Учет в торговле

Как понять, выгодно ли вы продаете — учимся считать себестоимость

Если вам кажется, что заниматься калькуляцией себестоимость надо только на производстве или в общепите, то сильно ошибаетесь. Расчет затрат на продажу, причем как предварительный, так и регулярный, позволяет не только определить — по какой цене продавать товар, чтобы покрыть все издержки как минимум, но и выявить “слабые звенья”. Это расходы, которые “утяжеляют” цену вашего товара и не позволяют конкурировать с другими продавцами. Но давайте по порядку.
Как понять, выгодно ли вы продаете — учимся считать себестоимость

Если вам кажется, что заниматься калькуляцией себестоимость надо только на производстве или в общепите, то сильно ошибаетесь. Расчет затрат на продажу, причем как предварительный, так и регулярный, позволяет не только определить — по какой цене продавать товар, чтобы покрыть все издержки как минимум, но и выявить «слабые звенья». Это расходы, которые «утяжеляют» цену вашего товара и не позволяют конкурировать с другими продавцами. Но давайте по порядку.

Какой бывает себестоимость

Себестоимость бывает плановой, нормативной и фактической.

Объясним на примере в чем разница. Вот вы решили продавать молочные продукты, которые производит местный молокозавод. По плану вы включили в себестоимость:

  • покупную стоимость молочной продукции;

  • расходы на доставку;

  • хранение на складе (аренда);

  • управленческие расходы (зарплата директора, бухгалтера, аренда офиса и другие аналогичные);

  • оплату труда работников — менеджеров по продаже, продавцов-кассиров и т.д.;

  • расходы на покупку или аренду помещения под магазин;

  • затраты на приобретение оборудования — прилавки, витрины, онлайн-кассы и т.д.

Все собрали, посчитали и обрадовались — в итоге продажная цена продукции молокозавода получилась привлекательной. Можно сделать хорошую наценку и все равно будет выгодно для покупателей, а значит будет спрос. Оптимистический финансовый прогноз вышел.

Затем уже были собраны все необходимые данные и составлена нормативная стоимость каждого вида товара — молока, мороженого, сметаны, кефира и т.д., исходя из базовых затрат. К примеру, стоимости бензина для перевозки, уровня зарплаты работников, ставок налогов и взносов, закупочной цены и т.д. Для этого вы возьмете цены и тарифы, действующие на дату расчета. Если есть какие-то нормативы, учтете и их. К примеру, сколько уйдет электричества в месяц на обслуживание склада с холодильным оборудованием, по какому тарифу его надо оплачивать.

Когда вы начали работать, то оказалось, что издержки выше рассчитанных по плану и нормативу. Но почему? Во-первых, оказалось вы забыли включить в затраты услуги по техническому обслуживанию оборудования, плату ОФД за передачу чеков в ФНС, потом поднялась цена на бензин, а собственный транспорт, купленный через аукцион, оказался не в лучшем состоянии и постоянно требовал ремонта.

Т.е. фактическая себестоимость продукции оказалась выше как плановой, так и нормативной.

Мало того, с 1 июля 2021 года начинается обязательная маркировка молочной продукции, в частности первым будет маркироваться мороженое. И нужно обновить прошивку касс, настроить складскую программу, обучить особенностям работы сотрудников. Да еще перейти на электронный документооборот, от которого так долго пытались отказываться, ведь он при маркировке обязателен.

Эти затраты вообще изначально не были предусмотрены плановым расчетом.

Вот почему важно отслеживать себестоимость регулярно.

Сервис МойСклад позволяет не только вести складской учет, но и проводить расчет себестоимости, прогнозировать затраты и необходимость пополнения товарных запасов, а также просматривать другую аналитику (в т.ч. по продажам). МойСклад интегрируется с онлайн-кассами, маркетплейсами, Честным знаком, другим оборудованием, площадками и сервисами. А еще у нас появился свой учебный центр, где сотрудники могут пройти обучение по работе с маркированными товарами.

Попробовать МойСклад бесплатно

Формулы себестоимости. В чем секрет правильного расчета

Как вы уже догадались, в торговле формулу себестоимости можно представить вот в таком упрощенном виде:

Себестоимость = сумма затрат на закупку товара + расходы на реализацию.

А если расширить ее, то получится:

Себестоимость = Затраты на покупку товара (это стоимость, по которой нам поставляет его продавец по накладным) + Затраты на энергоносители (электричество, отопление и т.п.) + Амортизация + Заработная плата персонала + Заработная плата управленцев + Отчисления от зарплаты (взносы) + Расходы на хранение и продажу + Сервисное (гарантийное) обслуживание + Транспортные расходы + Прочие затраты.

Несколько важных моментов:

  • Транспортные расходы это те, которые мы несем сами или компенсируем поставщику. К примеру, если поставщик берет доставку на себя и включает ее в стоимость товаров, то у нас этой статьи расходов может вообще не быть;

  • Затраты на коммуналку могут включаться в стоимость аренды, т.е. будут частью других расходов;

  • Если у вас недорогое оборудование, стоимостью до 40 000 (в целях бухучета), до 100 000 (в целях налогового учета), то оно будет списано в расходы одномоментно, а не частями (т.е. без списания амортизации). На начальном этапе продаж это фактически сильно поднимает себестоимость товаров и может исказить реальную себестоимость;

  • Отчисления от заработной платы могут меняться даже в течение года. Допустим сейчас компания относится к числу малых предприятий и платит пониженные взносы, а в июне превысит порог выручки, потеряет статус и будет платить взносы по более высоким ставкам;

  • Некоторые расходы могут оказаться неоправданно высокими. Например, за дополнительную небольшую плату, вы даете гарантию на свой товар (бытовую технику) — 3 года, у производителя гарантия только 1 год. За счет продолжительной гарантии вы стараетесь привлечь покупателей и дополнительно заработать. Но из-за недобросовестного производителя ваш товар постоянно ломается, причем уже после истечение годового срока, когда можно было предъявить перетензии поставщику. приходится производить ремонт или замену за свой счет;

  • Для ведения деятельности может понадобиться кредит. Платежи по возврату основной части долга не повлияют на себестоимость, а вот проценты — да.

Отсюда можно сделать еще один вывод — в себестоимость включаются два разных вида издержек: постоянные и переменные.

Постоянные издержки = Основная часть зарплаты (обычно оклад) арендные платежи Амортизация Налоги на имущество Расходы на рекламу.

Переменные издержки = Переменная часть зарплаты (премии, бонусы, доплата за свехурочную, ночную работу и т.п.) Стоимость товаров (поставщик тоже будет менять цену согласно своей себестоимости) Стоимость ресурсов (ЖКХ, материалы для работы — даже та же канцелярия) Затраты на транспорт Другие переменные расходы.

Есть еще одна небольшая хитрость — если вы продаете однородный товар, один его вид, то делить затраты не обязательно, ведь все они войдут в его стоимость. К примеру, вы продаете только сувенирные кружки или футболки оверсайз — на них может меняться рисунок или надписи, а сама по себе вещь остается неизменной.

Но если в вашем ассортименте много разных товаров, они поступают от разных поставщиков, то по каждой группе или даже отдельному товару придется делать свой расчет. Так он будет более точным.

Себестоимость для самозанятых ИП

Сейчас многие предприниматели, которые работаю в одиночку, переходят в самозанятые, оставляя при этом статус ИП. Это действительно может быть выгоднее, чем работа ИП на УСН и уж тем более на общей системе налогообложения.

Приче если торговать покупными товарами самозантый не может, то товары собственного изготовления ему продавать разрешается. Например:

  • мебель, сделанную вручную:

  • сшитую на заказ одежду;

  • выпечку — пироги, торты, пиццу, пирожки и т.п.;

  • картины собственной кисти.

Перечислять можно долго. Объединяет всех подобных самозанятых одно — предприниматели все время заняты процессом и им некогда отвлекаться на расчеты. Да и казалось бы — зачем? Отчеты сдавать не нужно, вести книгу доходов и расходов тоже.

Но тут и кроется большая ошибка — предприниматель плохо представляет себе какую реальную прибыль получает и получает ли вообще, ведь он даже не знает какова себестоимость товара, который он продает.

Наверное в этом смысле ближе к идеалу кондитеры и швеи. Они знают сколько и каких компонентов для теста и крема или сколько ткани нужно для их изделий. Но при этом знания свои они держат в голове или записывают в тетрадку. И когда клиентов становится больше, кажется, что ИП уже не справляется и стоить подумать о расширении, возникает вопрос — сколько мне это будет стоить? Ведь чтобы нанять помощника, да еще официально платить ему зарплату и перечислять в бюджет взносы, ИП придется перестать быть самозанятым. Вырастут налоги, потребуется касса и т.д.

Решили расшириться? Получите запись вебинара «Как быстро начать продавать на маркетплейсе» и начинайте работать с самыми популярными площадками.

Останется ли бизнес при этом прибыльным? Придется ли поднимать стоимость товара, будут ли его покупать по такой цене?

Избежать таких вопросов поможет МойСклад. Он предназначен для работы с бизнесом любого масштаба. Даже самозанятый ИП может подключиться и начать работу с сервисом бесплатно. МойСклад поможет разобраться с затратами, проанализировать расходы и понять как формируется цена каждого товара. Не придется считать и держать все в голове. А при расширении дела будет проще работать с клиентской базой при помощи CRM и следить за продажами.

Мы уже писали о том, как настроить работу самозанятого так, чтобы не тратить на нее 24 часа ежедневно. Хотите знать больше полезного — подписывайтесь на наш блог, следите за событиями и ближайшими мероприятиями:

Начать работать с МоимСкладом бесплатно прямо сейчас

Источник: https://www.moysklad.ru/poleznoe/shkola-torgovli/metody-rascheta-sebestoimosti/

Начать дискуссию

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на июнь 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🌴До понедельника снизили цены на курсы по маркетплейсам, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля!

Чтобы выходные не прошли зря, мы снизили цены на курсы по учету на маркетплейсах, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля. Успейте купить за 3 690 рублей, утром в понедельник они подорожают!

🌴До понедельника снизили цены на курсы по маркетплейсам, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля!
2

💃 Депутаты хотят сократить женщинам работу по пятницам. Женщин перестанут брать на работу, предполагает эксперт

Сотрудницы бюджетной сферы смогут уходить домой в пятницу на 2 часа раньше. Это позволит им больше отдыхать и проводить время с семьей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Цифровые «палочки-выручалочки» сотрудников кадровых служб

Как за 2 недели упростить работу кадровика и забыть про ошибки и штрафы.

Цифровые «палочки-выручалочки» сотрудников кадровых служб

Арбитражные управляющие будут работать по новым правилам

В зависимости от опыта и эффективности работы арбитражные управляющие будут получать доступ к процедуре банкротства крупных должников.

ЕСХН

Обзорный гайд по ЕСХН в 2024 году

Единый сельскохозяйственный налог — один из специальных налоговых режимов. Подготовили подробный гайд о том, кто может его применять, как перейти на спецрежим, как исчислять и платить налог, от каких налогов освобождается плательщик ЕСХН и о других важных аспектах этой системы.

Обзорный гайд по ЕСХН в 2024 году
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Правительство РФ поддержало законопроект об оценочной деятельности... с опозданием на пару лет

На заседании 23 мая Правительство рассмотрело подготовленный Минэкономразвития очередной проект внесения изменений в федеральный закон «Об оценочной деятельности». Это будет юбилейное — 50-е изменение в Закон об оценочной деятельности с даты его принятия.

Нужно ли восстанавливать НДС при импорте бракованной продукции

При импорте товаров НДС облагается сама операция по ввозу (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ) и к вычету принимается именно тот налог, который был уплачен по данной операции (п. 2 ст. 171 НК РФ).

🔨 Ставку налога для самозанятых сохранят. Но режим НПД нужно дорабатывать, считает самозанятый бухгалтер

Глава Минфина заверил, что налоговые льготы и преференции для самозанятых сохранят.

Система управления удаленными сотрудниками: как эффективно управлять, обеспечивать вовлеченность и продуктивность

Управление удаленными сотрудниками становится все более актуальной задачей для многих компаний. Эффективное руководство удаленными командами способствует улучшению показателей и росту бизнеса. Рассмотрим ключевые аспекты управления удаленными сотрудниками, способы мотивации и важность выстраивания корпоративной культуры.

«Где маркировка? — Какая маркировка?» Как мы за неделю спасли клиента от штрафов и конфискации товара

Находишь поставщиков в другой стране, закупаешь продукцию на несколько миллионов, а потом бац! Таможенники грозят отобрать всю партию, потому что на ней нет кодов маркировки. Показываем на примере, как решить проблему и пересечь границу.

«Где маркировка? — Какая маркировка?» Как мы за неделю спасли клиента от штрафов и конфискации товара

ФНС предложили автоматически возвращать пошлину, если услуга не была оказана

Государственные органы не возвращают госпошлину, если госуслуга не была получена. Это попросили изменить и внедрить автоматический возврат денег в течение 30 дней.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

👶 Женщинам за рождение детей до 25 лет хотят платить 200 000 рублей. А как мы своих на 50 руб. пособия вырастили и когда работать!? — возмущаются у нас в ВК

Депутаты фракции ЛДПР внесли в Госдуму законопроект о единовременной выплате пособия в 200 000 рублей женщинам, которые родили до 25 лет.

Подпись по СМС! Разве это законно?

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобное средство, позволяющее подтверждать подлинность документов и автоматизировать процессы аутентификации. С помощью уникального кода из СМС или других средств можно уверенно ставить электронные подписи, соблюдая все требования закона. Это делает ПЭП важным инструментом в современном цифровом мире.

Подпись по СМС! Разве это законно?

В Euroclear заявили, что депозитарий не участвует в выкупе акций

Депозитарий предупредил инвесторов, что они участвуют в процессе выкупа заблокированных активов на свой страх и риск.

76% предприятий провели импортозамещение

Малый и средний бизнес нашел варианты импортозамещения товаров из недружественных стран. Компании применяют как российские аналоги, так и продукцию азиатских производителей.

О документах по воинскому учету в электронном виде. Мнение коллегии налоговых консультантов

Вправе ли Организация вести следующие документы по воинскому учету в электронной форме — карточки граждан, подлежащих воинскому учету, уведомления и направления для явки в военкомат?

🔥 Станьте звездой на «Клерке»! Теперь авторы могут увеличить охват своего блога

Если хотите продвинуть свой материал в Трибуне* и стать более известным автором, теперь это легко сделать.

У бизнеса будет больше оснований для пересмотра решений ФАС

Госдума расширит список существенных обстоятельств, которые позволяют пересмотреть содержание или порядок исполнения предписания Антимонопольной службы.

Интересные материалы

Воду в офис можно без проблем учесть в расходах

На общей системе налогообложения (ОСНО) можно применить в расход покупку воды в офис.