Кто отвечает за безопасность арендованного объекта: арендатор или арендодатель

В договорах аренды часто нет положений об ответственности за безопасность при эксплуатации арендованного объекта. А когда случается инцидент или приходит инспектор с проверкой, непонятно, кто отвечает за нарушения и их последствия, платит штраф и возмещает убытки. Рассказываем, как правильно разграничить ответственность между арендатором и арендодателем.
Кто отвечает за безопасность арендованного объекта: арендатор или арендодатель
Иллюстрация: Академия «Регламент»

Должен ли арендатор назначать ответственного за электрохозяйство

Когда предприниматель арендует офисные или торговые помещения, он пользуется не только им, но и электропроводкой. Помимо этого, у него может быть свое электрооборудование: компьютеры, принтеры, холодильники, микроволновки.

Некоторые арендаторы помещений в торговых и офисных центрах сталкиваются с ситуацией, когда инспектор Ростехнадзора или арендодатель начинают требовать от них назначить ответственного за электрохозяйство и его заместителя. Это должен быть специалист из числа административно-технического персонала, которые отвечают за организацию работ по безопасной эксплуатации электрооборудования.

По Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденных приказом минэнерго от 12.08.2022 № 811, ответственный и его заместитель из числа штатных работников должны иметь не ниже IV группы по электробезопасности.

Владельцы бизнесов, не связанных с производством, считают, что эти требования их не касаются по таким причинам:

  • в штате небольших магазинов или офисов нет обученного электротехнического персонала, тем более с IV группой;

  • договор энергоснабжения заключал арендодатель, и он же взаимодействует с энергосбытовой организацией или сетевой компанией, несет по нему ответственность за безопасную эксплуатацию;

  • компания не ведет производственную деятельность, и у нее нет сложных электроустановок и электроприемников — из всего «электрического» только освещение и компьютерная техника.

Решающее значение имеет договор. Арендатор должен назначать ответственного за электрохозяйство, если по договору аренды он является временным владельцем электроустановки, то есть между ним и арендодателем подписан передаточный акт или акт о разграничении ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок. 

В акте должны быть перечислены арендуемые электроустановки в помещениях. Например, пункты распределения электроэнергии на этаже, щиты освещения, электропроводка осветительной сети.

Пример формулировок в акте разграничения.

Стороны договорились о разграничении эксплуатационной ответственности за пользование электроустановками (название компании-арендодателя) между Арендатором и Арендодателем следующим образом:

  1. Арендатор несет ответственность за соблюдение правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, расположенных в арендуемых помещениях, переданных Арендатору по Акту сдачи-приемки, указанных в Поэтажном плане, являющемся неотъемлемой частью Договора № ____________ от «___» ____________ 20__ г. (Приложение № 1) и расположенных по адресу: ____________________, общей площадью ____________  (___________________________)  кв.м.

  2. Стороны согласовали перечень электроустановок, находящихся в указанных в п. 1. Акта помещениях, который включает: (список электроустановок).

Если таких документов нет, а в договоре аренды указано только помещение, то ответственного за электрохозяйство назначает арендодатель. Но тогда он же будет выполнять работы по эксплуатации электроустановок и электроприемников — компьютеров, осветительных установок. При любой неисправности с проводкой или с электротехникой арендатор должен предупредить арендодателя и ждать, пока тот все отремонтирует.

Это может приводить к длительным простоям. Чтобы иметь возможность самостоятельно нанять специализированные организации для обслуживание электроустановок, придется подписывать акты о разграничении ответственности и взять на себя ответственность за электропроводку и освещение. В таком случае обязанности ответственного за электрохозяйство будет выполнять сам ИП или генеральный директор, в соответствии с абз. 5 и 6 п. 8 ПТЭЭП.

В Правилах нет требования о IV группе по электробезопасности для ИП и директора, выполняющих функции ответственного за электрохозяйство. Они могут пройти общее обучение по правилам эксплуатации электроустановок. Если ИП или директор лично не проводят каких-то работ по обслуживанию электроустановок, то группа допуска им не нужна.

Издайте приказ о том, что функции ответственного за электрохозяйство ИП или директор оставил за собой, со ссылкой на п. 8 ПТЭЭП. В приложении к приказу перечислите находящиеся в эксплуатации электроприемники и электроустановки. Так вы снимите вопросы инспекторов Ростехнадзора или арендодателя.

