных происходит в одно мгновение, расстояние между контрагентами не имеет значения;
  • сокращается количество ошибок, связанных с обработкой документов;
  • экономия места рабочего пространства и затраты на канцелярию;
  • прозрачность и хранение цепочек операций исключают мошенничество и применение «чёрных схем»;
  • автоматическое формирование архива и возможность отслеживания действий исполнителей/пользователей;
  • информация централизованно поступает в государственные органы, что позволяет оперативно выполнять те или иные действия, в том числе давая своевременно оперативную обратную связь налогоплательщикам.

Цифровизация документов и их оборот стимулирует возникновение новых цифровых сервисов для бизнеса и появление новых компаний в этой области, что позволяет прогнозировать ускоренное развитие цифровой экономики страны

Что ускорило процесс введения

Пандемия повлияла на реализацию проекта внедрения ЭДО. Локдауны и транспортные ограничения создавали трудности при работе с документами. Проверочные мероприятия были ограничены. Больше 75 % времени сотрудников ФНС уходило на поставление информации о состоянии экономики в правительство, ведомства и региональным областям.

Поддержка бизнеса и физлиц стала приоритетной задачей налоговой службы. Задачи, связанные с ковид, были в приоритете и выполнялись вне очереди. Актуальная информация подавалась ежедневно.

Что уже сделано, какие задачи выполняются

На данный момент применены многие технические решения. Организации и физлица уже оценили эффективность работы с электронными документами, используя сервисы ЭДО и электронную подпись.

Для физлиц актуализирована система ЗАГС — осуществлён перевод книг государственной регистрации актов гражданского состояния в электронную форму. Принят закон о едином реестре населения. В нём объединены функции администрирования страховых сборов, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния и по администрированию платежей в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Ужесточены требования к аккредитованным удостоверяющим центрам, что исключило попадание личных данных в руки к третьим лицам.

Для организаций упрощён порядок представления декларации по налогу на имущество.

Бухгалтерская отчётность осуществляется в электронном виде.

Реализована концепция налога на профессиональный доход — все регионы перешли на систему «Мой налог».

Внедрена система маркировки «Честный ЗНАК» — список товаров подлежащих маркировке продолжает пополняться. Осуществляется контроль онлайн-касс — сбор данных по стране со всех ККТ передаётся в налоговый орган с отставанием в 1,5 минуты.

Создана модель электронного документооборота между компаниями — все документы хранятся в электронном виде, хранение кучи бумажных документов не требуется.

Разработаны учётные системы информации — сокращают передачу сообщений, снижают уровень ошибок, ускоряют принятие решений. Данные в электронной среде актуальны.

Компании не сдают декларации по земельному и транспортному налогу — налог рассчитывает сама ФНС, непроизводственные издержки налогоплательщиков ФНС возлагает на себя. Внедрена регистрация производства и реализации древесины в «ЕГАИСЛес».

«Калуга Астрал» готова и уже начала подготовительные работы для реализации концепции ЭДО. В частности, это больше архитектурные доработки, которые позволят масштабировать имеющиеся сервисы, быстро внедрять новые, а также соответствовать букве закона».

Диана Лучкина

руководитель по развитию продукта

Что планируется

Проект ЭДО нацелен на упрощение взаимодействия бизнеса с государством. Утверждена Концепция развития ЭДО в хозяйственной деятельности, согласно которой в 2024 году 95 % счетов-фактур и 70% накладных в стране будут передаваться в электронном виде.

В перспективе — незаметное налоговое администрирование, где функция по расчёту возлагается на налоговый орган. Заявления на вычеты планируется подавать в упрощённом порядке — в личных кабинетах клиентов будут ждать предзаполненные формы, их нужно будет проверить и подписать.

Срок получения вычета за счёт информационного взаимодействия и предварительной проверки налоговым органом сократится более чем в два раза — до полутора месяцев вместо четырёх.

Задача — освободить граждан от обязанности декларировать их самостоятельно. Благодаря технологии поставки данных от кредитных организаций, вычеты предоставляются автоматически, без кипы бумаг.

Для организаций разработан план по дальнейшей цифровизации, где планируется:

  • бездекларационный порядок по аналогии с физическими лицами;
  • увеличение числа утверждённых форматов электронных документов;
  • переход на облачные электронные подписи для утверждения документов с любого устройства;
  • внедрение электронных доверенностей;
  • упрощение правил обмена электронными документами.

Переход российской деловой среды к 2024 году на электронный документооборот представляется следующим образом:

  1. Нормативный этап завершится в четвёртом квартале 2021 года — к этому моменту должны быть подготовлены и приняты недостающие нормативные правовые акты в сфере ЭДО.
  2. До второго квартала 2022 года планируется аккредитация операторов и доработки по новым форматам.
  3. До третьего квартала 2022 года пройдут работы по стимулированию передачи всех счетов-фактур в стране в электронной форме.
  4. До конца 2023 обеспечение возможности обмена всеми документами, закрывающими сделку между организациями.
  5. К осени 2024 года — реализация ЭДО отечественных компаний с иностранными.

