Клерк.Ру

ЭДО для всех компаний станет обязательным

События 2020 года повлияли на цифровую трансформацию налоговых органов.

Российский бизнес принял и оценил возможности технологий электронного документооборота (ЭДО). Главным инициатором введения инноваций выступила Федеральная налоговая служба. С 1 января 2021 года предоставление бухгалтерской отчётности в ФНС на бумажном носителе является основанием для отказа в приёме. Налоговый орган принимает и включает в информационный ресурс документы, поданные только в электронном виде. Для этого понадобится квалифицированная электронная подпись и сервис для организации электронного документооборота с контрагентами. Их можно приобрести только в удостоверяющих центрах аккредитованных ФСБ РФ.

Виртуальный способ передачи информации упрощает взаимодействие между контрагентами. Эффективность использования достигнута путём создания и применения новых решений:

  • технология блокчейн-платформы;
  • бесконтактное налоговое администрирование;
  • автоматизированные системы искусственного интеллекта;
  • интеграции с электронными площадками и сервисами, которыми пользуются налогоплательщики;
  • разработка персонализированных без заявительных услуг.

Для чего вводят ЭДО

По данным ФНС, документооборот между компаниями составляет 16 млрд. документов в год, с трудозатратами 5 млрд. человекочасов. При этом расходы на обработку бумажной информации составляют больше 3 трлн. рублей. При подаче документов в госорганы сотрудники компаний агрегируют большое количество операций. Сначала оформляют первичные документы, потом объединяют их в регистры, далее в декларации.

Налоговое администрирование начинается на стороне налогоплательщиков в момент совершения сделок и обменом документами между контрагентами. Задача ФНС — получить доступ к первичным сведениям, экономя энерго- и трудозатраты.

По оценкам экспертов, перевод бумажного документооборота в электронную форму позволит сократить временные затраты, связанные с работой с документами, на 80 процентов.

Плюсы введения системы:

  • документы хранятся в одном месте и являются юридически значимыми;
  • передача данных происходит в одно мгновение, расстояние между контрагентами не имеет значения;
  • сокращается количество ошибок, связанных с обработкой документов;
  • экономия места рабочего пространства и затраты на канцелярию;
  • прозрачность и хранение цепочек операций исключают мошенничество и применение «чёрных схем»;
  • автоматическое формирование архива и возможность отслеживания действий исполнителей/пользователей;
  • информация централизованно поступает в государственные органы, что позволяет оперативно выполнять те или иные действия, в том числе давая своевременно оперативную обратную связь налогоплательщикам.

Цифровизация документов и их оборот стимулирует возникновение новых цифровых сервисов для бизнеса и появление новых компаний в этой области, что позволяет прогнозировать ускоренное развитие цифровой экономики страны

Что ускорило процесс введения

Пандемия повлияла на реализацию проекта внедрения ЭДО. Локдауны и транспортные ограничения создавали трудности при работе с документами. Проверочные мероприятия были ограничены. Больше 75 % времени сотрудников ФНС уходило на поставление информации о состоянии экономики в правительство, ведомства и региональным областям.

Поддержка бизнеса и физлиц стала приоритетной задачей налоговой службы. Задачи, связанные с ковид, были в приоритете и выполнялись вне очереди. Актуальная информация подавалась ежедневно.

Что уже сделано, какие задачи выполняются

На данный момент применены многие технические решения. Организации и физлица уже оценили эффективность работы с электронными документами, используя сервисы ЭДО и электронную подпись.

Для физлиц актуализирована система ЗАГС — осуществлён перевод книг государственной регистрации актов гражданского состояния в электронную форму. Принят закон о едином реестре населения. В нём объединены функции администрирования страховых сборов, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния и по администрированию платежей в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Ужесточены требования к аккредитованным удостоверяющим центрам, что исключило попадание личных данных в руки к третьим лицам.

Для организаций упрощён порядок представления декларации по налогу на имущество.

Бухгалтерская отчётность осуществляется в электронном виде.

Реализована концепция налога на профессиональный доход — все регионы перешли на систему «Мой налог».