Подарок для наших читателей — запись вебинара по нюансам применения ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Полтора часа подробного разбора новаций стандарта на конкретных примерах! Спикер — участник разработки новых ФСБУ и генеральный директор Академии «Регламент» Алексей Иванов

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

нюансы применения от Алексея Иванова

Получите бесплатное видео с экспертным обзором!

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Кто отвечает за пожарную безопасность

За нарушение требований пожарной безопасности отвечают оба — арендодатель и арендатор. Это следует из ст. 38 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», по которой привлечь к ответственности могут как собственника имущества, так и того, кто фактически этим имуществом владеет и пользуется.

Вот что говорит по этому вопросу Верховный Суд РФ в Обзоре практики за II квартал 2006 года от 27.09.2006:

«…Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.

Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.

При этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ».

Руководитель организации обеспечивает выполнение мероприятий по пожарной защите, предусмотренных Правилами противопожарного режима (ППР), утвержденными постановлением правительства от 16.09.2020 № 1479. При этом в ППР нет разделения на арендаторов и арендодателей.

Ответственность за выполнение противопожарных мероприятий разграничивают в договоре аренды. Здесь можно руководствоваться ст. 616 ГК РФ, по которой арендодатель отвечает за капитальный ремонт объекта, а арендатор — за текущий ремонт и содержание в исправном состоянии.

Какие обязанности будет нести арендатор:

  1. Приобретать и содержать за свой счет первичные средства пожаротушения в арендуемых помещениях: локальную сигнализацию, огнетушители, пожарные щиты, планы эвакуации, светильники аварийного освещения, указатели выхода. Эти затраты относятся к текущему содержанию.

  2. Проводить противопожарные инструктажи и обучение мерам пожарной безопасности своих сотрудников. Это требование распространяется не только на компании, но и на ИП-работодателей — письмо МЧС России № ИГ-19-1166 от 21.06.2023.

  3. Нести ответственность за любые нарушения пожарной безопасности, которые возникли по его вине. Например, из-за незаконной перепланировки или применения при текущем ремонте пожароопасных материалов.

Если в договоре аренды ответственность не разграничена, то отвечать будет тот, кто нарушил. 

Пример. 

ИП — арендатора помещений под сервисный центр оштрафовали за непроведение противопожарных инструктажей, снятые плафоны светильников, бутылку с бензином в кабинете, отсутствие системы вытяжной противодымной вентиляции — решение Свердловского областного суда № 72-857/2019 от 30.07.2019 по делу № 72-857/2019.

Кто отвечает за антитеррористические меры

Ответственность несет арендатор. Это следует из ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», где сказано, что юрлица и ИП выполняют мероприятия по антитеррористической защищенности объектов, которые они используют в своей деятельности и которые принадлежат им на праве собственности или ином законном основании.

Что конкретно нужно делать — зависит от назначения и характеристик арендуемого здания или помещения. Отраслевые требования смотрите в соответствующих постановлениях правительства, разработанных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».

Например, владельца торгового объекта могут обязать присвоить объекту категорию угрозы теракта и оформить паспорт безопасности. Это актуально для магазинов, размещенных на территориях с высоким уровнем террористической опасности, или при теракте в которых могут пострадать от 50 человек.

Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)».

Если арендатор получил от прокуратуры или МВД предписание с указанием принять меры по антитеррору, то его надо выполнить. Иначе предпринимателя могут наказать дважды:

ИП отвечают за антитеррор как должностные лица, со штрафом до 50 000 рублей; за неисполнение предписания — как юрлица, со штрафом до 30 000 рублей.

ФСБУ 25/2018: как применять самый сложный стандарт

Онлайн-курс Академии «Регламент»: лекции Алексея Иванова, домашки, живые разборы, сертификат

Реклама: ООО «АКАДЕМИЯ «РЕГЛАМЕНТ», ИНН 7801725668, erid: LjN8KB5hk

Начать дискуссию

Фейковых приложений банков стало на 25% больше: причина и как обезопаситься

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

Расширят ответственность за участие в деятельности нежелательных организаций

За участие в деятельности любых нежелательных организаций Госдума хочет ввести административную и уголовную ответственность.

