Менеджмент

Выбираем аутплейсмент – способ укрепить имидж компании в период вынужденных увольнений

Во время кризиса многие компании вынуждены сокращать кадры, увольнять сотрудников. В этой ситуации предприятие может достаточно легко лишиться имиджа привлекательного работодателя и надежного партнера. А может наоборот укрепить свой авторитет, выйти из всех испытаний победителем. Добиться успеха поможет аутплейсмент – комплекс мер, способных свести к минимуму отрицательные последствия жизненно необходимых компании увольнений.

Во время кризиса многие компании вынуждены сокращать кадры, увольнять сотрудников. В этой ситуации предприятие может достаточно легко лишиться имиджа привлекательного работодателя и надежного партнера. А может наоборот укрепить свой авторитет, выйти из всех испытаний победителем. Добиться успеха поможет аутплейсмент – комплекс мер, способных свести к минимуму отрицательные последствия жизненно необходимых компании увольнений.

Что это такое?

Аутплейсмент пришел в Россию в конце 1998 года*. Тогда в основном эту программу заказывали в кадровых агентствах иностранные компании, вынужденные проводить во время кризиса серьезные сокращения персонала. Они знали о ней не понаслышке: на Западе аутплейсмент применяется уже достаточно давно и считается эффективным способом цивилизованного расставания с сотрудниками. В некоторых странах, например, во Франции, есть агентства занимающиеся исключительно аутплейсментом. В Великобритании подавляющее число предприятий – до 90 процентов – поддерживают своих уволенных сотрудников.

Лариса БАКЛЫКОВА,
директор направления «Аутсорсинг», Senat Consulting Services:

«Крупный промышленный холдинг запланировал сокращение около 40 человек, работавших в четырех городах Поволжья. Увольнение 40 сотрудников сильно повлияло на моральный дух оставшихся. Нам пришлось разбить психологическую помощь на два направления, которые реализовывались одновременно. Первый – работа с уволенными, второй – с оставшимися. На протяжении всего поиска новых мест уволенные сотрудники звонили психологам-консультантам и делись своими переживаниями, советовались. Оставшихся на предприятиях сотрудников волновала возможность увольнения, уменьшения компенсаций или перевода на работу с худшими условиями труда. Психологи работали в группах, помогали поверить в свою компанию. Такая тщательная психологическая работа позволила снять внутреннее напряжение среди сотрудников холдинга, купировать негативные слухи и устранить снижение работоспособности сотрудников».

В сегодняшних российских условиях аутплейсмент вновь стал актуальным. Причем в настоящее время эту программу заказывают и крупные отечественные компании, думающие не только о том, как удержаться на плаву в сложный период, но и о том, чтобы выйти из нового кризиса еще более окрепшими. Возможно, аутплейсмент заказывали бы гораздо чаще, если бы у большинства руководителей и кадровых работников было четкое представление о том, что же это такое и какую пользу может принести организации.

Как это работает?

Итак, если говорить коротко, то суть аутплейсмента состоит в том, чтобы помочь сотрудникам, попавшим под сокращение, адаптироваться в новых для них обстоятельствах, выработать собственную стратегию поиска подходящего рабочего места и, в конце концов, найти работу. Очевидно, что это не одна услуга, а целый пакет. Аутплейсмент включает в себя нескольких равнозначных по важности этапов.

Все начинается с обращения компании в кадровое агентство, занимающееся аутплейсментом. Кстати, далеко не каждое агентство готово разработать и осуществить для той или иной организации эту программу. Обычно аутплейсментом занимаются большие агентства, специализирующиеся не только на подборе персонала, но и на консалтинге. Обсуждая варианты сотрудничества с агентством, компания может подобрать свой, необходимый ей вариант аутплейсмента. Например, по желанию компании агентство или размещает резюме сотрудников на «работных» сайтах, или дает объявления о поиске работы в СМИ, или не делает этого. В пакет услуг может также входить профессиональное тестирование уволенных специалистов, составление индивидуальных планов трудоустройства, репетиционные собеседования и так далее.

Естественно, чем меньше будет составляющих в пакете, тем дешевле обойдется компании сотрудничество с кадровым агентством. Здесь главное – не переборщить в погоне за более дешевым вариантом и не отказаться от действительно важных услуг.

Итак, пакет выбран, договор заключен** – агентство приступает к работе. Достаточно часто аутплейсмент как процесс состоит из двух этапов.

На первом этапе обычно анализируется рынок труда. Рекрутеры выясняют, на каких именно предприятиях востребованы сокращаемые компанией-заказчиком сотрудники, какие условия им там могут предложить. Кстати, компания может, что называется отдельной строкой договориться с агентством о том, что организации-конкуренты не будут рассматриваться в качестве потенциальных работодателей.

На втором этапе происходит подготовка сокращаемых сотрудников к последующему трудоустройству и их продвижение на рынке труда. Специалисты кадрового агентства помогают им адаптироваться в новой роли соискателей, рассказывают о том, какие способы поиска работы существуют, как составить резюме, подготовиться к собеседованию с работодателем. Тот, кто долгое время не занимался поиском работы, имеет обо всем этом весьма смутное представление, не знает своей реальной стоимости, не может правильно изложить свой опыт, провести самопрезентацию, не знает, как и что отвечать на вопросы интервьюера. Специалисты кадрового агентства проконсультируют его по всем вопросам, посоветуют в том числе, и как одеться на собеседование. Кстати, не многие догадываются о том, что большая часть отказов в приеме на работу по признаниям самих работодателей связана с жалким внешним видом кандидата.

На этом же этапе кадровое агентство размещает отредактированные резюме уволенных сотрудников на специализированных сайтах, рассылает их новым работодателям. В некоторых случаях агентство может организовать направление сокращенных сотрудников на переобучение по новым специальностям, если их старые являются невостребованными. Еще один вариант – организация курсов повышения квалификации или курсов по изучению иностранного языка.

Этапов аутплейсмента может быть и больше. Точное число зависит от того, сколько и какие услуги выбрала для себя компания. Например, организация решила, что уволенным сотрудникам необходима психологическая помощь в борьбе со стрессом, вызванным сокращением. Агентство может взять организацию такой помощи на себя, выделив связанные с этим мероприятия в отдельный этап программы аутплейсмента.

Каковы результаты?

Обычно программа аутплейсмента продолжается три-четыре месяца, реже – около года. Опыт показывает, что в результате вновь трудоустраивается около 70–80 процентов сокращенного персонала. А что же в результате этого процесса получает сама организация?

Во-первых, оказывая своим бывшим сотрудникам помощь в поиске работы, компания превращает их из своих противников, обиженных на то, что с ними, по их мнению, так несправедливо поступили, в союзников, сохраняет со многими из них нормальные отношения. В результате существенно снижается вероятность того, что кто-то из уволенных подаст на компанию иск в суд.

Во-вторых, компания обеспечивает лояльное отношение к себе со стороны тех сотрудников, которые остались и продолжают работать на прежних местах. Видя, как помогают сокращенным коллегам, они понимают, что в случае негативного развития событий их тоже не бросят на произвол судьбы, не оставят один на один с жизненными трудностями. Как правило, в результате повышается производительность труда всего коллектива в целом, люди начинают верить в себя, верить в своего работодателя.

В-третьих, аутплейсмент помогает компании поддержать свой авторитет и в глазах партнеров. Внимание к собственному персоналу, исполнение своих обязательств перед сотрудниками позволяет предположить, что компания столь же добросовестна и щепетильна в отношениях с теми, с кем ее связывает общий бизнес.

В-четвертых, следует отметить также и тот факт, что в результате аутплейсмента компании удается существенно… сэкономить. Дело в том, что стоимость программы рассчитывается в зависимости от набора услуг, входящих в пакет аутплейсмента, и должности увольняемого. Вернее – его оклада. Самый распространенный вариант расчета стоимости аутплейсмента – один-полтора оклада каждого из тех сотрудников, с которыми работает агентство. В случае же простого сокращения персонала, предприятие должно выплатить каждому из сокращенных до двух среднемесячных заработков***. Если же добавить к этому возможные судебные издержки, то получается весьма внушительная сумма.

Вера АЛЕКСАНДРОВА,
руководитель отдела оценки персонала и кадрового консалтинга Avanta Personnel:

«Крупная компания по производству продуктов питания запланировала ликвидацию одного из производственных подразделений и обратилась к нам с просьбой разработать и осуществить программу аутплейсмента. Предстояло сократить около 80 человек, многие из которых проработали на предприятии более 20 лет.

Первый этап включал сбор информации о рынке труда. Мы учли и то, что некоторые специалисты захотят сменить сферу деятельности, поэтому рассматривали также промышленные предприятия другого профиля, торговые комплексы, складские и транспортные компании.

На втором этапе были проведены обучающие семинары по технологии поиска работы. Отредактированные резюме вместе с сопроводительными письмами рассылались на заинтересовавшие кандидатов предприятия. Итоги программы можно признать успешными: через два месяца работали 70 процентов экс-сотрудников (причем 10 процентов еще и не начинали искать работу)».

Будет ли трудоустроен сотрудник?

Классический западный аутплейсмент – это обязательное трудоустройство сотрудника в конце программы. Обычно при этом указывается дата его выхода на новую работу, доход и компенсационный пакет. Но это правило не всегда распространяется на массовые сокращения рядового персонала, гораздо чаще – на квалифицированных специалистов.

У нас примерно такая же ситуация. Кадровые агентства могут гарантированно найти работу только тем сотрудникам, о которых заведомо известно, что они востребованы на рынке труда. За трудоустройство большой группы уволенных вряд ли кто-то возьмется. Слишком разнородным будет этот коллектив, слишком большое количество условий придется в результате соблюсти рекрутерам. И, в конечном счете, вся эта работа может пойти насмарку, потому что очень многое при трудоустройстве зависит от самого человека, от его настроя, активной или пассивной жизненной позиции. Агентство может ему помочь, но сделать за него его работу, например, успешно пройти собеседование, ни один рекрутер не в состоянии.

Будущее аутплейсмента в России

Сегодня, во время кризиса, аутплейсмент скорее всего будет востребован компаниями. Да, за программу придется заплатить, и заплатить в общем-то немало. Но затраты того стоят: выгода наверняка окажется существенно больше, чем материальные потери. Да их и потерями-то назвать сложно: во-первых, сохраняются вложения, которые уже были сделаны компанией в укрепление своего имиджа, во-вторых, в дальнейшем, после кризиса, организация сможет сэкономить на подборе необходимых сотрудников. В компании, пользующиеся авторитетом и у своего персонала, и у партнеров, специалисты идут гораздо охотнее, чем в другие фирмы.

* Оutplacement (от англ.) – трудоустройство уволенных.

** Имеется в виду гражданский правовой договор на оказание услуг.

*** В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 178 ТК РФ).

Комментарии

1
  • Pugalter
    Веселая статейка
    Кадровые агентства придумали себе новый вид деятельности и создают иллюзию его востребованности. Пять с плюсом за фантазию и изобретательность.

С 1 января 2024 года вступили в силу новые правила по учету имущества организаций

Изменения в правилах учета направлены на повышение его прозрачности и надежности, эффективное использование и справедливое распределение имущества. Организации должны привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями, чтобы избежать негативных последствий. 

С 1 января 2024 года вступили в силу новые правила по учету имущества организаций

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Могут ли оспорить в банкротстве соглашение об алиментах?

У большинства должников банкротов есть дети. Обычно, если имеются официальные доходы, то должник пытается обезопасить их от взыскания со стороны кредиторов. Иногда прибегают к оформлению повышенных алиментов на несовершеннолетних детей.

УСН

Что делать, если ИП на УСН уже сдал уведомление по ЕНП без уменьшения на взносы 1%

Письмо ФНС с разрешением уменьшать налог по УСН за 2024 год на взносы 1% за 2024 год вышло в начале апреле. Но некоторые ИП узнали о новых правилах, когда уже посчитали налог и сдали уведомление.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Системы налогообложения в России

Основные системы налогообложения в РФ — общая и упрощенная системы налогообложения («ОСН» и «УСН») и патентная система. Все системы, не являющиеся ОСН, являются специальными налоговыми режимами (спецрежимами), условия и порядок их применения регулируются Разделом VIII.1 НК. Разберем, кому какая система подойдет.

Системы налогообложения в России

Пришло требование от ФНС: как ответить

Игнорировать требования ФНС нельзя, иначе организации или ИП могут получить штрафы, а их счета заблокируют.

Ипотека

ВТБ будет выдавать ипотеку в Крыму через РНКБ

Жители любых регионов страны смогут приобрести недвижимость в Крыму, а жители полуострова смогут оформить ипотеку в отделениях дочернего банка РНКБ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Управление качеством в проектах: методы и практики

В простой схеме конкуренции товаров и услуг чаще всего побеждают отличающиеся лучшим качеством даже при относительно более высокой цене. Этот критерий является одним из основных, на который клиенты обращают внимание в первую очередь, что неудивительно.

Управление качеством в проектах: методы и практики

❗ Внимание: завтра — крайний срок сдачи многих налоговых отчетов

Согласно календарю бухгалтера, на 25 апреля (четверг) приходится последний день представления основных видов налоговой отчетности, в том числе за 1 квартал 2024 года. А ИП на ОСНО платят за себя аванс по НДФЛ за 1 кв.

Хотите в отпуск за границу? Погасите задолженность!

За какие долги закроют выезд из России.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Решение суда: в товарных знаках нельзя указывать «№1»

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Вклады

Ставку по некоторым вкладам хотят отвязать от ключевой, но Минэкономразвития против

Центробанк предложил создать специальные вклады для малоимущих, которые получают социальную поддержку. Изначально доходность по таким вкладам определяли как ключевую ставку ЦБ + 1%, но есть и другие предложения.

Домашний адрес как место работы в трудовом договоре с дистанционщиком: правильно ли так

Дистанционные сотрудники работают по трудовому договору вне места нахождения работодателя и вне стационарного рабочего места, прямо или косвенно находящегося под контролем работодателя.

8
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🎡Викторина на «Клерке». Проверьте, как вы отчитались за I квартал

На «Клерке» викторина! Проверьте, насколько вы крутой бухгалтер, а заодно узнайте, как вы отчитались за первый квартал. Разыгрываем приз! Поторопитесь!

Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк
5

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

Как суды относятся к сделкам с криптовалютой в случае банкротства? Судебная практика и рекомендации.

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Не удивили: чем в основном занимается молодежь в качестве ИП и самозанятых

5,2 млн молодых людей зарегистрированы в качестве самозанятых, а предпринимательскую деятельность через ИП ведет 1 млн человек в возрасте до 35 лет.

С 1 мая вводится маркировка БАДов и антисептиков

Все участники оборота биологических активных добавок к пище (БАД), антисептиков и дезинфицирующих средств с 1 мая 2024 года должны передавать данные о движении маркированной продукции через электронный документооборот (ЭДО) между участниками.

Условия работы НПД противоречат ТК РФ, приостановка переводов. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Для малого бизнеса в сельском хозяйстве будут дополнительные меры поддержки: какие именно

Президент поручил правительству разработать дополнительные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Интересные материалы

💥Обзор к утру среды: косметика из нефти, на АЭС Фукусима-1 отключилось электричество, Михаилу Ефремову отказали в УДО

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.