Реклама

Организации могут лишиться «живых» рекламных щитов

Вопросами рынка услуг по распространению рекламы теперь займется специальный Консультативный совет при Федеральной антимонопольной службе. Появление новой структуры поможет лучше контролировать рекламную сферу. Это особенно актуально на фоне растущего потока жалоб на нарушение законодательства со стороны организаций.

Вопросами рынка услуг по распространению рекламы теперь займется специальный Консультативный совет при Федеральной антимонопольной службе. Появление новой структуры поможет лучше контролировать рекламную сферу. Это особенно актуально на фоне растущего потока жалоб на нарушение законодательства со стороны организаций.

Безнравственная реклама

Консультативный совет по вопросам функционирования рынка услуг по распространению рекламы при ФАС был создан на основании ведомственного приказа от 24 января 2008 г. № 11. В состав нового органа вошли представители Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и некоммерческое партнерство «РусБренд». Вполне возможно, что в обязанности Консультативного совета войдут не только вопросы ценообразования, но и контроль рекламного рынка. Повышенный интерес чиновников к данной сфере вызван ростом количества жалоб на некачественную и недостоверную рекламу.

Например, накануне в Комитет по рекламе города Москвы от Центра социально-трудовых прав поступило обращение с просьбой решить проблему с использованием людей в качестве «живых» рекламных щитов. Встретить их можно практически во всех местах массового скопления людей — с рекламными плакатами на плечах или, в частности, в костюмах мобильных телефонов.

В своем обращении правозащитники сослались на часть 6 статьи 5 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которой не допускается использование непристойных и оскорбительных образов в рекламе. По мнению правозащитников, использование людей в качестве носителей для штендеров (переносной рекламной конструкции) выглядит безнравственно и цинично, и поэтому всецело подпадает под действие указанной строки закона. В Центре социально-трудовых прав утверждают, что денежная выгода компании не должна строиться на притеснении работников, как это выглядит в случаях с «живой» рекламой.

Финансовый вопрос

В выборе средства продвижения своей продукции или услуг компании все чаще предпочитают использовать человека в специальном костюме, порой очень нелепом. А выгода «живой» рекламы очевидна. Например, регистрация штендеров около метро в пределах Центрального административного округа столицы обходится организациям минимум в 31 тысячу рублей. Более того, такой рекламный щит можно устанавливать максимум в 5 метрах от входа в офис компании и строго в часы ее работы. И если у организации нет помещения, расположенного рядом с метро, то ни за какие деньги такое рекламное место зарегистрировать не удастся, говорит юрист Центра социально-трудовых прав Галина Енютина:

— Чиновники этого сделать не дадут. Поэтому получается, что поставить туда человека с рекламным плакатом можно, а официально получить место для штендера — нет.

Если же организация все-таки решит приобрести право на размещение щита, ей придется купить или снять помещение рядом с метро за крупную сумму денег. Издержки в этом случае получаются безумные и, естественно, покупка автоматически становится невыгодной для компании. Выходит, что найм людей в качестве «живого» рекламного щита — это способ обойти закон и получить выгоду, считает Галина Енютина:

— Использование людей в качестве рекламного носителя было найдено как лазейка в законодательстве. Это экономит средства организации и приносит ей колоссальную прибыль. Железо оказывается дороже, чем человек. «Живой» рекламный щит — способ пиарить продукцию, не регистрируя право на рекламное место. Финансовые затраты при использовании человека-стенда оказываются значительно меньше расходов на любые другие рекламные способы. Зарплата людей, дежурящих у метро со щитом на плечах, составляет от 150 до 300 долларов в месяц. Несколько дороже организациям обходятся работники, раздающие рекламные листовки, и люди, облаченные в специальную униформу. Их ежедневный оклад равен 600 рублям.

Напрасные усилия

Однако не только финансовые затраты являются определяющими в выборе фирмой рекламного носителя. Несмотря на то что сегодня существует масса возможностей продвигать товар, компании уверенно идут по пути экономии усилий, констатирует ведущий специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков:

— Нет ничего проще, чем нанять студента, который согласится походить возле метро с рекламным плакатом на спине. Зачем в этом случае думать о продвижении своей организации в интернете, средствах массовой информации, на телевидении и т. д.? Ведь человек в костюме мобильного телефона привлекает внимание покупателей и зазывает их приобрести товар именно этой фирмы. Поэтому, даже если компания нанимает работника с целью использования его в качестве «живого» рекламного щита, она делает это если не ради финансовой выгоды, то точно из экономии усилий.

