Как правильно составить акт выполненных работ для самозанятых

Акт выполненных работ — один из первичных документов, который используют при сотрудничестве с самозанятыми. Научим вас правильно составлять акт, расскажем об отдельных нюансах, подскажем, как упростить работу с актами самозанятых.
Как правильно составить акт выполненных работ для самозанятых
Иллюстрация: Цифровая HR платформа

Нужен ли акт выполненных работ при сотрудничестве с самозанятым

Акт подтверждает, что исполнитель выполнил работы по договору в полном объёме и в указанные сроки. Подписывая акт, заказчик выражает своё согласие с объёмом и качеством работ, а также фиксирует их приёмку.

Но у сотрудничающих сторон часто возникает вопрос, обязательно ли составлять акт выполненных работ? 

Каждый расчёт с самозанятым должен подтверждаться чеком. Об этом прямо говорится в законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ. С точки зрения права у самозанятого нет обязанности формировать акт.

В то же время, из письма налоговой службы от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@ следует, что оформление акта не противоречит закону.

ФНС в своём письме подтверждает, что чек — это обязательный документ при сотрудничестве с самозанятым, а акт может выступать дополнительным документом для учёта расходов заказчика в конкретном периоде, например, если исполнителю выплачивается аванс. Выплату самозанятому нужно отнести на дату, которая указана в акте, а не в чеке на предоплату.

Пример:

Заказчик перечислил самозанятому аванс за ремонтные работы в январе и получил на сумму выплаты чек. Исполнитель закончил ремонт помещения в марте. 

Выплату самозанятому нужно отнести к расходам в день, когда завершились работы — на дату подписания акта.

Акт выполненных работ можно составлять и в других случаях.

Когда и для чего нужен акт

В первую очередь акт важен заказчику. С его помощью заказчик может:

  • Подтвердить отсутствие трудовых отношений с исполнителем — в акте можно детально расшифровать состав работ, их стоимость, указать конкретные сроки их выполнения.

Пример:

  • Переоценить стоимость основного средства, если самозанятый выполнил строительные или ремонтные работы, в результате которых актив стал стоить больше. Такая процедура происходит именно на основании акта выполненных работ.

Пример:

Самозанятый установил сигнализацию и навигационное оборудование в автомобиль компании-заказчика. Стоимость дооборудования увеличила первоначальную стоимость автомобиля. Бухгалтерия провела дооценку на основании акта выполненных работ.

  • Помочь бухгалтеру определить статью затрат, куда включить оплату работ исполнителю. Акт содержит подробные сведения по выполненным работам, которых нет в чеке.

Пример:

Исполнитель провел уборку производственного цеха заказчика. Заказчик применяет упрощённый налоговый режим. 

В чеке указано: «Уборка помещения по договору № 7 от 10.03.2023». Этой информации мало, чтобы отнести затраты на конкретную статью расходов. 

В акте работа расписана подробно — «Уборка производственного цеха площадью 115 кв. м. для ООО «Лидер» по договору № 7 от 10.03.2023.» Так бухгалтеру понятно, что затраты на уборку можно отнести к материальным расходам согласно ст. 254 НК, которые уменьшают налоговую базу при УСН.   

  • Зафиксировать претензии, чтобы иметь законные основания для отказа в оплате некачественно выполненных работ. Этот документ станет основанием для обращения в суд, чтобы урегулировать разногласия с исполнителем.

Пример:

«Услуги по укомплектованию коробок по договору № 24 от 15.03.2023 выполнены в неполном объёме. По условиям договора исполнитель должен был укомплектовать 115 коробок. По факту укомплектовано 97 коробок».

Акт выполненных работ нужен и самозанятому. Подписанный акт подтверждает, что заказчик не имеет претензий по выполненным работам и обязуется их оплатить. В случае, если исполнитель оплату не получит, такой документ послужит доказательством в суде.

Цифровая HR платформа обеспечит безопасное сотрудничество бизнеса с самозанятыми. Если заказчик согласен с объёмом и качеством выполненных работ, он подписывает в личном кабинете платформы электронный акт. На основании подписанного акта самозанятый автоматически получает оплату, а заказчик чек. Таким образом, исполнитель гарантированно получает выплату за принятые работы, а компания — необходимые первичные документы.  

Чтобы акт выполненных работ имел юридическую силу, его нужно правильно оформить.

Какие сведения нужно включить в акт

Акт выполненных работ не имеет утверждённой формы, поэтому документ можно сформировать произвольно, включив в него необходимые реквизиты:

  • Наименование документа.

  • Номер и дату акта.

  • Наименование сторон — заказчика и исполнителя.

  • Реквизиты договора, по которому выполнялись работы.

  • Подробный перечень работ и их стоимость.

  • Сроки выполнения работ.

  • Общую стоимость работ.

  • Информацию об отсутствии или наличии претензий по качеству и объёму работ.

  • Подписи сторон — заказчика и исполнителя.

При этом большинство исполнителей не знают, как нужно составлять акт и не хотят разбираться в этих тонкостях.

Что делать в таком случае заказчику?

Как составить акт выполненных работ

Заказчик должен внимательно изучить акт, представленный самозанятым, проверить его на наличие ошибок.

Неточности в реквизитах, неверные сведения в перечне выполненных работ и ошибки в их стоимости приведут к тому, что документ потеряет свою значимость и не сможет послужить доказательством в суде при возникших разногласиях.

Если составление акта вызывает у исполнителя сложности, то заказчик может сформировать его сам, а самозанятый подпишет готовый документ. Но это станет дополнительной нагрузкой для бухгалтерии заказчика, особенно, если компания сотрудничает с большим количеством внештатных исполнителей.

Своевременно и правильно оформить закрывающие документы помогают специальные электронные площадки.

Цифровая HR платформа автоматически формирует электронный акт после того, как исполнитель подтвердит в мобильном приложении, что задание выполнено. С этого момента акт выполненных работ ожидает подписания в личном кабинете заказчика. Документ подписывается нажатием одной кнопки. 

Сформированный платформой акт включает все необходимые реквизиты первичного документа и не содержит ошибок. Заказчик с уверенностью может использовать такой документ в учёте для отражения расходов. При этом снижается нагрузка на бухгалтерию компании. Бухгалтеру не придется вручную формировать акт на каждого исполнителя.

Цифровая HR платформа обеспечит бизнесу комфортное сотрудничество с большим количеством внештатных исполнителей. Все кандидаты, зарегистрированные на платформе, проходят тщательную проверку. Электронная площадка в сжатые сроки поможет найти нужное количество исполнителей.

Платформа гарантирует безопасные массовые выплаты самозанятым. При этом заказчик автоматически получает чеки на суммы выплат в рамках информационного обмена с ФНС, так как Цифровая HR платформа — это официальный партнёр налоговой службы.

Также в личном кабинете приложения заказчику доступна прозрачная отчетность и аналитика.

Получите бесплатный чек-лист — узнайте как правильно заключить договор

Снизьте риски при работе с самозанятыми

Минимизируйте риски при работе с исполнителями

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «ПРОЕКТ», ИНН 7733354684, erid: LjN8KRF3b

Начать дискуссию

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно. Не исключено, что проверка связана с «пивной» схемой уклонения от уплаты налогов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как уменьшать налог по УСН на взносы, НМА в 2024 году, важные разъяснения Минфина и ФНС. Дайджест разборов

Подготовили для вас новый дайджест разборов от «Клерка». Сегодня для вас самые читаемые разборы за апрель, а также два абсолютно новых разбора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЭДО

В сервисе «Прозрачный бизнес» теперь можно узнать больше о контрагентах

ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес» разместила информацию о подключении бизнеса к электронному документообороту (ЭДО).

Развитие бизнеса с сайта знакомств, как правило, не начинается

Оперативники задержали подозреваемого в мошенничестве через сайт знакомств в отношении жительниц Краснодарского края и Москвы.

Что такое гарантийное письмо и в каких случаях оно необходимо

Гарантийное письмо подтверждает возникновение обязательств между сторонами и условия сделки. Такой документ можно предоставить арендодателю, клиенту или кредитору как гарантию исполнения своих обязательств. Если сторона свои обещания нарушила, с таким документом можно идти в суд.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Договор на трудоустройство в модельное агентство актером массовых сцен может оказаться на кредит

На юго-востоке Москвы сотрудники полиции задержали подозреваемых в многоэпизодном мошенничестве под видом трудоустройства в модельное агентство актером массовых сцен.

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Простым языком про счета за границей

Клиент задаёт нам вопрос: у меня открыты карты в иностранных банках для поступления средств и оплаты иностранных сервисов. Надо ли сдавать отчет о них и если да, то куда и когда?

⚡️ Итоги дня: TikTok возвращается в Россию, CDEK доставляет автомобили, а IT-компании не договорились о создании российской операционки

Подготовили обзор главных событий дня — 3 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Депутат предлагает официально продавать красивые госномера для автомобилей

Если власти начнут продавать автомобильные номера, то за первый год федеральный бюджет пополнится на 35 млрд рублей.

IT-компании

IT-компаниям нужно до 1 июня подтвердить аккредитацию

С 8 мая до 1 июня 2024 года IT-компании должны подтвердить госаккредитацию, указать долю доходов от профильной деятельности, а также внести сведения о продаже программ, включенных в реестр отечественного ПО.

Что нужно проверить компании перед тем, как обратиться за кредитом

Чаще всего кредиторы не предоставляют финансирование должникам из реестра ФССП, банкротам и тем, у кого плохая кредитная история.

Интересные материалы

Бизнесу помогут оценить стоимость компании на рынке

Роспатент может создать универсальную методику оценки интеллектуальной собственности, в том числе НМА.