Инвентаризация

Годовая инвентаризация. Как принять к учету излишки и отразить недостачу

Годовая инвентаризация является обязательной процедурой, предшествующей составлению годовой бухгалтерской отчетности. По результатам проведенной инвентаризации может быть выявлена недостача или сформированы излишки. Расскажем что нужно инвентаризировать, в каком порядке, а также как зафиксировать в бухгалтерском учете образовавшиеся излишки или недостачу.
1,2 тыс. 168
Годовая инвентаризация. Как принять к учету излишки и отразить недостачу
Иллюстрация: Фотограф: Gustavo Fring/pexels

Что проверяют

Инвентаризация — это соотношение фактических сведений с данными, зафиксированными в бухгалтерском учете относительно имущества компании и ее финансовых обязательств.

Порядок подготовки к годовой инвентаризации и ее проведения регламентирован:

Смысл проведения инвентаризации накануне формирования годовой отчетности заключается в том, чтобы определить подлинность данных, отраженных в бухгалтерском учете. Сверка данных по активам и обязательствам компании перед годовой отчетностью требуется всем организациям.

Ревизии в рамках годовой инвентаризации подлежит все имущество организации, причем неважно, где оно находится. Т. е. сверяются данные и по имуществу обособленных подразделений. Инвентаризируют:

  • нефинансовые активы (ОС, НМА, МПЗ);
  • финансовые вложения;
  • деньги и денежные документы;
  • расчеты с дебиторами.

Сверку данных осуществляют и по имуществу, числящемуся на забалансовых счетах, по которому у организации нет прав собственности. Это касается, например, арендованного имущества, имущества на ответственном хранении и давальческих материалов.

Проверке также подлежат все финансовые обязательства организации:

  • расчеты с кредиторами;
  • заемные и кредитные средства;
  • резервы в рамках предстоящих расходов и платежей.

Регулярность проведения

  • Основные средства инвентаризируют минимум один раз в течение трех лет.
  • Библиотечный фонд проверяют хотя бы один раз в течение пяти лет.
  • Инвентаризация остального имущества и обязательств проводится минимум раз в течение года.
Проводят инвентаризацию перед формированием годовых бухгалтерских отчетов. При этом если перед годовой инвентаризацией имущество проверялось в рамках другой инвентаризации в период последнего квартала, то такие ценности можно еще раз не проверять.

Порядок проведения мероприятий в рамках инвентаризации

Подготовительный этап

В рамках подготовительного этапа необходимо составить приказ о проведении годовой инвентаризации и утвердить у руководителя.

В приказе фиксируются:

  • группы имущества, подпадающие под проверку;
  • сроки проведения проверок по группам имущества;
  • назначенная руководителем комиссия.

В состав комиссии включаются:

  • представитель административно-управленческого персонала;
  • представитель бухгалтерии;
  • специалисты из прочих отделов.

Стоит помнить, что материально ответственное лицо в составе комиссии находиться не должно. Также его нельзя назначать председателем.

Далее в рамках подготовительного этапа по каждому МОЛ распечатываются инвентаризационные описи по всем видам имущества.

До начала проверочных мероприятий все материально ответственные лица должны предоставить расписки в отдел бухгалтерии. Расписка нужна в качестве подтверждения, что все поступившее имущество оприходовано, а списанное выбыло, а также, что все приходные и расходные документы бухгалтеру ранее предоставили.

Этап проверки

Проверка по каждой группе активов и обязательств характеризуется отличительными особенностями. Но обязательным условием для всех групп является присутствие всех членов комиссии во время инвентаризации.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии или МОЛ делает результаты проверки недействительными.

Проверка основных средств

Инвентаризация ОС заключается в сопоставлении данных фактического наличия имущества с информацией, отраженной в инвентаризационной описи основных средств (форма ИНВ-1), т. е. с данными бухучета.

Причем проверяется не только сам факт наличия ОС, но и его состояние. На каждом объекте ОС должен быть указан инвентарный номер.

По движимому имуществу принимается во внимание техническая документация объектов. При ревизии недвижимого имущества проверяются документы, подтверждающие право собственности на объекты.

Бывают случаи, что в процессе инвентаризации выявляются целые комплексы неучтенного имущества. Такие объекты необходимо принять к учету по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.

Устанавливать стоимость, например, промышленного оборудования приходится не только на технологически новое оборудование, но и на старые линии и установки. Сложность заключается в невозможности точно классифицировать объект и отнести его к определенной группе.