С подобным утверждением согласны и участники рынка. Чтобы заинтересовать клиента любой рекламой, кроме «живой», необходимо потратить много времени и сил, считает рекламный агент компании «PR-редакция» Владимир Куралесников:

— Понадобится заключить договор на размещение, создать качественное оформление. Но самое главное — отследить, чтобы придуманная реклама не противоречила закону, ведь за это предусмотрена административная ответственность. В использовании «живого» рекламного щита все гораздо проще: быстренько создал зазывающий плакат, нанял человека и отправил рекламировать. А об ответственности будут думать потом, сначала пусть докажут нарушение.

Дитя рекламы

В 2005 году в американском городе Хартфорд родилась девочка, которой дали имя GoldenPalace.com. Дело в том, что мать ребенка продала на аукционных торгах право дать имя своей дочери интернет-казино GoldenPalace за 15 100 долларов, когда малышки еще не было на свете. Владельцы сайта назвали дело своих рук «креативным изобретением» вечной рекламы, однако многие люди посчитали, что произошел опасный прецедент — новорожденный ребенок был, по сути, продан в рекламное рабство. Внимание к проблеме проявили и некоторые американские сенаторы, которые заявили о намерении разработать законопроект, запрещающий такого рода «креатив». Однако его появления в штате Коннектикут ждут до сих пор.

Рабский труд?

По мнению специалистов, на низком уровне находятся и условия труда «носителей рекламы». Например, около ресторана «Му-му» у станции метро Новослободская в нейлоновом костюме коровы летом целыми днями работал человек. И это при том, что летом, мягко говоря, жарко, посетовала Галина Енютина:

— И где, спрашивается, забота о собственном сотруднике? Выход, конечно, есть: корову можно сделать надувной и разместить рядом с офисом, но все опять упирается в финансовый вопрос и значительные усилия. В результате страдает человек, который пытается заработать себе на жизнь.

Кроме того, «живой» рекламный щит — зачастую сотрудник, который не заключает с компанией никаких договоров и не числится в штате организации. Но он несет полную материальную ответственность за сохранность костюма или рекламного щита, который ему выделяет фирма. При этом сама компания не связана по отношению к нему никакими обязательствами. И если человек заболевает в результате переохлаждения зимой, никакого больничного ему ждать не приходится — организация просто найдет человеку замену, уверяет главный бухгалтер фирмы «Строй-ТРЕСТ» Валентина Сидоркина.

Таким образом, использование людей в качестве «живой» рекламы нарушает нормы законодательства. В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса, работа — это личное выполнение человеком трудовой функции в соответствии с полученной профессией или специальностью с указанием квалификации. Трудовое законодательство не предусматривает право работодателя использовать человека в качестве «рекламного столба». Более того, существование «живого» рекламного щита оскорбляет человека как личность, считают в Центре социально-трудовых прав. Такая работа является унизительной, убеждена Галина Енютина:

— Во всем мире есть сферы, в которых считается недопустимым использование людей. Хотя, например, в некоторых случаях можно привести много рациональных доводов, почему это необходимо. Но ведь запрещено! Почему тогда использование «живого» рекламного щита разрешено?

Осознанное решение

Предприниматели недовольны попыткой регулирования данной деятельности и возражениями общественников. Они уверены, что люди, которые трудятся на них в качестве «живых» рекламных щитов, были вольны в выборе работы. Поэтому и претензий быть просто не должно, ведь никого насильно не заставляют носить на себе «плакаты», говорит генеральный директор предприятия «Русская столовая» Константин Подрядский:

— Мы честно рассказываем людям, в чем будет заключаться их работа. Каждый имеет право зарабатывать так, как может, если это не противоречит закону. И пусть это на чей-то взгляд не совсем гуманно, но что не запрещено законом, то разрешено.

По признанию одного из владельцев компании, использующей «живую» рекламу, если право на использование таких носителей будет ограничено, его организация обратится в суд и попытается оспорить законность такого запрета. И если чиновники прекратят практику использования людей в качестве «щитов», возможно, компании начнут искать новые недорогие способы рекламы товаров и услуг.

Начать дискуссию

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

5
Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Экономика России

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Многодетные семьи

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад
Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Ведение бизнеса

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний-клиентов Тинькофф на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

Интересные материалы

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik