Ведение бизнеса

Что влияет на управление сбытовыми запасами

При управлении сбытовыми запасами важно не только выявить факторы, влияющие на запас, но и построить причинно-следственную связь, способствующую согласованному их взаимодействию. В данной статье проведен анализ факторов, влияющих на управление сбытовыми запасами с использованием диаграммы Исикава. Этот аналитический инструмент позволяет найти наиболее важные причины, поддающиеся управлению, а значит, повлиять на результат.

Журнал Логинфо/

При управлении сбытовыми запасами важно не только выявить факторы, влияющие на запас, но и построить причинно-следственную связь, способствующую согласованному их взаимодействию. В данной статье проведен анализ факторов, влияющих на управление сбытовыми запасами с использованием диаграммы Исикава. Этот аналитический инструмент позволяет найти наиболее важные причины, поддающиеся управлению, а значит, повлиять на результат.

В современных экономических условиях реализация продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности. Результат этого процесса напрямую зависит от того, что происходит во внешней и внутренней среде каждого промышленного предприятия. Управление сбытовыми запасами - часть процесса реализации продукции. На него огромное влияние оказывают различные факторы, возникающие как внутри предприятия, так и за его пределами. «Действующие силы» часто, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к запасам. Но практика показывает обратное. Управление запасами нельзя рассматривать обособленно от управления предприятием в целом – это одно целое, и изменение где-либо в цепи управления влечет незамедлительное изменение в запасах.

Строим диаграмму Исикава

Оценивая, какие именно факторы и как влияют на управление сбытовыми запасами, проведем их детальный анализ на примере предприятия, выпускающего автомобильные компоненты. Последовательность действий представлена на рис.1.

На 1 этапе с помощью диаграммы Исикавы определим факторы, причины, влияющие на управление сбытовыми запасами, и сгруппируем их по смысловым и причинно-следственным связям.

Диаграмма представляет собой графическое упорядочение факторов, влияющих на объект анализа (рис.2). Центральная горизонтальная стрелка изображает объект анализа – управление сбытовыми запасами. Первичные стрелки обозначают главные факторы, влияющие на объект анализа. Далее к каждой первичной стрелке подводятся стрелки второго порядка, к которым в свою очередь подводятся стрелки третьего порядка, обозначающие факторы, которые оказывают заметное влияние на управление сбытовыми запасами в процессе реализации продукции. Каждая из стрелок представляет собой, в зависимости от ее положения, либо причину, либо следствие: предыдущая стрелка по отношению к последующей всегда выступает как причина, а последующая – как следствие.

Основными факторами, влияющими на управление сбытовыми запасами в процессе реализации продукции, являются:

  • отгрузка;
  • производство;
  • маркетинг;
  • уровень интеграции (логистизации);
  • информационная система.

Влияние каждого фактора на управление сбытовыми запасами обусловлено конкретными причинами, которые можно проконтролировать и отрегулировать.

С помощью диаграммы на данном этапе мы определили состав и взаимозависимость факторов, влияющих на объект анализа, а также получили их структурированный список, который еще следует систематизировать.

При проведении систематизации факторов на втором этапе необходимо:

  • объединить схожие причины (например, уровень квалификации рабочего, влияющего на процесс производства и уровень интеграции);
  • проверить: не скрываются ли под одним именем различные причины.
  • «отбросить» факторы, на которые предприятие не может влиять (например, тенденции развития отрасли, удаленность потребителей);
  • игнорировать непринципиальные факторы (например, качество ППР (планово-предупредительных ремонтов)).

На третьем этапе анализа факторов выберем наиболее значимые, те, которые оказывают наибольшее влияние на управление сбытовыми запасами в процессе реализации продукции. В число значимых факторов не должны включаться первичные стрелки-факторы. Даже с учетом систематизации, проведенной нами на предыдущем этапе, не все факторы оказывают одинаково сильное влияние на объект анализа. Наиболее значимые из них обведем кружками. Это: темп производства, темп отгрузки, гибкость оборудования, планирование продаж, согласованность целей бизнес-процессов, наличие компьютеров и сетей передачи данных. Рассмотрим их наиболее подробно на 4 этапе.

Для чего нужна согласованность

Анализ наиболее значимых факторов необходим для того, чтобы более детально рассмотреть их взаимодействие, понять, как именно они влияют на управление сбытовыми запасами в процессе реализации продукции. (рис.3), а значит, спланировать работу, добиться более высоких результатов.

Планирование продаж является важным не только при управлении сбытовыми запасами в процессе реализации продукции, но и в деятельности предприятия. Именно продажи - основной источник финансовых поступлений. План продаж является базой для разработки плана производства и закупок. Планирование продаж во многих компаниях является прерогативой отдела маркетинга. Однако, следуя только за рынком, маркетологи рискуют оторваться от реалий. Получить наибольший эффект невозможно без учета возможностей производства и логистики. Именно поэтому подразделениям маркетинга необходимо согласованное взаимодействие с другими процессами предприятия, чтобы все предприятие в целом достигло тех результатов, которые нужны.

Для того, чтобы эффект был максимальным, план должен быть реалистичными и соответствовать ресурсам предприятия. Качество планирования напрямую зависит от качества необходимой информации и отражается на качестве принимаемых управленческих решений. Ошибки в планировании продаж могут исказить потребность в готовой продукции, что приведет к дефициту ходовых позиций и к созданию излишков по неходовым. Нехватка или затоваривание осложнит задачу логистического подразделения в процессе реализации продукции.

Темпы производства и отгрузки продукции влияют на управление сбытовыми запасами, если эти процессы не согласованы, это незамедлительно отразится на величине запасов. В результате может снизиться оборачиваемость запасов, сорваться срок поставки. Как следствие, может произойти самое худшее: покупатель может быть «потерян».

Гибкость оборудования при производстве продукции - это один из вариантов снижения риска при хранении запасов готовой продукции. Уровень необходимой гибкости оборудования при производстве продукции достигается за счет расширения возможности по переналадке оборудования. Это делает экономически выгодным изготовление изделий небольшими партиями, что особенно важно в условиях конкуренции. Одновременно и существенно снижается риск морального устранения запасов.

Важным и очень существенным фактором, влияющим на управление сбытовыми запасами в процессе реализации продукции, является информационная поддержка. Учитывая, большую номенклатуру реализуемой продукции, данный процесс невозможен без наличия компьютеров и каналов передачи данных.

Согласованность целей бизнес-процессов подразумевает под собой соответствие целей отдельных структурных подразделений стратегической цели всего предприятия. Необходимо организовать не только работу каждого звена в отдельности, но и всех вместе как единого целого. Отсутствие согласованности между процессами приводит к конфликту:

  • возникают излишние запасы;
  • каждое функциональное звено организационной системы разрабатывает свою собственную политику запасов;
  • сбыт обеспечивается излишками продукции, либо ненужной на рынке продукцией.

Например, маркетинг, производство и финансы имеют собственные взгляды на сбытовые запасы, которые являются противоречивыми.

Проблема запасов не может быть решена, если отдельные функции организованной структуры будут развиваться не комплексно. От согласованности целей бизнес-процессов зависит, эффективно или нет управление сбытовыми запасами.

Для чего нужна диаграмма Исикава

Проанализировав значимые факторы по диаграмме, можно сделать вывод о важности согласованного взаимодействия их на управление запасами готовой продукции. Полученные результаты используются, чтобы уменьшить рассогласованность целей функциональных подразделений, а также ориентировать темп производства на темп отгрузки, т.е. по синхронизировать и сбалансировать эти процессы.

Например, при построении системы управления сбытовыми запасами, ориентированной на их минимизацию, необходимо следующее:

  • точнее планировать, а для этого использовать новые методы прогнозирования и планирования, повысить уровень квалификации персонала, а также его заинтересованность;
  • построить модель согласования производства и реализации продукции. Это позволит добиваться удовлетворения потребителей готовой продукцией за счет гибкости и согласованности процесса производства и реализации продукции, а не за счет накопленных на складах запасов;
  • сократить сроки выполнения заявок, это будет способствовать снижению сбытовых запасов, росту конкурентоспособности, потому что появится возможность оперативного и гибкого реагирования на изменения внешней среды.
Автор - «Заволжский моторный завод», начальник бюро отдела планирования и контроля продаж.

Начать дискуссию

Правительство Таиланда согласовало 60-дневный безвизовый режим для россиян

Кабинет министров Таиланда принял решение о 60-дневном безвизовом режиме для россиян с 1 мая, сообщил премьер страны.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Психологические типы бухгалтеров, которые встречаются на практике

Бухгалтеры играют жизненно важную роль в организациях, выполняя задачи, связанные с финансовым учетом и отчетностью. Помимо технических навыков, им необходимы определенные психологические качества для эффективного выполнения своей работы.

Маркетплейсы просят власти сохранить право на платный возврат товаров

Удержание платы за возврат товаров на склад не позволит недобросовестным продавцам получать преимущество, заказывая товары конкурентов в отдаленные регионы.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Должен ли при таком доначислении учитываться налог, уплаченный самим самозанятым?

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Как доказать добросовестность при покупке автомобиля у банкрота?

Купить автомобиль с рук или в автосалоне и не стать участником судебного дела, на сегодня задача не из легких, но еще сложнее выиграть суд, если арбитражный управляющий продавца подаст иск о признании договора купли-продажи недействительной сделкой.

С 1 мая налоговую отчетность нужно сверять с новыми контрольными соотношениями

В связи с изменениями в НК ФНС утвердила новый перечень контрольных соотношений показателей налоговых деклараций и расчетов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Крайний срок для подачи декларации ИП в 2024 году — 25 апреля. До дедлайна осталось всего несколько дней, но перед подачей отчетности не забудьте тщательно ее проверить. Мы собрали основные ошибки, которые встречаются в декларациях УСН у ИП. Нет ли их в вашей декларации? 

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Одним из главных процессов, позволяющих эффективно взаимодействовать отдельным сотрудникам, отделам, филиалам компании, является налаживание эффективно работающих коммуникаций.

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Пострадавшие предприятия из Белгорода получат 1,2 млрд рублей

Малый и средний бизнес, который пострадал от обстрелов, получит помощь от государства.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Восстановление товарного учета — неотъемлемая часть работы, с которой рано или поздно может столкнуться бухгалтер маркетплейсов. В статье поделились пошаговым планом, который поможет не запутаться, а также наглядно показали операции по восстановлению на WB, Оzon, Яндекс Маркет и Мегамаркет.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения
4
Зарплата

Работодатели обязаны оплачивать сверхурочную работу с учетом стимулирующих выплат

Теперь нельзя начислять сверхурочные только на основании тарифной ставки или оклада работника. В расчет нужно включать компенсационные и стимулирующие выплаты.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

25 апреля надо сдать уведомление на НДФЛ с кодом 31/01, до 3 мая – с кодом 31/11

До 25 апреля бухгалтеры должны сдать ЕНП-уведомление, куда входит НДФЛ, аванс по УСН и имущественные налоги.

Экспорт

Власти продлят требования по продаже валютной выручки до конца года

Экспортеров обяжут до конца 2024 года продавать не меньше 90% от суммы зачислений на российские счета по внешнеэкономическим контрактам.

Как привлечь должника к субсидиарной ответственности? Решение ВС

Верховный Суд определил признаки, которые нужны для привлечения бывшего гендиректора к субсидиарной ответственности

Как привлечь должника к субсидиарной ответственности? Решение ВС

Должная осмотрительность и транспортная безопасность. Новый законопроект

Юристы часто обсуждают, как именно необходимо соблюдать важное (хоть и не прописанное в законе) требование о появлении должной осмотрительности.

История опытного участника режима налогового мониторинга. Новый подкаст ДРТ из серии «Налоговый мониторинг»

За время существования режима налогового мониторинга его участниками стали сотни компаний, а процессы присоединения к нему и взаимодействия с налоговыми органами были существенно проработаны.

История опытного участника режима налогового мониторинга. Новый подкаст ДРТ из серии «Налоговый мониторинг»

Полиция будет быстрее получать доступ к детализации звонков

Следователям разрешат получать информацию о звонках и соединениях без решения суда.

Как в трудовом договоре с дистанционщиком указывать место работы

Дистанционные сотрудники работают по трудовому договору вне места нахождения работодателя и вне стационарного рабочего места, прямо или косвенно находящегося под контролем работодателя.

Интересные материалы

Как бизнесу учесть расходы на самозанятых

Учет расходов на самозанятых схож с учетом расходов на поставщиков и подрядчиков других организационно-правовых форм и налоговых режимов. Однако, сотрудничество с самозанятыми имеет нюансы, которые влияют на порядок отражения в учете. 

Как бизнесу учесть расходы на самозанятых