Онбординг для новых сотрудников: зачем нужен и каким должен быть

Чтобы адаптация сотрудника в коллективе прошла безболезненно, нужно стать для него другом и наставником. Такую роль может взять на себя эйчар, но руководитель тоже не должен оставаться в стороне. Рассказываем, какие задачи решает онбординг и почему это так важно для компании.
Онбординг для новых сотрудников: зачем нужен и каким должен быть
Иллюстрация: RosCo

Какую пользу приносит онбординг

Онбординг (от английского onboarding) — знакомство сотрудника с компанией и коллективом, адаптация на новом рабочем месте. Цель онбординга — не просто привлечь на работу штатную единицу, а помочь влиться в коллектив.

Основные задачи:

  • Помощь на этапе старта.

  • Ознакомление с продуктами и услугами.

  • Изучение структуры компании.

  • Налаживание связей с членами команды.

  • Обучение, вовлечение в бизнес-процессы.

  • Адаптация и удержание кадра.

Сотрудник знакомится с регламентами, спецификой работы, корпоративной культурой. Задача руководителей и HR — помочь человеку достичь 100% эффективности труда, чтобы приносить выгоду компании.

Как происходит онбординг

Рассмотрим семь шагов, которые стоит выполнить, чтобы адаптация работника прошла гладко.

Этап № 1. До выхода на работу (впечатление)

Первое впечатление — самое важное. Задача эйчара не только оценить профпригодность соискателя, но и «продать» ему вакансию. Акцентируйте внимание на перспективах кандидата, а не на том, насколько крута ваша компания.

Этап № 2. Первый рабочий день (привлечение)

Проведите экскурсию по офису, познакомьте новичка с руководителем и командой. Покажите сотруднику, где и с кем он будет работать, какие ему доступны услуги. Например, кофе и пончики, оплата ГСМ, корпоративные карты.

Особое внимание уделите внимание рабочему месту: обеспечьте сотрудника техникой, настройте почту и другие программы, обеспечьте офисными принадлежностями.

Этап № 3. Первая неделя работы (ознакомление)

Познакомьте кадра с документами, должностным инструкциями и другими материалами для работы. Добавьте сотрудника в корпоративный чат с коллегами. В конце первой недели проведите встречу, чтобы уточнить, как специалисту «живется» на рабочем месте.

Этап № 4. Вторая неделя работы (введение в должность)

Контролируйте работу кадра, получайте обратную связь. Главное — не допустить излишнего формализма и давления. По возможности закрепите за работником наставника, который поможет справиться с задачами. Предоставьте доступ к обучающим материалам.

Желательно провести приветственный тренинг для знакомства и передачи опыта.

Этап № 5. Третья и четвертая неделя работы (интеграция)

Счастливые сотрудники более продуктивны и лояльны. Без социальной интеграции — никуда. Убедитесь, что работник освоился в коллективе и наладил контакты с нужными людьми.

Периодически проводите так называемые «адаптационные встречи». Убедитесь, что испытательный срок проходит нормально, что у человека все хорошо. Дайте работнику понять: ему есть к кому обратиться за помощью.

Этап № 6. С четвертой недели и до конца второго месяца (погружение)

Речь идет об обучении на практике. Лучше всего работают так называемые иммерсивные методы (от англ. immersive — «присутствие, погружение»).

К ним, в частности, относятся:

  • Ролевые игры (role play) — методы геймификации идеально подходят для менеджеров по продажам и операторов колл-центра.

  • Бизнес-симуляции — проигрывание реакций для поиска решения различных задач, имитация реальных ситуаций. Отличная фишка для юристов и консультантов.

  • Виртуальная реальность — метод часто используют при ознакомлении сотрудников со сложным оборудованием, когда смоделировать ситуации другими способами сложно или невозможно.

Этап № 7. С третьего месяца (автономность)

После того, как сотрудник получит все необходимые знания, наладит связи с коллегами и освоит бизнес-инструменты, необходимо поддерживать его непрерывное развитие и обучение.

Адаптация — лишь часть экосистемы, от которой напрямую зависит финансовый результат компании.

Кто должен участвовать в онбординге

Руководитель отвечает за следующие задачи:

  • Знакомство новичка с командой.

  • Составление плана работы.

  • Поручение заданий при поддержке наставника.

  • Получение обратной связи — раз в неделю.

  • Анализ результатов.

  • Подведение итогов.

По итогам испытаний руководитель составляет план развития сотрудника на полгода.

В зону ответственности эйчара входят:

  • Проведение экскурсии по офису.

  • Знакомство с коллективом.

  • Предоставление доступа к базе знаний.

  • Адаптационные встречи.

  • Поддержка новичка.

  • Помощь в построении коммуникаций.

В онбординге должен участвовать не только руководитель и специалист по кадрам, но и рядовые сотрудники. Взаимопомощь и поддержка — залог успеха любого бизнеса. В течение всего квартала стоит организовать вебинары для прокачки софт скиллов.

У каждого специалиста должен быть наставник — человек, к которому можно обратиться за помощью. Хороший наставник помогает влиться в коллектив, но не руководит новичком и не указывает, что ему делать.