В такой ситуации поможет услуга оценки движимого имущества от КСК ГРУПП. Эксперты компании проведут оценку движимого имущества, состоящую из нескольких этапов. Результатом заключительного этапа будет отчет с итоговой оценкой имущества.

Проверка ТМЦ

Учетные данные по ТМЦ отражаются в инвентаризационной ведомости ТМЦ (форма ИНВ-3), с которой комиссия соотносит фактическое наличие и количество МПЗ.

В случае поступления на склад запасов в процессе инвентаризации, данные о них заносятся в отдельную ведомость.

Проверка нематериальных активов

Инвентаризацию НМА проводят путем сверки фактических данных об объекте с инвентаризационной ведомостью НМА (форма ИНВ-1а).

Здесь есть нюанс — как правило, объект НМА не имеет вещественной формы. Поэтому проверка таких активов заключается в анализе соответствующей документации: лицензий, патентов.

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности заключается в анализе наличия сальдо и причин его образования.

Этап отражения результатов инвентаризации

По итогу проведенной инвентаризации могут быть выявлены следующие результаты:

  1. Недостача — физическое отсутствие позиции, нехватка ценностей, в сравнении с данными бухучета.
  2. Излишек — избыток проверяемых ценностей относительно данных бухучета.

Необходимо отразить данные результаты в сличительных ведомостях:

  • ИНВ-18 — включается информация о расхождении по ОС;
  • ИНВ-19 — включается информация о расхождении по ТМЦ.

Итоги годовой инвентаризации отражаются в годовой бухгалтерской отчетности.

Отражение в бухучете результатов годовой инвентаризации

Излишки характеризуются проводкой:

Дт 08, 10, 41, 43, 50 — Кт 91 — оприходованы ценности, обнаруженные при инвентаризации.

Выявленная недостача характеризуется проводкой:

Дт 94 — КТ 01, 10, 41, 43, 50 — отражение недостачи по ценностям.

В случае естественной убыли, составляется проводка:

Дт 20, 23, 44 — Кт 94 — списание стоимости ТМЦ в пределах норм естественной убыли.

В случае превышения размера недостачи нормы естественной убыли либо если для объекта такие нормы не зафиксированы, а виновник недостачи является сотрудником организации, следует проводка:

Дт 73 — Кт 94 — отнесение недостачи на МОЛ.

Размер недостачи в денежном выражении удерживается из заработной платы работника. При этом сумма удержания не может превышать 20% зарплаты за месяц (ст. 138 ТК):

Дт 70 — Кт 73 — удержание недостачи из зарплаты МОЛ.

Виновник недостачи может добровольно внести денежные средства в кассу организации:

Дт 50 — Кт 73 — МОЛ внесло деньги в кассу для погашения долга.

При отсутствии виновного лица или отказе суда во взыскании с него средств составляется проводка:

Дт 91-2 — Кт 94 — списан убыток от недостачи в связи с отсутствием виновного лица или отказе от взыскания.

Ценность услуги оценки активов от КСК ГРУПП — предоставить клиенту развернутую информацию, основанную на глубоком анализе.

Эксперты компании проводят:

  • оценку недвижимости;
  • оценку движимого имущества;
  • оценку бизнеса;
  • оценку нематериальных активов;
  • оценку ценных бумаг.

КСК Групп

Комплексный консалтинг с прагматичным подходом

Аудит, оценка, налоги, право, инвестиции, консалтинг и др.

Бесплатная консультация для пользователей Клерк.ру.

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Банки

Приложение Райффайзенбанка снова работает

Специалисты устранили внутреннюю техническую ошибку, которая не позволяла клиентам отправить деньги.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов

Ошибки бухгалтера приводят организацию к лишним затратам и огромным штрафам, а в особенно тяжелых случаях могут довести до ликвидации компании. Как же не допустить этого и нанять хорошего специалиста? Составили инструкцию для руководителей с комментариями наших экспертов.

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов

Меняются правила работы с госзакупками: что такое цифровой контракт, кто и в какой форме должен его составлять

С 1 апреля у заказчиков на госзакупках появляются новые обязательства. Теперь после проведения тендера они должны заключать цифровой контракт в единой информационной системе.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Верховный Суд защитил недвижимость предпринимателя от притязаний церкви

Коммерсант много лет добросовестного использовал для сельского хозяйства арендованный земельный участок, на который вдруг стала претендовать РПЦ.

33

🔥 Четыре новые онлайн-курса этой весны уже в подписке Клерк.Премиум!

