Защита прав потребителей: за что теперь будут штрафовать

С 30 октября 2023 года появились новые штрафы в сфере защиты прав потребителей. Так, за навязывание дополнительных товаров или услуг можно заплатить до 40 000 рублей, а если игнорировать претензии, то до 300 000 рублей. Расскажем, как сократить риски получить такие штрафы и есть ли свежая практика по ним.
886 205
Защита прав потребителей: за что теперь будут штрафовать
Иллюстрация: Что делать Консалт

Чтобы следить за актуальными материалами для бухгалтера, подписывайтесь на наш Телеграм — Что делать Консалт | Всё о налогах и законах. Публикуем новости об изменениях, кейсы, ответы на вопросы клиентов, ссылки на мероприятия, напоминания, что нужно сдать отчет. А еще разыгрываем бесплатные консультации от наших экспертов.

Что такое навязывание дополнительных услуг

Если организации навязывают потребителю дополнительные товары, работы или услуги за отдельную плату, то их будут штрафовать по новому специальному составу административного правонарушения. Штраф для должностных лиц — от 2 000 до 4 000 рублей, а для юридических — от 20 000 до 40 000 рублей (ч. 2.1 ст. 14.8 КоАП).

Например, могут привлечь к ответственности, когда потребителю перед покупкой настоятельно рекомендуют приобрести дополнительные товары или услуги или же условие об этом по умолчанию прописано в договоре. Такая ситуация может возникнуть, когда потребитель покупает оборудование в магазине и ему навязывают договор технического обслуживания.

Другой вариант — когда покупатель хочет приобрести автомобиль, но продавец заранее предусмотрел в договоре, что он также приобретает дополнительные платные услуги. К примеру, юридическая поддержка, помощь на дороге или эвакуация в случае поломки.

Нарушение это не новое, просто раньше штрафовали по другому составу: за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей. Но штрафы по такому составу были меньше в два раза. Сейчас навязывание дополнительных услуг — это отдельный состав нарушения с большими суммами штрафов. (ч. 2 ст. 14.8 КоАП). 

Новый штраф не относится к договорам обязательного страхования. Там за навязывание дополнительных услуг штрафуют по специальному составу (ст. 15.34.1 КоАП).

Если игнорируют претензии потребителей

В КоАП появился новый состав нарушений за то, что организации оставляют претензии потребителей без ответа. Раньше за это ответственности не было (ч. 4.1 ст. 14.8 КоАП).

С 30 октября 2023 года возможна ответственность в следующих случаях:

  • организация необоснованно отказалась рассматривать требование потребителя, связанное с нарушением его прав;

  • организация уклонилась от рассмотрения в установленном законом порядке требования потребителя. 

Сумма штрафа для должностных лиц от 15 000 до 30 000 рублей, а для организаций — от 100 000 до 300 000 рублей.

Пример. Покупатель потребовал заменить товар ненадлежащего качества на качественный товар, но ответа не получил. Причем оштрафовать могут, даже если оснований для замены товара у потребителя не было, но его требование было проигнорировано, и продавец не дал никакого ответа. Соответственно, если потребитель напишет вам претензию, а вы ему не ответите, то он вправе обратиться в Роспотребнадзор и организацию могут оштрафовать на внушительную сумму.

Есть ли свежая судебная практика

По новым штрафам практики пока нет, но госорганы активно следят за тем, чтобы права потребителей не нарушались. Рассмотрим несколько интересных примеров из судебной практики. 

Мелкий шрифт в договоре

К ответственности могут привлечь, в частности, за мелкий шрифт в договоре, из которого вытекает навязывание дополнительных услуг.

Пример. Потребитель пожаловался в Роспотребнадзор на банк, который в заявлении-анкете на кредит под залог автомобиля часть условий прописал мелким трудночитаемым шрифтом, а также навязывал ему дополнительные услуги: установку системы навигации на автомобиль, оформление опционного договора и др. Госорган привлек организацию к ответственности, и она попыталась оспорить штраф в суде (ч. 2 ст. 14.8 КоАП).

Суд согласился с ведомством. Из-за мелкого шрифта потребителю очень сложно визуально воспринять текст. В итоге он не может получить полную информацию о договоре и сделать правильный выбор.  Банк нарушил права потребителя на своевременное получение достоверной информации о реализуемых услугах, в том числе о дополнительных платных услугах, включенных в кредит. 

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.05.2022 № Ф05-1950/2022 по делу № А40-85226/2021.

Обратите внимание, этот случай произошел до 30 октября 2023 года, то есть до вступления в силу новых штрафов. Если бы дело рассматривали сейчас, то эту организацию оштрафовали бы также за то, что потребителю навязали дополнительные услуги. Сумма по новым штрафам в 2 раза больше. 

Доказательства ущемленных прав

Если организации удастся доказать, что права потребителя никто не ущемлял, никаких дополнительных услуг ему не навязывали, то штраф удастся оспорить.

Пример. Потребитель обратился в банк, чтобы продлить договор банковского вклада. Ему предложили продлить вклад, а также заключить договор страхования. Он согласился и подписал соответствующие документы. Впоследствии потребитель пожаловался в Роспотребнадзор, указав, что ему навязали дополнительные услуги. Ведомство рассмотрело жалобу и пришло к выводу, что условия договора страхования, а также сам факт его заключения указывают на явное несоответствие первоначального намерения потребителя о заключении договора банковского вклада. Банк привлекли к ответственности, он оспорил штраф в арбитраже (ч. 2 ст. 14.8 КоАП).

Как указал суд, потребитель сам изъявил желание заключить договор страхования, подтвердив это подписанием соответствующих документов, в том числе сам договор страхования и заявление о переводе платы за услуги. Состава нарушения в действиях банка нет. Штраф отменили.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.02.2021 № Ф07-15542/2020 по делу № А56-19833/2020.

Что делать, чтобы избежать новых штрафов

Чтобы избежать новых штрафов, рекомендуем: 

  • детально проверить договоры с потребителями, изучить, не включают ли они условия, навязывающие дополнительные услуги;

  • своевременно отвечать на все претензии потребителей и фиксировать факт направления ответа. 

Важный бонус

Подарки ко Дню юриста! Да, мы знаем, что он уже прошел, но отмечать мы в Что делать Консалт решили целых две недели! До 12 декабря раздаем классные стикерпаки за небольшой тест. А еще будет розыгрыш призов: вот тут подробности.

Пройти тест

Реклама: ООО «‎ЧДК», ИНН 7714923575, erid: LjN8Jyxuu

Начать дискуссию

Банки

Незавершенные переводы в системе CONTACT возвратят во время ликвидации банка QIWI

Отправителей переводов включат в третью очередь кредиторов, когда начнется ликвидация банка «Киви».

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Предприниматели из Москвы заплатили налоги на прибыль в размере 1,4 трлн рублей

Поступления от налога на прибыль в бюджет Москвы выросли на 38,8% по сравнению с 2022 годом.

Банки

Центробанк запустил сервис с информацией об участниках финансового рынка

Новый сервис позволяет проверить, действуют ли лицензии у финансовых организаций, где находятся филиалы и получить другую информацию об их деятельности.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Основные средства

Что нужно учесть, создавая резерв на дорогой и сложный капремонт основных средств. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, что нужно учесть при создании резерва на дорогой и сложный капремонт основных средств.

Что нужно учесть, создавая резерв на дорогой и сложный капремонт основных средств. Мини-курс

Календарь вебинаров для бухгалтера в марте 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на март 2024 года. Не пропустите!

1
745

СМИ: ремонт китайских автомобилей подорожал за год на четверть

Неисправных китайских автомобилей не старше 4 лет прибавилось на 35%.

38
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Создана цифровая платформа мониторинга транспорта

Минтранс и АО «ГЛОНАСС» приступили к тестированию Федеральной навигационно-информационной системы (ФНИС).