Тех, кто игнорирует федеральные законы, хотят отстранять от должности

Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил отстранять от должности представителей региональных властей, которые не исполняют федеральные законы.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Ура! Выходные! Главное в майские не забудьте про уплату налогов. Праздничный выпуск 🎈«Ночной бухгалтер» № 1674

За дачными и диванными выходными легко пропустить очередной срок уплаты. Кто уже заплатил все налоги — тот молодец, остальным — наши напоминалки и подсказки в помощь (мы новые разъяснения сделали по фиксвзносам за 2023 год, которые заплачены только сейчас). Ну и без предвыходных позитивов не обошлось.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Банкам будет проще получить разрешение на вывоз валюты

Кредитным организациям больше не нужно представлять в ЦБ заключения об установленных критериях повреждений вместе с заявлениями о вывозе ветхих или поврежденных купюр.

Как в 2024 году будут идти проверки ККТ

В 2024 году в рамках проверок ККТ налоговики будут проводить профилактические и внеплановые контрольные мероприятия.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предложено разрешить больше работать сверхурочно, чем сейчас разрешает ТК

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

⚡️ Итоги дня: в Питере открылся сезон фонтанов, в Америке поймали аллигатора голыми руками, а врач объяснил, кому нельзя есть шашлык

Подготовили обзор главных событий дня — 27 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

НДФЛ

2 мая заканчивается налоговая декларационная кампания

До этого момента физлицам, ИП, нотариусам, адвокатам и частнопрактикующим специалистам нужно подать в ФНС декларации о доходах по форме 3-НДФЛ за 2023 год.

Обзор сервиса «Клерк.Консультации»: как задать вопрос и на какие темы отвечают эксперты

Есть вопросы? Задайте их экспертам «Клерка»! Вы можете задать 1, 10 или 30 вопросов про налоги, учет, 1С, кадры, работу на маркетплейсах или праву, и уже через несколько часов получите развернутый ответ от наших специалистов. Мы поможем вам быстро решить проблему любой сложности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
ВЭД

Половина платежей из России в Китай проходит через посредников

Банки КНР опасаются работать с российскими предпринимателями из-за рисков попасть под вторичные санкции США. В итоге бизнес отправляет платежи через посредников, которые просят несколько тысяч долларов.

👍 Увеличат размер декретных для уволенных женщин. Нынешнее пособие не отвечает его целям, говорит эксперт

Минтруд начал разработку проекта с поправками в закон о детских пособиях. Увеличат пособие по беременности и родам для женщин, уволенных при ликвидации компании или закрытии ИП.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как ФНС находит компании с искусственным дроблением бизнеса

Узнайте больше о том, на каком основании налоговые инспекторы могут сделать вывод о дроблении бизнеса. Это поможет предпринимателям защитить себя и свое дело.

Кабмин на год продлил требования о продаже валютной выручки

Экспортерам увеличили срок зачисления валютной выручки на счета в российских банках до 120 дней.

Советы, законы и личный опыт: подборка телеграм-каналов для бизнеса

Для многих людей телеграм сейчас — не просто мессенджер, а еще и доступный источник информации. Здесь можно прочитать актуальные новости, получить советы от экспертов, узнать секреты успешных людей. Сделала подборку самых полезных и интересных бизнес-каналов для МСП.

Советы, законы и личный опыт: подборка телеграм-каналов для бизнеса

🔥 Акция 6+6! Год подписки «Клерк.Премиум» по цене полугода!

Пользуйтесь всеми сервисами «Клерка» год, а заплатите, как за полгода. Купите подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев, получите доступ к закрытым материалам — разборам законов, онлайн-курсам, справочно-правовой системе, вебинарам со скидкой 40%, а также 2 экспертные консультации в подарок!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

68% сотрудников планируют рабочие задачи в блокнотах

Большинство россиян ведет заметки в бумажном виде, тогда как электронными планировщиками пользуются 36% сотрудников.

Как подготовить бизнес к продаже. 6 шагов

Чтобы продать готовый бизнес, недостаточно опубликовать объявление: нужно подготовить отчеты, описать процессы, разобраться с товарными остатками.

1
Бесплатно с Ликвидация бизнеса

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

С 1 июля 2023 года действует норма об упрощенной ликвидации ООО по заявлению собственника. Разберем по шагам, как подать электронное заявление через сервис ФНС и что для этого нужно.

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

Интересные материалы

Вправе ли компания принять кандидата на бесплатную стажировку

Работу со студентами организуют многие большие компании. Для будущих молодых специалистов они предлагают практику — в период каникул или перед сессией. Но в обиходе есть еще один термин «стажировка». Зачастую работодатели предлагаю ее на небольшое время кандидатам — чтобы оценить деловые качества, соответствие поставленным задачам. Но вправе ли компания взять соискателя на временную бесплатную стажировку?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру