Бизнес-психология

Три не очень веселые буквы

Современные люди могут все: водить машину по забитому пробками городу Москве, увеличивать количество часов в сутках до 26, руководить параллельно несколькими бизнесами. Они проводят сложнейшие переговоры и могут продать босоножки эскимосам… Они легко оперируют словами «трансцедентный» и « ERP -системы». Но когда заходит разговор о том, что для них трудно в общении, выясняется, что самым трудным для произнесения является короткое слово «нет». Казалось бы – три звука.

«Какую часть слова «нет» ты не понял?»
(шуточная надпись на футболке)

Современные люди могут все: водить машину по забитому пробками городу Москве, увеличивать количество часов в сутках до 26, руководить параллельно несколькими бизнесами. Они проводят сложнейшие переговоры и могут продать босоножки эскимосам… Они легко оперируют словами «трансцедентный» и « ERP -системы». Но когда заходит разговор о том, что для них трудно в общении, выясняется, что самым трудным для произнесения является короткое слово «нет». Казалось бы – три звука. Но за этим звучным словечком стоят обиды, разрыв отношений, чувство вины, неловкость…

Елена Лопухина,
бизнес-тренер, партнер КГ «СЭТ»

Почему же мы, такие смелые, с трудом отказываем людям? Дело в том, что отказ, как правило, переживается человеком как своего рода удар, моральный урон. Суть этого «удара» не столько в том, что человек не получил желаемого, сколько в том, что любой, даже самый деловой отказ, каждый человек склонен воспринимать как оценку своей личности, как проявление негативного личного отношения именно к нему : отказали не функции, не менеджеру В.А. Петрову, отказали лично ему, Васе Петрову! И любой человек, говорящий «нет», как бы вспоминает себя в ситуации, когда было отказано ему, ощущает, как это было больно, неприятно – и поэтому подсознательно не хочет, чтобы так же пострадала самооценка собеседника.

А ведь между тем ответ «нет» - это всего лишь одна из двух нормальных человеческих реакций. И когда мы отвечаем «нет» в ответ на требование - понятно, почему мы можем испытывать вину и неловкость: человек требует у нас того, что мы были ему должны, на что он имеет право, и наш отказ – это отказ ему в его правах, мы его подвели, мы нарушили контракты...

Но чаще всего сложность в произнесении слова «нет» возникает не в таких ситуациях, а тогда, когда нам надо ответить «нет» на просьбу.

Просьба – это когда человек обращается к нам за чем-то, принадлежащим нам. И если согласие не соответствует нашим интересам, сказать «нет» мы имеем полное право. Говоря «нет», мы защищаем свои интересы и свои границы. Если мы скажем «да», когда это против наших интересов, мы нанесем ущерб себе. Но в то же время нам не только очень не хочется делать больно собеседнику, не хочется чувствовать себя причиняющим боль, но мы опасаемся ухудшения отношений с этим человеком - и это важно как в бизнесе, так и в быту. Мы понимаем, что если откажем, «он обидится», «разозлится на меня» «будут отношения хуже», «будет вредить», «потом не даст что-то». Мы предугадываем возможные последствия того «удара», который наносим своим отказом.

Итак, когда мы хотим научиться правильно и вовремя говорить «нет», перед нами встает несколько проблем одновременно – как минимизировать силу удара по самооценке другого человека, как уменьшить свой дискомфорт в ситуации отказа, как предотвратить возможные негативные последствия этой ситуации в будущем.

Поскольку ситуации отказа неприятны, и мы не знаем, как с ними справиться, многие люди используют в таких ситуациях ошибочные или недостаточно эффективные тактики:

  1. « Страусиные уловки» , к которым многие из нас прибегают, поскольку мы чувствуем себя неловко, отказывая другим людям в чем-то: голову в песок - и авось проситель пройдет мимо… Как нам кажется, эти уловки облегчают нам отказ. Наиболее распространенная из таких уловок - «как можно дольше тянуть резину».