«Я глубоко убеждён, что эффективность побеждает. И компании, и госорганы, которые будут адаптироваться к новым реалиям раньше, будут иметь больше шансов на выживание. Отсюда и большой вопрос — и его всё чаще будут задавать: что такое компания как структура? Соединение людей в виде организационной структуры для производства товаров и услуг, я уверен, подвергнется очень серьёзной реформации. В новой реальности не нужна будет бухгалтерия, иначе будет устроено управление кадрами, а может быть, даже и руководство компанией. Клиент и исполнитель услуги будут действовать в другой реальности — функция компании, я уверен, будет во многих областях серьёзно изменена».

Д.В. Егоров

руководитель ФНС России

Предложенную руководителем ФНС России стратегию поддержали представители налоговых органов других стран.

Онлайн-сервис для организации ЭДО

1 месяц БЕСПЛАТНО

Никаких ограничений по исходящим документам и функциям

Попробуйте прямо сейчас

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

9
  • сова7202

    Реклама. Мне работа в ЭДО не понравилась - занимает наряду с обычной процедурой оформления документов еще добавочно много времени. И не все необходимые документы можно отправить в нужном формате.

    • Елена

      у меня 1С-ЭДО все вполне устраивает, отправка в один клик, получение также, радует что доки заходят сразу в базу не надо сидеть и колотить руками перечень номенклатуры на три листа, каждому свое видимо

    • Александр

      Двояко. Я клиентам, с которыми ЭДО выставляю счета и направляю всем скопом одним нажатием, они подписывают, я распечатываю их. Мне приходят счета и акты от подрядчиков - я их загружаю в 1С (не надо набивать номенклатуру), но процесс загрузки надо настраивать под себя, там много технических деталей. И это быстрее/дешевле, чем отправлять/получать почту. А так как примерно 70% любят всё на бумаге - из-за этого возникают лишние телодвижения. Если бы все были на ЭДО, то процесс формирования первички упростился. При этом растет нагрузка на программистов/админов.

    • Vита

      Вы не правы, ЭДО - это спасение для предприятий. Я не понимаю тех людей, кому что-то там неудобно, наверное тем людям, которые цепляются за прошлое. У нас в подразделениях нарадоваться не могут, сколько хлама и бумаги теперь не нужно хранить и таскать. 80% перешли на ЭДО, остались какие-то совсем "неповоротливые". Что не нравится так то, что налоговая снова лезет, хотя заслуга ЭДО - это частники

  • twain2

    все это прекрасно но ЭДО как и бумага - нужно смотреть глазами что прилетело . проверять

    та же номенклатура - у поставщика одна , у вас другая

    быстрее да , удобнее если все настроено и у вас все одинаково да

    во всех остальных случаях местами гемороя еще больше чем с бумагами

  • jimm88

    Кто эти люди что пишут про геморой? Я не понимаю, что у вас там не так с форматами? Есть же неформализованный обмен - просто сканируете бумажку и отправляете по ЭДО, вместо того, чтобы гонять курьеров, терять половину бумажек, держать для них шкафы и полки, искать по 3 часа подписан ли договор ХХХ или его уже 3 раза потеряли.

    Вместо всего этого вы заходите и делаете 3 клика мышкой. Всё!

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

ФАС обнаружила картельные соглашения при выполнении нацпроектов

Компании и ИП вступили в картельный сговор для поддержания цен на торгах. Общая сумма контрактов превысила 2,8 млрд рублей.

Цифра дня. Про рост зарплат

Из-за дефицита кадров работодатели поднимают зарплату в вакансиях.

Цифра дня. Про рост зарплат

В Google Play вернулось приложение 2ГИС

Спустя 9 месяцев сервис 2ГИС вернулся в Google Play. Теперь пользователи могут установить картографическое приложение на Android-устройства.

2

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

В прошлом году увеличили штрафы за нарушения в сфере воинского учета. Контроль за его ведением усиливается: многие организации ожидают проверок военкомата уже в ближайшее время. Рассказываем, как проходят проверки и какие есть штрафы.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

🔥 Обновленная подписка «Клерк.Премиум»: две экспертные консультации и доступ к базе из 20 тыс. решенных вопросов

Купите обновленную подписку «Клерк.Премиум» и получите две бесплатные консультации экспертов, а также доступ к базе из более чем 20 тыс. решенных вопросов.

Интересные материалы

Общество

В стране появится карта «Помощь» для поддержки людям в трудной жизненной ситуации

По социальной карте «Помощь» люди, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию, смогут получать товары первой необходимости и лекарства.