ЭДО

Сложности КЭДО и как их избежать

С 22 ноября 2021 перейти на кадровый электронный документооборот (КЭДО) может каждый работодатель. Участники эксперимента до 1 июля 2022 завершают переход на КЭДО, окончательно «оцифровывая» всю кадровую документацию. Нормативная база для других компаний создана, осталось решить вопрос — нужен ли КЭДО именно вам и как обойти объективные трудности.
Сложности КЭДО и как их избежать

Насильно никого не оцифровывают

Поправки в ТК, внесенные законом от 22.11.2021 № 377‑ФЗ, окончательно разрешили вопрос о возможности электронного обмена кадровой документацией между сотрудником и нанимателем.

Электронный КЭДО пока не стал обязательным! Решение о «цифровизации» каждый работодатель принимает сам. В законе лишь описывается процедура ведения КЭДО с уже имеющимися и новыми сотрудниками, собственно процесс перехода, требования к электронным подписям (ЭП), используемые сервисы.

В связи со сказанным возникает...

Проблема № 1: согласны могут быть не все

Если не все сотрудники будут согласны на КЭДО, то вы как работодатель не сможете осуществить полноценный переход.

Все бы упростилось, если бы для «оцифровки» достаточно было бы просто издать соответствующий локальный акт, но закон обязывает учитывать мнение профсоюза (), получать согласие сотрудников (за исключением сотрудников без стажа по состоянию на 1 января 2022 ). Когда уведомлять, когда переходить — вы определяете сами.

Если кто-то из сотрудников или не согласится, или не ответит на уведомление, то с ним придется продолжать «общаться» на бумаге.То есть неизбежно будет иметь место «раздвоение» кадрового документооборота и усложнение процесса текущего хранения дел по личному составу (происходит раздвоение номенклатуры для «бумаги» и для электронного формата).

Так что для «оцифровки» придется проводить пропаганду этого нового формата взаимодействия, заинтересовывать, демонстрировать удобство, разрабатывать инструкции и т. п. Практика показывает, что этот подводный камень можно обойти, если провести сперва тестовое введение КЭДО, на отдельном участке или подразделении (хотя и тут есть нюансы).

Лучше всего оценить преимущества КЭДО поможет оператор, который сам перешёл на КЭДО. Работая с Калугой Астрал, вы минуете все подводные камни и оцените плюсы КЭДО. Без минусов.

Проблема № 2: согласие на КЭДО отбирается... на бумаге

Возможно, кому-то это покажется нонсенсом, но так и есть: согласие на применение КЭДО надо получать в традиционном виде, на бумажном носителе. И это может быть проблемой там, где сотрудники уже привыкли подписывать документы в «цифре». Многих пугают денежные и трудозатраты на получение классических подписей, но утешает то, что это надо сделать лишь раз.

Проблема № 3: не все можно оцифровать

Положения статьи называют документы, которые «оцифровывать» все равно нельзя — в частности, документация по инструктажам, связанным с охраной труда, относительно имевших место несчастных случаях, — и, как ни странно, приказы об увольнении.

О приеме на работу приказы не обязательно составлять, трудовой договор тоже допустимо оформлять в «цифре», но приказы об увольнении извольте составлять по-прежнему на бумаге, да еще и с подписью от руки. Ну и трудовую книжку, если работник не хочет «получать» электронную. Так что работы кадровикам хватит.

Проблема № 4: бумаги меньше не станет

По крайней, на первый порах. Выше уже было сказано о том, как может помочь тестовое внедрение КЭДО, на отдельном участке или подразделении.

При выборе участка или подразделения, как правило, предпочтение отдается тем, где чаще всего возникают проблемы с документооборотом при удаленном взаимодействии, или наиболее «продвинутым» (айти), или заинтересованным (кадры). На примере образцово-показательных участков проще сформировать общественное мнение и сподвигнуть остальных сотрудников «оцифроваться».

Однако тут возникает необходимость или оформлять полный комплект документов по КЭДО, и тогда выбранная группа уже полностью переходит на «цифру», или не оформлять, но в процессе тестирования изготавливать дубли на «бумаге». То есть сэкономить на бумаге «здесь и сейчас» не получится, об этом надо помнить.

Проблема № 5: нужны ЭП

Тут ничего не попишешь: работодатель обязан, сначала потратившись на изготовление и внедрение ЭП, потом и нести затраты на их хранение, отслеживать срок действий ЭП и предпринимать действия по своевременной замене — в любом случае потратиться придется. Этот момент надо учитывать, оценивая эффективность и экономию перехода на КЭДО. Впрочем, у работодателя усиленная ЭП должна быть по-любому, да и у сотрудников уже могут быть ЭП. Напомним, что работодателю доступны следующие усиленные подписи:

  • квалифицированная (УКЭП);
  • неквалифицированная (УНЭП) ,

а сотрудники вправе использовать и простую электронную подпись (ПЭП), при условии заключения соглашения относительно ее использования. Ниже приведены примеры документов, которые следует подписывать лишь определенными ЭП.

Если речь идет о подписании иных, помимо перечисленных в таблице, документов, то работодатель может использовать УНЭП, а работник — УНЭП или ПЭП (при условии подписания соответствующего соглашения и соблюдения требований конфиденциальности). Еще раз подчеркнем, что, получение ЭП оплачивает работодатель, но если у сотрудника имеется УКЭП, то ее не возбраняется использовать и для КЭДО.

ЭП — от 150 до 450 руб. — в сервисе API УНЭП от «Калуга Астрал», с помощью которого работодатель может массово выпустить электронные подписи сотрудникам и отследить их готовность.

Проблема № 6: сохранность документов

Придется обеспечивать сохранность электронных документов. Если вы используете свою информационную систему или скачиваете кадровые документы из внешней системы КЭДО, то нужно позаботиться о безопасности хранения электронных документов (резервное копирование, антивирус и т. д.)

Проблема № 7: выбор правильной платформы

Да, проблема выбора платформы не теряет своей актуальности даже в отсутствии официальной идеологии. Заявлено, что для КЭДО можно использовать как свою внутреннюю систему, так и сервис «Работа в России» (который, как известно, все равно станет обязательным — по крайней мере для вакансий и отчетов по квотированию).

С использованием «Работы в России» связано минимум две подпроблемы:

  1. логично предположить, что придется отбирать отдельные согласия на обработку персональных данных сотрудников (их данные помещаются на внешний ресурс), и не факт, что согласие дадут все;
  2. придется прорабатывать вопрос безопасности с размещением внутренних документов на сторонних ресурсах.

Это не говоря о том, что и документы по работе люди, имеющие ЭП, получают в ЛК на госуслугах, а взаимодействие «Работы в России» и систем работодателя с госуслугами запланировано лишь на сентябрь 2022 года. То есть, строго говоря, до этого времени нет возможности совмещать работу на этих платформах в т. ч. для использования ЭП.

КЭДО с Калуга Астрал — это по-настоящему удобно. Обеспечиваем полный процесс КЭДО: от выпуска ЭП сотрудникам до хранения электронных документов.

Оставить заявку на подключение

Заметки напоследок

И все-таки нельзя не отметить, что даже если прямо сейчас работать по-старому кажется проще, то курс на цифровизацию взят всерьез и надолго, к чему подвигает и рост цен на бумагу, расходники и оргтехнику. КЭДО позволит сэкономить на бумаге, местах под архивы, позволит снизить временные и денежные затраты на личные встречи, ускорит согласования и в целом документооборот.

Главное в этом процессе — выбрать правильного поставщика услуг. И дело не только в передовой технической оснащенности оператора КЭДО — это подразумевается по умолчанию, — дело еще и в готовности обеспечить организационную часть подготовки к запуску КЭДО, что куда сложнее простой технической реализации.

Отправляйте документы в 1 клик!

Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте

Оставьте контактные данные.

Наши специалисты свяжутся с вами и расскажут все о кадровом электронном документообороте!

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

1

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

В прошлом году увеличили штрафы за нарушения в сфере воинского учета. Контроль за его ведением усиливается: многие организации ожидают проверок военкомата уже в ближайшее время. Рассказываем, как проходят проверки и какие есть штрафы.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Выплаты многодетным на погашение ипотеки продлили: срок

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

Какие меры принудительного исполнения можно применить к должнику

Рассказал о мерах применяемых к должнику, которые помогут быстрее исполнить решение суда.

Лучшие спикеры, новый каждый день

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Продолжаю следить за тем, что происходит с ценами на недвижимость в Москве и в Сочи. Как думаете, где цены выросли сильнее? А что будет с ипотекой? Вот и узнаем. В прошлый раз я смотрел февраль–март. Изучаем, что произошло за месяц, думаем, что будет дальше.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Вот уж действительно головоломка. Вчера налоговики тебе сказали: «Поспешишь — нас насмешишь», а сегодня: «Сам виноват. Надо было раньше думать». А на кону, между прочим, опять деньги.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
1
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Интересные материалы

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.