    Мы отвечаем просителю все эти «может быть, завтра», «позвони позже, я горю…». Мы скрываемся от него на «совещаниях» и «переговорах». Мы, как нашкодившие дети, прячущие сломанную вещь под шкаф, отдаляем «наказание», действуем по принципу «завтра, завтра, не сегодня». Пусть, пусть эта неприятная беседа будет когда-нибудь потом! Может, что-то завтра изменится, может, надобность в моем решении пройдет… Как говаривал Ходжа Насреддин, «через год либо ишак помрет, либо шах, либо я»… Мы не можем занести руку и решительно отрубить хвост, поэтому отрезаем его по кусочкам… Кто сказал, что живое существо, которому отрезают хвост по кусочкам, меньше страдает?! Этими отсрочками мы не только не решаем проблему, мы еще и сами же подкладываем под себя бомбу, делая незначительный, может быть, отказ, большой обидой, ведь постоянными переносами и откладываниями из-за своей нерешительности и из-за старания не обидеть человека мы оставляем ему надежду! И чем больше откладываем свое «нет» – тем больше человек потом на нас обидится, справедливо воскликнув: «А что же ты меня столько времени мурыжил?!»

    Причем заметим, что даже если нас все же додавит эта неловкая ситуация, и мы в финале, сжав зубы, все же скажем «да» - человек все равно на нас обидится за такое долгое решение вопроса и не будет чувствовать благодарность за это «вымученное» согласие.

  2. «отрубить с плеча». Сказал – отрезал. Нет – значит, нет. Вроде и обсуждать больше нечего. Выгода такого ответа – человек, его получивший, лишается всякой надежды на «да» -и больше к вам не обращается… Однако он будет не только обижен самим отказом, но и тоном, с которым вы его дали – и про отношения с ним можно забыть.
  3. «формальный отказ» - сухой информационный, обезличенный ответ , например, «в данный момент это не входит в интересы компании». Вы как бы надеваете маску: я функция, и это не мой ответ, а всей организации… Но, как мы уже сказали, любой человек воспринимает отказ как отказ лично ему. Результат тот же – обида.

Неправильных типов поведения говорящих «нет» много, а правильный – один, и у него есть очень строгая технология. Поговорим о нем.

«И нам сочувствие дается…»

«Вот ведь какая судьба, а?!
Удивительно злая судьба!»
(песенка Н. Матвеевой)

Бывает так, что мы вроде бы уже собрались с силами и, сжав кулаки, произнесли тяжелое слово «нет»… И все же нам приходится его повторять снова и снова, потому что проситель продолжает настаивать, ловит нас за рукав, приводит все новые и новые аргументы, иногда даже «выхаживает» и «высиживает», выканючивает желаемое «да»... «Ну, пожалуйста, войди в мое положение…», «Вы, наверное, рассмотрели не все последствия…» И это значит, что наше первое «нет» было произнесено неправильно, недостаточно четко, уверенно. Оно оставило надежду на возможность другого ответа. И первая задача, которую мы решаем, отказывая правильно – это убедить человека, что «приговор окончательный, обжалованию не подлежит». А уже второй задачей будет сохранение отношений. Это две разные задачи – и они решаются по-разному, требуют разного стиля, манер, разных слов. Вам предстоит сыграть 2 очень разные роли, и технология в том, чтобы играть их переменно в той дозе, которая нужна реальному человеку, стоящему перед вами. И чем отчетливее эти роли будут разделены, чем яснее они будут видны собеседнику, тем эффективнее будет отказ.

1. окончательный отказ
Итак, первое правило отказа: если «нет» соответствует вашим интересам, а просьба

противоречит им, выслушав просьбу, надо отвечать «нет» сразу. Если резать хвост щенку кусочками – это не милосердие, а садизм: он будет дольше визжать и больно ему потом будет больше. Отказ должен быть ясным, четким, неотложным и быстрым. Надо твердо, уверенно сказать: «Я не могу это сделать» либо «дать это я не могу». Произносить эти слова надо, подобно судье, произносящему приговор – весомо, строго, безэмоционально. Мы в этом случае как бы играем роль Судьбы. Ну, не судьба. Веление свыше. Обстоятельства такие. Так вышло . Nathing at pedant (ничего не поделаешь). Помните: если щенку правильно и быстро купировали хвост – вырастет хороший породистый щенок.

