Расчетный листок. Как оформить и как выдавать

Согласно ст. 136 Трудового кодекса, работодатель должен информировать каждого работника о составляющих его зарплаты в письменном виде с помощью расчетных листков. Разбираем, какие сведения должен включать этот документ, когда и как его выдавать и нужно ли хранить второй экземпляр.
Расчетный листок. Как оформить и как выдавать
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Какие сведения должны быть в расчетном листке

В документ нужно обязательно включить такие данные:

  • составляющие оплаты труда сотрудника за расчетный период по ст. 129 ТК;

  • другие выплаты, которые начислили работнику, в том числе разного рода компенсации, отпускные и т.д.;

  • удержания по ст. 137 ТК;

  • окончательный размер выплаты, который сотрудник получит на руки.

В общем случае не требуется ставить на лист печать и заверять его подписью. Однако по просьбе сотрудника это можно сделать.

Как утвердить форму документа

Закон не устанавливает форму расчетного листка. Зато в ч. 2 ст. 136 ТК сказано, что ее нужно утвердить самостоятельно, но с учетом рекомендаций, которые дает Минтруд и Минфин.

При утверждении формы кадрового документа компания выпускает приказ или другой ЛНА, иначе ей может грозить ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП.

Можно выбрать одну из двух форм расчетного листка: бумажную или электронную. Возможность представления документа в электронном варианте указывает Минтруд в письме от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560

Когда выдавать расчетные листки

Ст. 136 ТК указывает, что расчетный лист выдают вместе с зарплатой. Но, как мы помним, зарплату нужно перечислять не реже двух раз в месяц. А что с расчетными листами? По письму Роструда от 17.09.2021 № ПГ/26944-6-1, этот документ можно выдать только один раз в конце месяца, так как тогда уже уточнены составляющие оплаты: перед днем зарплаты или именно в день зарплаты.

Кому листок не выдают

Если сотрудник уходит в отпуск, то перед этим ему листок можно не выдавать. Также документ не выдают еще в некоторых случаях:

  • если начислений у работника в этом месяце не было;

  • если сотрудница находится в декрете;

  • если исполнитель оформлен не по трудовому договору, а по договору подряда или по ГПД.

Кому нужно выдать расчетный лист

Всем, кроме тех категорий сотрудников, что указаны выше, листки выдают. Даже тем, кто в данный момент не работает, а обучается по направлению работодателя. Такие разъяснения дает Минтруд в письме от 31.03.2021 №14-1/ООГ-2485.

При увольнении работодатель тоже выдает расчетный лист. Тем более, что на основании ч. 1 ст. 140 ТК при прекращении трудового договора необходимо провести все выплаты именно в день увольнения.

Кто выдает документ

Как правило, этим занимаются бухгалтер или начальник отдела. ТК не устанавливает конкретное ответственное за выдачу листков лицо. 

Здесь важно иметь в виду, что данные о зарплате работников относятся к персональным: значит, если разглашать их без его согласия, можно получить штраф. Поэтому с теми, кто выдает такие документы, нужно подписать соглашение о конфиденциальности.

Способы выдачи листков

Способы выдачи расчетных листков компания определяет сама и закрепляет в своих внутренних ЛНА.

Передать сотруднику расчетный лист можно таким образом:

Безусловно, отправлять листы по электронной почте или в мессенджере — быстро, удобно и экономично. Однако нужно позаботиться об информационной безопасности и отправлять данные при условии, что эти каналы надежно защищены и не нарушается законодательство об обработке персональных данных. Достаточную защиту при этом можно обеспечить не всегда. 

Более надежный вариант — использовать систему КЭДО. Например, в EasyDocs можно быстро и безопасно направлять все кадровые документы сотрудникам и автоматизировать все кадровые процессы, в том числе наем, переводы, увольнения, отпуска, командировки, зарплаты и выплаты, ознакомление с ЛНА, служебные записки и прочие документы.

Должен ли сотрудник подтвердить, что получил расчетный лист

Опять же законодательно это не регулируется, однако не будет лишним получить подтверждение, чтобы не возникло проблем с контролирующими органами.

В бумажном документе можно предусмотреть отрывную часть, где работник распишется в получении листка. Другой вариант — предусмотреть в платежной ведомости отдельный столбец, где сотрудники будут ставить подпись о вручении им документа.

Если работодатель передает лист в электронном виде, то нужно настроить техническую возможность подтверждения. В системе КЭДО это делается автоматически, так как все действия с документом — создание, подписание, отправка, получение, согласование и ознакомление, — регистрируются в истории документа. 

В EasyDocs можно настроить такие действия с документом, как «Подписание» и «Ознакомление». При этом информация о действии сразу передается в кадровый отдел. Ни один документ не потеряется и к тому же не придется передавать его через бухгалтера или руководителя. Информацию, связанную с выплатой, получит только тот сотрудник, на имя которого выдают расчетный лист.

Вторые экземпляры расчетных листков

Каждый работодатель вправе сам решить, нужно ли хранить второй экземпляр расчетного листка. Достаточно ограничиться журналом выдачи или отметкой в платежной ведомости.

Если в компании все-таки сохраняют вторые экземпляры, то срок хранения составит 6 лет согласно ст. 295 Перечня, который утвержден приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.

В КЭДО второй экземпляр не требуется, так как к документу всегда есть доступ у двух сторон: работника и работодателя.

Что будет, если не выдавать расчетные листки

За невыдачу расчетного листка или выдачу по неутвержденной форме, непредусмотренным способом компания может получить штраф в 30–50 тысяч рублей по ст. 5.27 КоАП. Для ответственного лица штраф за аналогичные нарушения составит 1000–5000 рублей. 

За повторное нарушение штрафы выше: до 20 тысяч — на должностное лицо и до 70 тысяч — на юрлицо. Кроме того, должностное лицо за повторное нарушение могут дисквалифицировать на срок 1–3 года.

Кроме того, по ч. 2 ст. 13.11 КоАП руководителю компании могут выписать штраф до 40 тысяч рублей за разглашение информации из электронного расчетного листка третьим лицам без согласия сотрудника.

Как отправлять расчетные листки из системы кадрового учета через КЭДО

В большинстве систем кадрового учета формирование расчетных листков давно автоматизировано. Работодателю не придется разрабатывать свою форму этого документа и формировать его вручную для каждого сотрудника: система кадрового учета все сделает автоматически. Однако, у работодателя остается задача по выдаче расчетных листков сотрудникам. Многие компании до сих пор распечатывают расчетные листки, чтобы вручить их сотрудникам, хотя, как мы разъяснили выше, это не требуется и достаточно направить расчетные листки в электронном виде.

В КЭДО EasyDocs есть готовая интеграция с 1С:ЗУП, поэтому разослать расчетные листки всем работникам можно буквально в несколько кликов. Техническая особенность формирования расчетных листков в 1С:ЗУП в том, что они не формируются в индивидуальных документах по каждому работнику, а выгружаются одним большим многостраничным документом, который в определенной последовательности включает расчетные листки всех сотрудников. EasyDocs легко решает эту задачу и направляет каждый расчетный листок тому сотруднику, которому он предназначается.

Автоматизируйте выдачу расчетных листов и работу с другими кадровыми документами вместе с Easy Docs. Вы защитите себя от претензий контролирующих органов, связанных с невыдачей расчетных листов, а также упростите и ускорите работу бухгалтерии и отдела кадров, сэкономите на бумаге и ресурсах офисной техники.

Экономьте бумагу и рабочее время отдела кадров

Выбирайте правильную систему кадрового ЭДО с помощью чек-листа от команды экспертов EasyDocs. Чек-лист составлен на основе запросов клиентов

Оставьте заявку и мы пришлем вам подробный чек-лист в удобном формате:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Парадокс» ИНН 5024181771, erid: LjN8KVCiw

Начать дискуссию

Государство достаточно помогает малому бизнесу: считает 34% предпринимателей

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей. 53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Вот и прошёл первый год моего криптопутешествия на криптоостров, в ходе которого я ежемесячно вношу небольшую сумму и создаю личный криптовалютный пенсионный фонд. Не знаю, сколько будет стоить биткоин через 50 лет, но знаю, что произошло в моём криптопортфеле за апрель. Целый год позади, погнали смотреть.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Как инвестор может потерять акции купленные на бирже

Даю свое мнение по недавнему судебному спору, при котором акции российской компании были изъяты судом у частных инвесторов по иску прокуратуры.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Актуальные правовые подходы при оспаривании кредитных договоров, оформленных мошенническим путем

В рамках настоящей статьи предметно рассмотрим формирующуюся судебную практику по вопросам, связанным с оспариванием кредитных договоров, оформленных мошенническим путем.

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно.

Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился
Охрана труда

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как уменьшать налог по УСН на взносы, НМА в 2024 году, важные разъяснения Минфина и ФНС. Дайджест разборов

Подготовили для вас новый дайджест разборов от «Клерка». Сегодня для вас самые читаемые разборы за апрель, а также два абсолютно новых разбора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЭДО

В сервисе «Прозрачный бизнес» теперь можно узнать больше о контрагентах

ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес» разместила информацию о подключении бизнеса к электронному документообороту (ЭДО).

Мошенничество

Развитие бизнеса с сайта знакомств, как правило, не начинается

Оперативники задержали подозреваемого в мошенничестве через сайт знакомств в отношении жительниц Краснодарского края и Москвы.

Ведение бизнеса

Что такое гарантийное письмо и в каких случаях оно необходимо

Гарантийное письмо подтверждает возникновение обязательств между сторонами и условия сделки. Такой документ можно предоставить арендодателю, клиенту или кредитору как гарантию исполнения своих обязательств. Если сторона свои обещания нарушила, с таким документом можно идти в суд.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Мошенничество

Договор на трудоустройство в модельное агентство актером массовых сцен может оказаться на кредит

На юго-востоке Москвы сотрудники полиции задержали подозреваемых в многоэпизодном мошенничестве под видом трудоустройства в модельное агентство актером массовых сцен.

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Простым языком про счета за границей

Клиент задаёт нам вопрос: у меня открыты карты в иностранных банках для поступления средств и оплаты иностранных сервисов. Надо ли сдавать отчет о них и если да, то куда и когда?

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: TikTok возвращается в Россию, CDEK доставляет автомобили, а IT-компании не договорились о создании российской операционки

Подготовили обзор главных событий дня — 3 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.