Оформите годовую подписку Клерк.Премиум со скидкой 50% за 9900 рублей и получите доступ к самым свежим материалам и курсам!

Российский экологический оператор: нужно отказаться от пластиковых бонусных карт и бумажных чеков

В РЭО создали концепцию по сокращению отходов. Экологи, Минприроды и ФНС поддерживают идею перейти на электронные чеки и не печатать бумажные.

52
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие проблемы может решить управленческий баланс в финансовом анализе

Собственник бизнеса, который хочет уйти из операционной деятельности компании, должен научиться читать управленческий баланс. Из него можно понять, что происходит с предприятием, развивается оно или угасает.

1
38

О том, как налоговая со своим уставом в чужой монастырь залезла. Судебная практика

Все более увеличивающееся желание налоговых органов пополнить бюджет (а иногда, просто показать принципиальность налогоплательщику) заставляет инспекторов открывать для себя новые грани неизведанного и пытаться разбираться в тех отраслях права и знаний, которые для них всегда были чуждыми.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

Для замены лет при оплате больничных будет специальная форма бланка

В общем случае при расчете больничных берут зарплату за 2 предыдущих года. Но если там был отпуск по беременности и родам или уходу за ребенком, эти годы можно заменить. Для такой замены сотрудница должна написать заявление.

Кассовая дисциплина 2024: основные нарушения, последствия и риск–ориентированный подход ФНС

Как работает риск-ориентированный подход регулятора (об этом говорил Президент в своем Послании к Федеральному собранию) при контроле пользователей касс и ОФД ? Каковы правила и как устроена система кассовой дисциплины. Что ждет нарушителей, рассказываем в обзоре.

Кассовая дисциплина 2024: основные нарушения, последствия и риск–ориентированный подход ФНС

Оставленная в рабочем компьютере флешка с электронной подписью «стоила» коммерсанту 2+ млн рублей

Благодаря оперативно принятым мерам полицейскими Красноярского края свыше 2 млн рублей не попали в руки мошенников.

Если вы ошиблись в сумме уведомления по ЕНП, обнулять ее не надо

Ошибка в сумме налога в уведомлении по ЕНП исправляется подачей нового уведомления с правильной суммой.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

Клиенты Райффайзенбанка не могут отправить деньги в приложении

Пользователи жалуются, что в приложении Райффайзенбанка не работают денежные переводы по номеру телефона и между счетами.

❓Что выбрать: переподготовку, повышение квалификации или онлайн-курсы? Разберемся, что подойдет именно вам

Мы сделали разбор по нашим основным обучающим продуктам. Объясним, чем курсы повышения квалификации или переподготовки отличаются от онлайн-курсов. Из поста вы поймете, какое обучение подходит именно вам. Забирайте в закладки, чтобы не потерять.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
14
91

Обновления Telega.in, и как они вам помогут сделать рекламу еще эффективнее

Это вы удачно зашли — тут про обновления в Telega.in рассказывают.

Обновления Telega.in, и как они вам помогут сделать рекламу еще эффективнее

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес

Чаще всего собственники и руководители замечают, когда в бизнесе что-то идет не так. Но так как они погружены в решение оперативных задач, то не сразу могут увидеть, что многие вопросы можно решить с помощью автоматизации. В итоге менеджмент борется с симптомами, а проблема остается. Разбираемся, какие признаки говорят о том, что вам пора автоматизировать бизнес.

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес

В судах на 60% выросло число дел о применении искусственного интеллекта

Большинство споров связаны с использованием технологии искусственного интеллекта для взыскания долгов, с проблемами по грантам и договорам на разработку IT-продуктов на базе ИИ.

Статья 187 — укус гадюки. Опасно, может быть смертельно

Такой заголовок относительно вроде бы неналоговой статьи 187 Уголовного кодекса был на нашем старом канале. И, в целом, я собираюсь повторить то, что уже писал ранее. Потому, что за полтора года актуальности информация не потеряла, а даже добавились новые поводы.

Как сделать возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога в 2024: новая форма заявления 

Суммы налогов, которые излишне уплачены в составе ЕНП, по сути переплата в бюджет, они образуют на ЕНС положительного сальдо. Такую переплату можно вернуть на расчетный счет или зачесть в счет будущей задолженности, которая будет сформирована. 

Как сделать возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога в 2024: новая форма заявления 

Интересные материалы

Директора подразделения «Росатома» арестовали за взятку

Топ-менеджера структурного подразделения ГК «Росатом» заключили под стражу до 26 мая 2024 года. Его подозревают в получении взятки в особо крупном размере.