Менеджмент

Логика прорыва

Прорыв — это быстрое осуществление качественных изменений в системе предприятия, задающее процессу преобразований оптимальную динамику и делающее его необратимым. Эти изменения реализуются в сжатые сроки за счет концентрации интеллектуальных, финансовых и административных ресурсов, а также значительных личных усилий руководства.
853 4

Прорыв — это быстрое осуществление качественных изменений в системе предприятия, задающее процессу преобразований оптимальную динамику и делающее его необратимым. Эти изменения реализуются в сжатые сроки за счет концентрации интеллектуальных, финансовых и административных ресурсов, а также значительных личных усилий руководства.

Целью прорыва является создание ростков нового, которые смогут за счет своего потенциала саморазвития интегрироваться в старую систему и обеспечить в дальнейшем преобразования с необратимыми результатами. Поэтому залог успеха прорыва — правильное определение направления удара. Для большинства российских предприятий это радикальное повышение качества топ-менеджмента. Неуспех значительно усложняет возможность преодоления системных преград, следующая попытка прорыва будет сложнее и будет иметь меньше шансов на успех. Противники преобразований воодушевятся и станут активнее утверждать, что радикальные изменения не нужны, достаточно повысить дисциплину, усилить контроль и т. п.

Организационную систему нельзя преобразовать во что-то новое, если, с одной стороны, внутри нее нет ростков этого нового, а с другой — во внешней среде нет соответствующих условий. В процессе преобразований происходит замена действующей (старой) системы на новую. При этом выделяется ряд промежуточных этапов, каждый из которых характеризуется определенными результатами. Среди них:

  • отчетливое видение и конкретный проект новой системы;
  • создание, выращивание и укрепление ростков нового;
  • преодоление существующих системных преград;
  • встраивание, вживление элементов нового в систему.

Важно подчеркнуть, что в реальности преобразовательные процессы идут не последовательно и не линейно; они переплетены, их трудно отделить друг от друга. В них нет строгой логики, которую можно представить в виде последовательного алгоритма действий. Они могут идти одновременно, а динамика и характер взаимосвязи могут различным образом меняться на разных этапах. Например, ростки будущего могут возникнуть раньше, чем формируется отчетливое его видение. Но благодаря формированию видения начинается более эффективное управление процессом выращивания этих точек роста. На каком-то этапе своего формирования видение трансформируется в концепцию или проект новой системы, что также влияет на конкретизацию и корректировку процесса создания новых бизнес-элементов.

Аналогично преодоление системных преград начинается не по календарному плану, а по мере необходимости глубоких изменений, осуществляемых на основе внедрения конкретных проектов и бизнес-процессов. С активной защиты их как нового и начинается преодоление системных преград.

1. Запуск. Преобразовательные процессы представляют собой сложную системную организацию, в которой вначале выделяется своего рода запуск, а в определенный момент возникает механизм самоорганизации.

Главным условием возникновения реальной потребности в преобразованиях является наличие личной заинтересованности первого руководителя и топ-менеджеров. Прежде всего именно они должны видеть себя в новой системе. Причины заинтересованности и стоящие за ними мотивы могут быть разными:

  • возможности достичь новых, более крупных личных успехов;
  • самостоятельность и обладание властью;
  • возможность добиться более высокого социального положения.

У руководителей предприятия существуют два возможных подхода к запуску преобразований.

Первый подход основан на формировании видения будущего предприятия и целей его преобразования. Один из вариантов реализации данного подхода предполагает, что топ-менеджеры самостоятельно созревают до понимания необходимости кардинальных изменений, оказываются способными вырабатывать видение будущего и формулировать новые цели и стратегию. Основной акцент в нем делается на обучение и развитие первого руководителя и топ-менеджеров. Положительный эффект может быть достигнут, если у «высокопоставленных» обучаемых есть понимание необходимости учиться и соответствующая внутренняя мотивация, а также если у них сохранены способности к обучению и усвоению нового. В реальности этот вариант все же встречается редко.

При другом варианте на предприятие приходит новый руководитель со своей командой, ее члены понимают необходимость и видят способы осуществления преобразований. Этот вариант встречается чаще, он более эффективен, но существенно дороже и требует более значительных усилий.

Второй подход к запуску связан с появлением точек роста новой системы внутри существующей. Часто они возникают вне осознанной связи с целями преобразований. По своему содержанию эти новации могут быть самыми разными — от внедрения информационных систем до обучающих технологий. Но развитие их в той или иной мере влияет на работу разных систем предприятия, приводит к переосмыслению задач деятельности и формированию его нового видения, пониманию необходимости преобразований. Наиболее характерный пример здесь — внедрение корпоративной информационной системы. Менеджеры предприятий, имеющие современные информационные системы, знают, как они втягивают одну за другой системы управления в работу по-новому. Этот вариант запуска преобразований можно назвать естественным. Его основы есть на многих предприятиях, правда, в большинстве случаев это не приводит к постановке новых задач и выработке соответствующей стратегии.