2. сохранение отношений.
Об этом очень часто забывают: отношения портятся не от того, что говорили «нет», а от того, КАК говорили. Вы имеете право сказать «нет» в ответ на просьбу, но, даже если этот человек вам потом не нужен и отношения с ним вам не очень ценны, чтобы успокоить свою совесть, вам надо еще приложить немного усилий. А уж тем более, если человек вам дорог или нужен, и отношения с ним необходимо сохранить. Значит, надо провести «анестезию хвосту» - надо человека утешить…

Итак, технология правильного отказа двухчастна: сначала мы говорим «нет», потом говорим – «жаль».

Это сожаление также должно состоять из 2 частей.

Сначала - сопереживание («я понимаю, насколько это тебе надо», «я помню, что для тебя это очень важно»), потом - выражение своих глубоких переживаний по поводу невозможности выполнить просьбу . Действительно, необходимо не только показать, что «я понимаю тебя», но и проговорить, как вы лично к этому относитесь к своему отказу, вызванному сложившимися обстоятельствами, чтобы человек не почувствовал ущемленным чувство собственного достоинства: «Мне самому так жаль, что я не могу сделать это для вас».

Очень важен именно этот порядок! Если произнести все эти части в другом порядке, у человека, который получает отказ, не будет ощущения вашего сожаления. Еще очень важная деталь: выражение сожаления не должно быть штампованным, этикетным – «нет, к сожалению» или «нет, извини». В этом случае этикетные формы не решают задачу: свое сожаление вам надо выразить очень убедительно, избегая формальных слов и выражений. Смазывать нанесенную вашим отказом рану надо старательно - столько, сколько человеку надо. Суть «смазки» – поднять самооценку человека: «Смотри, я отказываю, но переживаю по этому поводу, мне не все равно». Как долго и как сильно смазывать? Зависит от «пациента»: надо смотреть, наблюдать. Есть некоторые общие моменты, например, женщин больше интересуют отношения, поэтому в целом женщинам надо больше «смазки», а с мужчинами можно говорить в более сдержанной форме. Различия «мужского» и «женского» варианта будут не столько в словах, сколько в «дозе» и степени экспрессивности, а также в проявлениях на уровне интонаций и жестов. При отказе старшим по возрасту в качестве компенсации для их раненой самооценки должна быть проявлена большая демонстрация уважения к ним. В словах мы проговариваем, что уважаем их опыт, мудрость, права, но не в коем случае нельзя говорить про возраст: «Вы такой опытный человек, вы имеете больше, чем кто-либо другой, оснований на это. И если бы это зависело от меня…». Не «я – маленький», а «ты – большой»! То же, когда отказать надо начальнику – покажите пиетет, уважение и выражение своего личного отношения к этому отказу.

Если же человек все-таки настаивает – значит, вы плохо отыграли первый шаг, плохо «отрезали хвост». Значит, придется снова повторить «нет» - и снова провести «анестезию». И это, возможно, придется сделать еще несколько раз.

Есть еще и третья, вспомогательная, роль: нередко, особенно в бизнес-ситуациях, бывает необходимо, помимо отказа и сожаления, объяснить, аргументировать, почему «нет». Опять же вспомним про роль судьи – судья, объявляя приговор, ссылается на пункт законодательства. Сделайте так же и вы – кратко, безэмоционально.

И в финале, если вы провели эти роли правильно и по Станиславскому, ваш проситель ответит: «Ну, на нет и суда нет». Он будет расстроен отказом, но он не будет обижен на вас. На судьбу – да: «Вот ведь какая судьба, а?» Но не на вас.

«Просьба начальника – приказ для подчиненного»

Мы уже затронули тонкий вопрос отказа начальнику. К сожалению, эта тема требует отдельного разговора, потому что в большинстве случаев речь не идет про отказ в исполнении просьбы: зачастую под видом просьбы начальники высказывают приказ, то есть пытаются принудить подчиненного, проманипулировать им. Даже если добрый начальник входит в кабинет к подчиненному и просительным тоном говорит: «У меня просьба: выйдите в воскресенье на работу!» - это, как говорят в армии, «просьба начальника – приказ для подчиненного».

Как поступить в этом случае?

В этой ситуации важно понять для себя: он ПРАВДА просит – или использует административный ресурс?

Грамотный начальник скажет так: «Это моя ЛИЧНАЯ просьба, и вы, конечно, можете отказаться, вам решать…» - и тогда действительно вам решать, и в случае отказа просто воспользоваться техникой отказа с достаточно сильной «анестезией».

В другом случае грамотный начальник сделает это предложение открыто в форме приказа: «Я знаю, что вы хотели пойти на следующей неделе в отпуск, но нужда заставляет – я переношу ваш отпуск на неделю позже». В этом случае дальше - вопрос переговоров и торга, за причиненное вам неудобство начальник может и должен заплатить - и плату надо проговорить сразу.

Но если начальник фразой «я вас прошу повременить с отпуском» завуалированно вынуждает - «подари мне свой отпуск» - это тактика манипуляции и смешения ролевых ситуаций . Позже на ваш вопрос про компенсацию за утраченный отпуск он вам напомнит: «Я вас по-человечески попросил, вы по-человечески согласились!». Поэтому в ситуации манипуляции лучше отнестись к просьбе начальника как к приказу:

— Раз вы мне ставите такое задание, «партия сказала – комсомол ответил «есть!»

— Нет, я не приказываю, ты можешь отказаться!

— Могу?

— Ну очень надо, чтобы ты это сделал!

— Ваше приказание принято.

Без вины виноватые

«Знай, что на свете всего,
Только два слова всего,
Только два слова всего –
Да и нет»
(из старой советской песни)

Но порой все равно, даже если мы осознали технологию и потренировались в ее использовании, у нас есть некоторая неловкость при произнесении этого рокового слова «нет». Во-первых, мы все равно зачастую чувствуем себя виноватыми и плохими, даже если уверены, что человек все равно будет к нам потом хорошо относиться. Что делать с этим чувством? Если это чувство мешает произнести «нет», помогает повторение несложной «мантры» - билля о правах: «Любой человек имеет право говорить «да» или «нет» в соответствии со своими интересами. Проситель обращается ко мне за тем, что принадлежит мне. Я не могу быть виноватым за то, что это – мое».

Помните, что человек, который просит, всегда знает, что ответов бывает два, и он может получить как «да», так и «нет». В большинстве случаев люди всегда осознают, что, озвучивая свою просьбу, идут на риск – и не ваша вина, что их надежда на «да» не оправдалась.

Если же мы переживаем за дальнейшую судьбу человека, который просит, если нам жаль его, то можно успокоить себя вот чем: я смогу сделать так, чтобы ему не было больно. Неприятно, да, но не больно – потому что у меня есть технология отказа. Он хочет сохранить лицо – я ему могу это гарантировать.

И, наконец, надо хорошо помнить, что очень часто у людей возникают проблемы не потому, что они сказали «нет», а потому, что они вовремя «нет» не сказали. Например, невозможность отказать партнеру-контрагенту зачастую приводит к финансовому ущербу, а то и к разорению. И в результате отношения все равно не сохраняются, потому что появляется обида и раздражение уже у нас самих. Помните, что люди не любят благодеяний, и дар, который был сделан не от души, не добровольный – не бывает в радость. Иногда полезней для будущего - своего и человека, который просит – сказать «нет».

Статья опубликована в журнале «Эгоист generation» № 7-8 за 2004 год

Начать дискуссию

НДС

Отгрузку в валюте для НДС не всегда надо пересчитывать по курсу ЦБ

Если договор составлен в валюте, отгрузка товара идет в валюте, а оплата приходит в рублях, то налоговую базу определяют на день отгрузки. Причем пересчет валюты в рубли идет по курсу ЦБ. Но эту норму не надо применять, если курс заранее прописан в договоре, и он фиксированный.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 1 мая вступил в силу ГОСТ доставки готовой еды

Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвержден новый национальный стандарт ГОСТ Р 71162-2023 «Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования».

Общество

Названы самые популярные направления для отдыха в России

Координационный центр правительства провел среди граждан опрос о внутреннем туризме.

Лучшие спикеры, новый каждый день
HR

🔥 «Клерк» полезен не только бухгалтерам. Запускаем канал про мир HR!

Специалисты по кадрам не останутся без внимания! Специально для HR-менеджеров мы создали телеграм-канал с актуальными новостями, анонсами полезных событий и экспертными мнениями.

НДС

Минфин запрещает льготную ставку НДС для семян. На этот раз под раздачу попала горчица

Чтобы вырастить семена горчицы для еды, надо сначала посеять семена. Те семена, которые едят, облагаются НДС 10%, а те, которые сеют – 20%.

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
8
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Частные инвесторы купили ценные бумаги на рекордные 94,7 млрд рублей

Инвестициями на Московской бирже занимаются 31,5 млн физических лиц. В апреле они заключили почти 4 млн сделок.

Как уменьшить размер субсидиарной ответственности?

Привлечение к субсидиарной ответственности — это ещё не повод опускать руки. Есть еще шанс побороться за снижение размера ответственности.

Как уменьшить размер субсидиарной ответственности?
НДФЛ

С 2024 года надбавка вахтовикам по-новому облагается НДФЛ и взносами

Сотрудникам-вахтовикам взамен суточных выплачивают надбавку за вахтовый метод работы. Ее размер устанавливают в колдоговоре.

Цифра дня. Про увольнение

Каждый второй россиянин готов уволиться из-за токсичного руководителя.

Цифра дня. Про увольнение

Иностранным коллекторам могут запретить работать в России

Чтобы иностранные компании не выводили полученные долги россиян за границу и не работали с личными данными населения, Госдума хочет запретить таким коллекторам работать в стране.

Любопытные факты из теории игр. Дилемма заключённого: стратегия победившая «око за око»

Почему корпорации выигрывают?

Любопытные факты из теории игр. Дилемма заключённого: стратегия победившая «око за око»
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ВЭД

Как правильно вести учет ВЭД в 2024 году

Бухгалтер, который специализируется на сопровождении внешнеэкономических сделок, должен разбираться в таможенном регулировании, знать валютное законодательство, в том числе ориентироваться на порядок налогообложения в странах, с которыми ведет сотрудничество.

Банки

Сбер не соблюдает новые правила ЦБ. Клиенты могут перевести себе только 2 млн рублей в сутки

Центробанк заявил, что по СБП размер одной операции не может превышать 1 млн рублей. При этом нельзя ограничивать число бесплатных переводов в сутки. Сбербанк не снял эти ограничения.

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа
НДФЛ

При каком сроке владения недвижимость можно продать без НДФЛ в 2024 году: таблица на все ситуации + примеры и пояснения

В общем случае с дохода от продажи недвижимости надо платить НДФЛ и сдавать декларацию 3-НДФЛ. Но если срок владения – больше минимального, то налога не будет и декларировать доход не надо.

Иллюстрация: freepik/freepik

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

📢 Бухгалтера могут уволить за разглашение зарплат персонала. Если было оформлено обязательство о неразглашении персданных, уточняет эксперт

Кто в компании обрабатывает персональные данные сотрудников, тот и несет ответственность за их разглашение.

6

Ценные бумаги переехавших в РФ компаний будут заблокированы

Если активы экономически значимых компаний, которые решили работать в российской юрисдикции, были заблокированы, то они таковыми и останутся после переезда в РФ.

Интересные материалы

Банки

Банкам запретили беспокоить наследников застрахованного должника

Кредитные организации должны самостоятельно получать страховое возмещение по кредиту, а не тревожить родственников умершего должника.

2