Внедрена система маркировки «Честный ЗНАК» — список товаров подлежащих маркировке продолжает пополняться. Осуществляется контроль онлайн-касс — сбор данных по стране со всех ККТ передаётся в налоговый орган с отставанием в 1,5 минуты.

Создана модель электронного документооборота между компаниями — все документы хранятся в электронном виде, хранение кучи бумажных документов не требуется.

Разработаны учётные системы информации — сокращают передачу сообщений, снижают уровень ошибок, ускоряют принятие решений. Данные в электронной среде актуальны.

Компании не сдают декларации по земельному и транспортному налогу — налог рассчитывает сама ФНС, непроизводственные издержки налогоплательщиков ФНС возлагает на себя. Внедрена регистрация производства и реализации древесины в «ЕГАИСЛес».

«Калуга Астрал» готова и уже начала подготовительные работы для реализации концепции ЭДО. В частности, это больше архитектурные доработки, которые позволят масштабировать имеющиеся сервисы, быстро внедрять новые, а также соответствовать букве закона».

Диана Лучкина

руководитель по развитию продукта

Что планируется

Проект ЭДО нацелен на упрощение взаимодействия бизнеса с государством. Утверждена Концепция развития ЭДО в хозяйственной деятельности, согласно которой в 2024 году 95 % счетов-фактур и 70% накладных в стране будут передаваться в электронном виде.

В перспективе — незаметное налоговое администрирование, где функция по расчёту возлагается на налоговый орган. Заявления на вычеты планируется подавать в упрощённом порядке — в личных кабинетах клиентов будут ждать предзаполненные формы, их нужно будет проверить и подписать.

Срок получения вычета за счёт информационного взаимодействия и предварительной проверки налоговым органом сократится более чем в два раза — до полутора месяцев вместо четырёх.

Задача — освободить граждан от обязанности декларировать их самостоятельно. Благодаря технологии поставки данных от кредитных организаций, вычеты предоставляются автоматически, без кипы бумаг.

Для организаций разработан план по дальнейшей цифровизации, где планируется:

  • бездекларационный порядок по аналогии с физическими лицами;
  • увеличение числа утверждённых форматов электронных документов;
  • переход на облачные электронные подписи для утверждения документов с любого устройства;
  • внедрение электронных доверенностей;
  • упрощение правил обмена электронными документами.

Переход российской деловой среды к 2024 году на электронный документооборот представляется следующим образом:

  1. Нормативный этап завершится в четвёртом квартале 2021 года — к этому моменту должны быть подготовлены и приняты недостающие нормативные правовые акты в сфере ЭДО.
  2. До второго квартала 2022 года планируется аккредитация операторов и доработки по новым форматам.
  3. До третьего квартала 2022 года пройдут работы по стимулированию передачи всех счетов-фактур в стране в электронной форме.
  4. До конца 2023 обеспечение возможности обмена всеми документами, закрывающими сделку между организациями.
  5. К осени 2024 года — реализация ЭДО отечественных компаний с иностранными.

«Я глубоко убеждён, что эффективность побеждает. И компании, и госорганы, которые будут адаптироваться к новым реалиям раньше, будут иметь больше шансов на выживание. Отсюда и большой вопрос — и его всё чаще будут задавать: что такое компания как структура? Соединение людей в виде организационной структуры для производства товаров и услуг, я уверен, подвергнется очень серьёзной реформации. В новой реальности не нужна будет бухгалтерия, иначе будет устроено управление кадрами, а может быть, даже и руководство компанией. Клиент и исполнитель услуги будут действовать в другой реальности — функция компании, я уверен, будет во многих областях серьёзно изменена».

Д.В. Егоров

руководитель ФНС России

Предложенную руководителем ФНС России стратегию поддержали представители налоговых органов других стран.

 

Пост написан компанией
Это авторский материал. Мнение редакции «Клерка» может не совпадать с тем, что в нем написано.
Создайте свой блог, выскажитесь и станьте суперзвездой «Клерка»
Создать блог