Пять шагов к эффективному управленческому учету

В июне 2021 года в «КУБ24 ФинДиректор» обратился предприниматель из Челябинска. Его компания работала шесть лет, имела хорошую репутацию и широкую клиентскую базу. Но в последний год прибыль снижалась от квартала к кварталу, и это не было последствием ковидного периода.
1,1 тыс. 277
Пять шагов к эффективному управленческому учету

Весь контроль финансов сводился к бухгалтерскому учету и запутанным Excel-таблицам. Мы автоматизировали управленческий учет – спустя год прибыль выросла на 38%. Проблема крылась в неэффективном использовании рекламного бюджета, поддержке «убыточных» клиентов и воровстве в закупках.

На все вопросы ответили новые отчеты. Были найдены точки роста и смежные пути развития. Но управленческий учет – это не волшебная палочка. Ведение отчетов и анализ требуют времени, сил и компетенций. А ведь его еще нужно внедрить. Именно об этом сегодня и поговорим.

Зачем нужен управленческий учет?

По отчетам управленческого учета руководители оценивают эффективность предприятия, прогнозируют будущие периоды, планируют деятельность и находят точки роста.

Автоматизация и составление планов по текущим данным — это драйвер роста для вашего бизнеса. Как только перейдете с цифрами на «ты», прибыль начнет расти семимильными шагами.

Часто без системы отчетов складывается ощущение мнимого успеха. Например, в достатке денег, прибыльности и развитии. Но фактически дефицит средств покрывает поток новых клиентов, а бизнес терпит убытки.

Бухгалтерский учет оставляет без ответов многие вопросы. Пробелы заполняют управленческие отчеты. Внедрение системы требует времени и сил. И чтобы оптимизировать ваши затраты, мы предлагаем пошаговый алгоритм создания управленческого учета на предприятии.

Пять шагов к эффективному учету

1. Диагностика текущего учета

Начните с анализа текущей ситуации:

  • какие отчеты уже формируете;
  • кто несет ответственность;
  • какие данные используете.

По результатам диагностики составьте план, чтобы привести в порядок текущую систему. Она станет основой полноценного управленческого учета. 

Отчетами должны заниматься 1-2 человека – например, руководитель и финансист (экономист). В фирмах побольше задачу делегируют финансовому директору. 

Когда управленческий учет ведут три, пять и более лиц, конфиденциальная информация становится доступной всем. Это может навредить бизнесу – например, данные попадут к конкурентам или ваш сотрудник захочет вас пошантажировать.

Когда подготовите систему, разработайте бизнес-процесс. Зафиксируйте правила и порядок ведения отчетов. Это исключит разночтения и ошибки в отражении данных. Например, когда сотрудники по-разному учитывают накладные и прямые расходы.

2. Определение необходимых отчетов

Сначала постройте фундамент системы:

  1. Отчет о движении денежных средств – отражает денежные потоки организации. Упрощает планирование использования денег, предотвращает кассовые разрывы.
  2. Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) – демонстрирует финансовый результат.
  3. Управленческий баланс (УБ) – показывает соотношение активов и пассивов на конец выбранного периода.

Когда будет готов фундамент, займитесь расширением. Универсальных решений нет, все зависит от особенностей бизнеса. Главное, чтобы вспомогательные отчеты упрощали принятие управленческих решений.

Например, мы продаем аксессуары для автомобилей нескольким небольшим магазинам, которые платят нам 100% по предоплате. В этом случае отчет о дебиторской задолженности значения для нас не имеет. 

Мы сосредоточимся на контроле запасов сырья, готовой продукции и закупках, чтобы своевременно выполнять заказы клиентов. Ведь их у нас не много, и потеря каждого существенно отразится на финансовых результатах. 

Но если у вас много контрагентов, работаете в рассрочку, тогда отчеты по кредиторской и дебиторской задолженности играют важную роль. Поэтому обязательно прочитайте нашу статью про автоматизацию анализа долгов покупателей. 

3. Определение ключевых метрик

Сводите управленческие отчеты к показателям, которые обобщают данные и позволяют делать оперативные выводы о «здоровье» бизнеса.

Базовый набор:

  1. Чистая прибыль. Разница между доходами и расходами с учетом налогов. Ключевая метрика. Ваши действия должны быть направлены на его улучшение.
  2. Рентабельность. Отражает эффективность использования ресурсов. Соотношение прибыли и выручки.
  3. Стоимость привлечения клиента. Показывает затраты на одного покупателя – соотношение рекламных расходов и количества сделок. Отражает эффективность маркетинга. 
  4. Конверсия. Соотношение сделок и количества обращений в компанию. Полезен в А/Б-тестах, например, при доработке сайта или промоматериалов. 
  5. Средний чек. Соотношение выручки и количества продаж. Помогает прогнозировать и планировать будущие периоды. Упрощает моделирование различных ситуаций и разработку антикризисных планов.

Остальные метрики зависят от особенностей предприятия и сферы деятельности. Например, онлайн-сервисы следят за жизненной ценностью клиентов (LTV) и процентом незавершенных оплат. А производственные предприятия оценивают рентабельность активов.

Показатели помогают своевременно выявлять проблемы, а отчеты — находить причины проблем и планировать дальнейшие действия.

Малому и среднему бизнесу достаточно 5-7 ключевых метрик. Когда их становится 10-15, на менеджеров (или на вас лично) сваливается высокая нагрузка. Получается обратный эффект — снижается качество решений. Отсюда вытекает нерациональное использование ресурсов и невыполнение ключевых обязанностей.

4. Определение подхода в планировании

На основе отчетов и метрик планируйте бюджеты и платежный календарь, чтобы избежать перерасхода и кассовых разрывов. 

Раньше предприниматели составляли годовые планы, затем спускались к полугодиям, кварталам, месяцам и даже неделям. Сегодня долгосрочное планирование лишено смысла. В условиях высокой неопределенности 1-2 месяца – оптимальный горизонт планирования.

Бюджеты нужны для постановки задач командам. Для формирования пользуются двумя способами:

  • «Сверху». Руководитель составляет генплан и направляет руководителям подразделений, чтобы команды спланировали свою деятельность. 
  • «Снизу». Команды составляют бюджеты и направляют руководителю. На их основе он формирует генплан.

У обоих подходов есть плюсы и минусы. Первый оптимизирует временные затраты. Второй точнее, ведь люди на местах объективнее оценивают потребности для выполнения глобальных задач. Попробуйте оба на практике и остановитесь на том, который даст лучшие результаты.

5. Автоматизация учета 

Многие руководители ведут управленческие отчеты в Excel. Автоматизацией называют расчет показателей по формулам и суммирование доходов и расходов по статьям. Это действительно проще бумажных записей, но далеко от идеала.

Представьте, сколько времени нужно потратить, чтобы вести учет в разрезе отдельных проектов и клиентов:

  • отражать выручку и связывать расходы;
  • учитывать затраты на персонал;
  • рассчитывать прибыль или рентабельность;
  • сводить данные в единый отчет, чтобы найти «похитителей» прибыли.

И это еще не говоря о том, что таблицы получаются огромными. Обучение новых сотрудников работе с ними становится неподъемной задачей.

Ручной работы остается очень много. А если компания работает с десятками проектов и клиентов? Тогда учет становится неточным и поэтому просто нецелесообразным.

«КУБ24 ФинДиректор» автоматизирует управленческий учет по-настоящему. Руководителю остается принимать объективные решения на основе анализа, который делает КУБ24.

В сегодняшнем мире цифровизации, принимать решения только на основе своей бизнес интуиции, без учета текущих данных по компании и их анализа, ведет вас к проигрышу в борьбе с конкурентами. Важно быть среди первых на вашем рынке, кто начнет принимать решения, основываясь на цифры, факты и анализ.  

КУБ24 ФинДиректор

Сервис по контролю и планированию денег бизнеса

Как автоматизировать управленческий учет без крупных затрат?

Оставьте заявку на бесплатную демонстрацию сервиса:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

О госзакупках простым языком

Сегодня, как и было обещано, хочу поделиться с вами обновлениями в системе государственных закупок.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

МВД хочет приостанавливать денежные переводы в рамках уголовного преследования

Силовые структуры смогут приостанавливать такие переводы на 10 дней

Банки обяжут за 24 часа предоставлять в МВД данные о переводе цифровых денег

Ведомство разработало проект соответствующего федерального закона

Лучшие спикеры, новый каждый день

Киргизский Finca Bank приостановит зачисление переводов из «Сбера» и «Тинькофф»

Ограничения начнут действовать в мае

73

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

В Telegram можно заработать на продаже стикеров

Создатели стикеров и эмодзи в Telegram смогут получить в криптовалюте 95% выручки от продажи своего творчества.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Самозанятые

👵 Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы. Но не обязаны, уточняет наш эксперт

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Экономика России

Официально: сколько в России ресторанов, кафе и баров

Росстат привел статистику за 2023 год по местам общепита.

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Банкротство

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бухгалтеры

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Больничные

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
202
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

127

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Охрана труда

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik
Бухгалтеры

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Интересные материалы

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

70