Для оценки эффективности онбординга можно использовать два показателя:

  1. Среднее время от приема кадра до выхода на 100% продуктивность — проведите опрос. Выясните у действующих сотрудников: «Через сколько вы почувствовали, что полностью погрузились в работу?». Анкеты можно направить на e-mail сотрудников. Создать файл можно, например, в Google Формах

  2. Индекс удовлетворенности работой (ESI) — включает несколько вопросов из анкеты: насколько сотрудник доволен работой, соответствует ли она его ожиданиям, насколько она идеальна

Средний срок адаптации составляет 3–4 месяца. Все зависит от личности самого сотрудника и от отлаженности бизнес-процессов в компании.

За счет онбординга можно повысить эффективность работы сотрудника, его лояльность к работодателю, уровень вовлеченности в бизнес-процессы. Когда новые сотрудники обретают уверенность, они лучше решают бизнес-задачи. Все HR и руководители способны создать условия для профессионального роста кадров. Главное — желание, а возможности найдутся!

Реклама: ООО «ЛЕГАЛ ЭДВАЙС», ИНН: 7842509289, erid: LjN8KM8Ah

Комментарии

4
  • Natalikr

    а вот для нас, старорежимных дураков.......
    Таки чем "онбординг" отличается от "адаптации"?
    а то я статейку почитала - вроде ничего нового за последние 20 лет не прибавилось.... али я еще каких терминов не понимаю?

  • Мирам

    Чтобы адаптация сотрудника в коллективе прошла безболезненно, нужно стать для него другом и наставником.

    да. и положить начало процессу растления. потому что на фоне этой темы слишком часто самомнение начинает превалировать над трезвостью самооценки индивидуума, которого собрались "опекать".

    сплошная феерия...

    особенно, если эйчэрка -тоже выходец из категории "вчерашний опекаемый". в общем -работать будет некому

  • Мирам

    и к тому же, мысль о том, что для нового работника нет необходимости в создании "адаптационного режима" в самодостаточных организациях не напрашивается сама собой?

Вклады

Ставку по некоторым вкладам хотят отвязать от ключевой, но Минэкономразвития против

Центробанк предложил создать специальные вклады для малоимущих, которые получают социальную поддержку. Изначально доходность по таким вкладам определяли как ключевую ставку ЦБ + 1%, но есть и другие предложения.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Домашний адрес как место работы в трудовом договоре с дистанционщиком: правильно ли так

Дистанционные сотрудники работают по трудовому договору вне места нахождения работодателя и вне стационарного рабочего места, прямо или косвенно находящегося под контролем работодателя.

6

🎡Викторина на «Клерке». Проверьте, как вы отчитались за I квартал

На «Клерке» викторина! Проверьте, насколько вы крутой бухгалтер, а заодно узнайте, как вы отчитались за первый квартал. Разыгрываем приз! Поторопитесь!

Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк
Лучшие спикеры, новый каждый день

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

Как суды относятся к сделкам с криптовалютой в случае банкротства? Судебная практика и рекомендации.

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Не удивили: чем в основном занимается молодежь в качестве ИП и самозанятых

5,2 млн молодых людей зарегистрированы в качестве самозанятых, а предпринимательскую деятельность через ИП ведет 1 млн человек в возрасте до 35 лет.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 1 мая вводится маркировка БАДов и антисептиков

Все участники оборота биологических активных добавок к пище (БАД), антисептиков и дезинфицирующих средств с 1 мая 2024 года должны передавать данные о движении маркированной продукции через электронный документооборот (ЭДО) между участниками.

Условия работы НПД противоречат ТК РФ, приостановка переводов. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Для малого бизнеса в сельском хозяйстве будут дополнительные меры поддержки: какие именно

Президент поручил правительству разработать дополнительные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

💥Обзор к утру среды: косметика из нефти, на АЭС Фукусима-1 отключилось электричество, Михаилу Ефремову отказали в УДО

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?

Привет, я Павел из «Патрикеев и партнеры». Разберу на примере реального судебного дела, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Читайте, как налоговая вычисляет и штрафует бизнес.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?
4

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

Существует мнение, что совершенствоваться в профессии можно бесконечно. Не всегда это так. Иногда мы чувствуем, что «уперлись в потолок». Работа больше не приносит удовольствия и перспектив. Разбираемся, что делать, если такая ситуация уже произошла.

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Туристы могут поехать в Таиланд на 60 дней без визы

Временный порядок безвиза сроком на 90 дней закончит действовать 30 апреля, но с 1 мая российские туристы смогут находиться в Таиланде без визы 60 дней.

Что такое мораторий на проверки бизнеса и на какие компании он распространяется в 2024 году?

Мораторий на проверки бизнеса — это временное ограничение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, проводимых государственными органами (МЧС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и др.) для надзора за предпринимательской деятельностью.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»

Ключевая ставка останется 16% — и точка

В пятницу 26 апреля будет очередное заседание ЦБ по ключевой ставке, на котором её оставят без изменений с вероятностью выше 90%. Конечно, бизнесу тяжеловато развиваться в таких условиях, население тоже в печали, ставки по ипотекам конские, да и в целом кредиты дорогие. Это, конечно, не мешает людям их брать.

Ключевая ставка останется 16% — и точка

Как бухгалтеру не выгореть на работе. Советы экспертов

В бухгалтерской профессии сочетаются высокие требования, строгие сроки и требование к точности, что может привести к выгоранию. Вот несколько советов, как бухгалтерам избежать выгорания и поддерживать свое благополучие:

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот. Такое послание получил персонаж одного классического произведения. Мы в классики не стремимся, но можем перефразировать: «Если время и деньги дороги вам, держитесь подальше от контрагентов у которых есть критерии однодневок с высоким уровнем риска».

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Интересные материалы

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.