2. От запуска к самоорганизации. Запуск преобразований — важный элемент, но это лишь самое начало, не гарантирующее устойчивый результат. Уверенность в успехе появляется лишь тогда, когда возникает механизм самоорганизации преобразовательных процессов, т. е. если:

  • имеется амбициозная команда менеджеров с общим видением будущего предприятия;
  • достаточное количество молодых перспективных менеджеров, амбиции которых ориентированы на новые возможности;
  • управленческий персонал вовлечен в инновационную деятельность и готов к преобразованиям;
  • существует интерес со стороны значительной части управленческого персонала к активно функционирующему профессиональному обучению;
  • получены и используются инвестиции на модернизацию производственных технологий и создание новых бизнесов;
  • периодически появляются новые относительно самостоятельные бизнес-проекты;
  • внедряются информационные технологии и системы управления знаниями;
  • происходит активизация работ по развитию человеческих ресурсов и кадровым перемещениям.

Процесс изменений от запуска преобразований до появления механизма самоорганизации, по существу, и является прорывом. Здесь уже можно говорить о необратимости преобразований.

3. Прорыв как процесс создания точек роста. Реальное преобразование начинается с создания точек роста — новых бизнесов, форм и методов управления. Создание точек роста и их выращивание — дело тонкое, требующее осторожности. Множество факторов, включая системные преграды и случайности, могут ему повредить.

Предприятие как систему можно представить в виде следующих элементов: задачи, организационная структура, организационная культура, персонал, основные производственные технологии. Взаимосвязи между этими элементами отражают непреодолимые преграды для менеджера-реформатора, осознавшего необходимость преобразований и имеющего лишь одни идеи. Такая система — большая машина, которая может даже не заметить менеджера с новыми идеями и раздавить его, если он начнет напрямую (напролом) пытаться ее перестроить.

Единственно возможный путь в такой ситуации — создать механизмы реализации новых идей внутри действующей системы (точки роста), которые и приведут в дальнейшем к системным преобразованиям. Произойдет это как бы исподволь, незаметно. При этом внедряемые новации должны быть одновременно ориентированы и на повышение эффективности функционирующей системы. Реализуется такой подход в разработке новых проектов, в подборе перспективных менеджеров и специалистов, способных наиболее быстро их внедрить и трансформировать в механизм будущих преобразований.

Важным моментом в выращивании ростков будущей системы и подготовки прорыва является организация делового взаимодействия между менеджерами, занимающимися инновационными проектами и созданием новых бизнес-процессов. В этом взаимодействии и неформальном общении формируется своя инновационная субкультура, которая при правильном управлении этим процессом станет основой изменения организационной культуры предприятия.

Окончательное оформление прорыва связано с разработкой проектов новых бизнес-процессов, их внедрением и созданием наоснове развивающихся идей и конкретизирующихся задач новых ценностей. В завершенном состоянии прорыв представляет собой системную целостность новых элементов.

При использовании прорыва участие менеджеров среднего и нижнего уровней — в сравнении с традиционным проведениемпреобразований — существенно увеличивается, хотя ответственность, конечно, остается различной. Такое повышение роли менеджеров нижних уровней происходит за счет их непосредственного участия в инновационных проектах. Вовлечение в прорыв менеджеров всех уровней делает процесс преобразований более тщательно проработанным, динамичным, устойчивым и закладывает основы необратимости изменений.

Прорыв в мозгах менеджмента — ключ к реальному реформированию. Понять, что именно в этом заключена возможность развития компании в современных рыночных условиях, действующему руководителю непросто, принять это в планы работы еще сложнее, а организовать решение такой задачи на основе имеющегося опыта практически невозможно. Для этого требуются решительные и нестандартные организационные действия, а также новые управленческие технологии.

Слово «прорыв» звучит резко, революционно и ассоциируется с агрессией, разрушениями. Однако при правильном проведении он таковым не является и даже носит эволюционный характер. Выращивание новой системы внутри функционирующей — процесс постепенного осуществления прорыва, он проходит без потрясений, почти незаметно. Возникновение и рост новой системы не вызывает у большинства персонала резкого сопротивления.

Начать дискуссию

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес

Чаще всего собственники и руководители замечают, когда в бизнесе что-то идет не так. Но так как они погружены в решение оперативных задач, то не сразу могут увидеть, что многие вопросы можно решить с помощью автоматизации. В итоге менеджмент борется с симптомами, а проблема остается. Разбираемся, какие признаки говорят о том, что вам пора автоматизировать бизнес.

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес
7

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В судах на 60% выросло число дел о применении искусственного интеллекта

Большинство споров связаны с использованием технологии искусственного интеллекта для взыскания долгов, с проблемами по грантам и договорам на разработку IT-продуктов на базе ИИ.

15

Как сделать возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога в 2024: новая форма заявления 

Суммы налогов, которые излишне уплачены в составе ЕНП, по сути переплата в бюджет, они образуют на ЕНС положительного сальдо. Такую переплату можно вернуть на расчетный счет или зачесть в счет будущей задолженности, которая будет сформирована. 

Как сделать возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога в 2024: новая форма заявления 
42
Лучшие спикеры, новый каждый день

Директора подразделения «Росатома» арестовали за взятку

Топ-менеджера структурного подразделения ГК «Росатом» заключили под стражу до 26 мая 2024 года. Его подозревают в получении взятки в особо крупном размере.

48

Фиктивная сотрудница, ничего не делая, за год «заработала» более 500 000 рублей

В Сочи направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при трудоустройстве.

105

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Снова в школу

Геометрическое задание на школьные знания внимательность. Бухгалтер, справишься?

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Снова в школу
23
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

42

😠 Если ИП на УСН «доходы» закроется в январе 2025 года, его вычет на взносы 1% просто сгорит. Бухгалтеры возмущены

Взносы ИП 1% за 2024 год налог по УСН за 2024 год не уменьшают. Они пойдут на уменьшение налога только за 2025 год. Если конечно там будет, что уменьшать.

52

Центробанк снова продлил ограничения на перевод средств за рубеж

Ограничения на денежные переводы за границу будут действовать еще 6 месяцев — до 30 сентября 2024 года.

41

Как бизнесу снизить налоговую нагрузку: 5 законных способов

Каждая компания хочет получать больше прибыли и платить меньше налогов. Но чтобы сделать это законно, нужно знать, какими способами можно снизить налоговую нагрузку на бизнес. 

Как бизнесу снизить налоговую нагрузку: 5 законных способов
35

ФАС требует от Ozon объяснений по введению сбора в ПВЗ

Представители рынка электронной торговли направили в ФАС жалобу на Ozon, который установил сервисные сборы для владельцев пунктов выдачи заказов.

58

Тонкое искусство управления дедлайнами

Ежедневники, блокноты, календари, заметки в телефоне, стикеры, бумажечки и даже тыльная сторона ладони… Все это — инструменты, которые многие используют для фиксирования важных событий и дат. При таком управлении дедлайнами постоянная спешка, опоздания по срокам и недовольные клиенты — неизменные компаньоны. Далее расскажем, как от них избавиться.

Тонкое искусство управления дедлайнами
46
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Предприниматели оформили рекордное число кредитов с плавающей ставкой

Число кредитов, процентная ставка которых привязана к ключевой, уже выросла почти до 50%. Бизнес уверен, что ЦБ снизит ключевую ставку, а вместе с ней сократятся проценты по займам.

49
УСН

ИП на УСН «доходы» не нужно заявление на зачет взносов 1%

Срок уплаты взносов ИП 1% с дохода свыше 300 тысяч рублей за 2023 год – 01.07.2024. Но можно не тянуть до последнего, а оплатить уже сейчас.

99

Chanel завершает свой бизнес в России

Компания Chanel решила полностью уйти с российского рынка. Ей могут грозить неустойки по договорам аренды, которые оценивают в десятки миллионов рублей.

172

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать

В малом бизнесе владелец может учитывать все финансовые движения в уме. Однако когда операции разрастаются, а их отслеживание становится сложным, приходит время заняться финансовым планированием.

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать
32
НДФЛ

Оплата вынужденного прогула облагается НДФЛ

Если увольнение сотрудника было признано незаконным и через суд он добился восстановления и оплаты вынужденного прогула, то такая оплата – это облагаемый НДФЛ доход.

50

❗ Компания может попасть на штраф, если при переходе на ЕНС переплату по одному налогу ФНС зачла в счет долга по другому

За неумышленную неуплату налога из-за занижения базы или иного неправильного исчисления предусмотрен штраф 20% от суммы налога (по п. 1 ст. 122 НК).

151

Сколько длится дело по субсидиарке? Что приводит к затягиванию суда

Длительность рассмотрения дела связана с разными факторами. Разберем, что приводит к затягиванию рассмотрения дела в суде

29

Интересные материалы

Объявления об онлайн-продаже табака могут заблокировать без решения суда

Чтобы заблокировать интернет-ресурс с информацией о дистанционной продаже табачной продукции, понадобится больше 3-х месяцев. Власти хотят ввести механизм внесудебной блокировки — такой же, какой сейчас действует в отношении алкоголя.

35