⚡️Итоги дня: в бургерных будут наливать шампанское, биткойн вырос до 65 тысяч долларов, а прогноз прибытия автобусов будет доступен в регионах

Подготовили дайджест главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в мире, в одной подборке.

Бесплатно с Трудовые отношения

Обязаны ли работники предоставлять работодателю свои биометрические данные

С 01.09.2022 в законе о персональных данных прямо указано на недопустимость ущемления прав личности, которая отказалась подписать согласие на обработку биометрии. Но есть прецедент: суд встал на сторону работодателя и поддержал увольнение сотрудника, который отказался сдать биометрию. Так как же действовать работодателю, чтобы не нарушить закон?

Обязаны ли работники предоставлять работодателю свои биометрические данные

Начата разработка сервиса дистанционного участия в судебных заседаниях через биометрию

Он позволит дистанционно участвовать в судебных заседаниях с использованием системы биометрической идентификации. Сервис планируют разработать в 2024 году в России.

Банки провели 25 000 тестовых операций с цифровым рублем

В основном участники пилотной группы тестировали операции с цифровым рублем между физическими лицами. Также проверяли процесс оплаты цифровой валютой в магазинах.

Зарплата

Оплата предпраздничных рабочих дней в программах 1С

В этой публикации мы с вами в формате «Вопрос-ответ» разберем самые популярные нюансы, касающиеся работы в предпраздничный рабочий день и порядка его оплаты в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 и в 1С:ЗУП ред. 3.1. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Классика вечна: бухгалтер, похоже, вдохновился «Мертвыми душами» Гоголя и провернул аферу ценой в 4 года свободы. 🤦‍♀️«Ночной бухгалтер» №1635

Главбух с помощницей оформляли на работу людей, которые фактически не работали в компании. Зарплату «трудяг» получали сами аферистки. Когда схема вскрылась, оказалось, что мошенницы нанесли ущерб в 11 млн рублей. Теперь обеих ждет более 4-х лет заключения в колонии. На «Клерке» обсуждают — как руководитель мог не заметить лишних сотрудников?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Как бухгалтеру не обесценивать себя 

Обесценивание — это процесс, когда человек начинает думать о себе в негативном ключе, снижать самооценку и считать себя хуже других. Оно может происходить по разным причинам, например, из-за неудач или критики со стороны.   

Как бухгалтеру не обесценивать себя 
Проверки

В магазинах начнут выборочно проверять алкоголь

Контрольная закупка позволит выявить нарушения у производителей и импортеров алкогольной продукции. Проверки разрешат проводить без согласования с прокуратурой.

87

Нулевая отчетность в 2024 году

В отчетном периоде организации и ИП могут не вести деятельность по ряду причин. При этом представлять отчетность в государственные органы все же необходимо. В каких случаях сдавать нулевую отчетность, порядок ее заполнения, а также нужно ли подавать нулевые уведомления, узнаете из нашей статьи.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

В 2024 году могут уйти с рынка 15 банков

Рейтинговое агентство считает, что в 2024 году перестанут оказывать банковские услуги 15 кредитных организаций. Общая прибыль сектора упадет до 2,8 млн рублей.

Обратиться в суд теперь можно через Госуслуги

На портале Госуслуг заработал сервис «Электронная подача документов в суд». Теперь иски, жалобы, ходатайства и другие обращения можно подать онлайн.

Бухгалтерский бизнес. Welcome-презентация: как встретить нового сотрудника

Расскажем, для чего нужна бухгалтерским фирмам welcome-презентация и как ее сформировать.

Бухгалтерский бизнес. Welcome-презентация: как встретить нового сотрудника
1
60

Интересные материалы

Что изменят в НК после послания президента

29 февраля 2024 года В. Путин выступил с ежегодным посланием к Федеральному собранию. На поручения и пожелания Президента уже отреагировал глава Минфина, А.Силуанов, который сообщил о том, что законодательные инициативы уже готовы и в ближайшее время будут переданы в Кабмин.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру