Маркетинг

Фабриканты полезных мнений

Блогосфера и интернет-форумы потеряли маркетинговую девственность: рекламные агентства и оптимизаторы наперебой предлагают услуги по «нейтрализации негативных мнений» и «управляемому обсуждению» в сети.

Блогосфера и интернет-форумы потеряли маркетинговую девственность: рекламные агентства и оптимизаторы наперебой предлагают услуги по «нейтрализации негативных мнений» и «управляемому обсуждению» в сети.

Наверное, это неизбежно: любую коммуникационную среду бизнес рано или поздно начинает использовать для скрытого продвижения и всяческого продакт-плейсмента. «Грехопадение» Рунета стало очевидным фактом чуть более года назад. 6 декабря 2007 года сразу полдюжины почтенных блогеров-тысячников одновременно написали в дневниках о московской сети магазинов «Утконос». Все записи выглядели как бытовая зарисовка с незамысловатым сюжетом: блогер решил заказать доставку продуктов — привезли вовремя — «До чего же хорошо!». Но у прогрессивной интернет-общественности нашествие стада «утконосов» вызвало бурю негодования.

«Ну не может одновременно пошедший вал восторгов сойти за внезапно проснувшийся интерес блогосферы, — ехидно комментировал один из блогеров. — Уж больно явственно торчали изо всех щелей уши, лапы и клюв известного зверька». «Продажных блогеров» сообщество подвергло остракизму. По первое число досталось и «Утконосу» — за «растление» блогосферы. С тех пор слово «утконос» для пользователей стало нарицательным, олицетворяя топорную попытку манипуляции общественным мнением. Некоторые даже публикуют ернические объявления: «Размещу в своем блоге скрытую рекламу. Недорого. Утконоса не предлагать».

Отложим разговор об этичности такого способа продвижения и для начала разберемся с самим инструментом. Интернет — очень изменчивая среда. В последние годы, например, наметился отчетливый тренд: пользователи в целом стали меньше доверять поисковым системам как инструменту извлечения из Сети нужных сведений. Слишком уж много стало вопросов и запросов, на которые те не в состоянии дать адекватного ответа. В итоге для получения информации люди все чаще прибегают к помощи различных сообществ: задают вопросы на форумах и в разделах «вопрос — ответ» на различных порталах, получая разъяснения живых пользователей, а не поисковиков. У отвечающих имеются рейтинги. Значит, можно понять, что за человек пишет и насколько он компетентен в той или иной области. А поскольку вопросы часто повторяются, всегда можно обнаружить подборку уже готовых мнений. В том числе о компаниях, товарах и услугах.

Наблюдая за происходящим, делают свои выводы и фирмы-оптимизаторы. Раньше для продвижения компании в Интернете им было достаточно поработать над тем, чтобы сайт клиента лучше «видели» поисковые системы. Теперь же основной акцент все чаще переносится на работу с социальными сетями и тамошними «властителями дум» (opinion makers). Главный слоган рекламиста эпохи Web 2.0: «Производители мнений — двигатель торговли!» Как ни крути, аудитория тех, кто формирует собственное мнение на основе суждений других интернет-пользователей, будет только расти. Может быть, это звучит и цинично, но грамотная работа с «узловыми фигурами» Интернета уже сейчас гораздо эффективнее, да и дешевле, чем обычная рекламная кампания в Сети.

По данным «Яндекса», в Рунете насчитывается около шести миллионов блогов, причем аудитория в 10 тысяч человек для них — не такая уж и редкость. Многие из этих ресурсов впору приравнивать к средствам массовой информации. Некоторые популярные блоги могут похвастаться чуть ли не полумиллионом уникальных посетителей в месяц. Вот почему у отдельных блогеров нет-нет да прорвется в дневник тоска: вот бы монетизировать аудиторию!

Было время, когда владельцы сайтов частенько формировали контент с помощью дешевой и сердитой техники «copy-paste» — простым копированием текстов с интернет-ресурсов аналогичной тематики. Затем поисковые системы усовершенствовали алгоритм поиска и стали учитывать при индексации сайта уникальность текстов. В результате вырос спрос на услуги рерайтеров, способных переписать чужие тексты так, чтобы поисковая машина посчитала их уникальными. Рерайтинг быстро превратился в одну из популярнейших форм удаленного приработка в Сети, а счет рерайтерам, полагаю, пошел на десятки тысяч.

Сейчас рерайтеры-надомники уверенно осваивают смежную специальность — постинг на форумах за деньги. В Сети появились «биржи», где заказчики и исполнители находят друг друга. Заказ обычно выглядит просто: нужно написать сообщение на форум по определенной тематике. Иногда подкидывается и соответствующая «фактура». Посты обычно оцениваются в сумму от нескольких центов до нескольких долларов — в зависимости от качества исполнения. Подходы у заказчиков бывают разные. Одни компании настаивают на модерации и предварительном согласовании «мнения». Другим не важно, что о них пишут, — лишь бы писали побольше.

Работники «индустрии мнений» — публика разношерстная. Очень быстро, в силу различия знаний и умений, они разбредаются по специализациям. Кому-то милее недвижимость, кому-то — гаджеты или автомобили. Существует специализация и по темпераменту: у одних получается правдоподобно возмущаться и втягивать аудиторию форума в словесную перепалку, другие — мастаки талантливо хвалить и тонко ввернуть мимоходом коммерчески заряженную информацию. Настоящие профи не просто многолики (работают под различными «никами»), но и формируют для каждого псевдонима свою легенду и манеру общения.

Своим чередом идет и коммерциализация блогов, причем началась она задолго до казуса с «Утконосом». Можно насчитать по меньшей мере пять серьезных интернет-ресурсов, занимающихся размещением заказов среди блогеров. Оплата — от нескольких долларов за публикацию в дневнике простой ссылки на нужный заказчику сайт до 100-300 долларов за полноценное «мнение» блогера-тысячника.

Логику разворачивающихся военных действий поясню на примере рынка недвижимости. Типичные покупатели квартир — люди в возрасте 25–40 лет, обычно дружащие с Интернетом, скрупулезно обчитывающие форумы и коллекционирующие мнения. Ресурсов по этой теме много, но на поверку оказывается, что почти все они… косвенно спонсируются или поддерживаются тем или иным застройщиком. На кону, как правило, сделки, каждая из которых тянет на сумму с пятью нулями в долларах. Поэтому приворожить к себе покупателя или «отворожить» его от конкурента с помощью мнений в социальных сетях — задача для продавца жизненно важная. Черный пиар здесь как нигде в ходу. Определенный процент рекламаций есть у всякого крупного застройщика, каким бы замечательным он ни был. Для конкурентов же дело техники — собрать на подконтрольном ресурсе недовольных, раздуть серию эмоциональных обсуждений, превратив форум в центр генерации отрицательных высказываний в адрес соперника.

Что делать, если конкурент скрытно начал массированную атаку на вашу компанию? Первое — организовать борьбу «бойцов Сопротивления» в тылу агрессора, то есть на его собственной площадке. Боже упаси вас от засылки «казачков» с выдуманными историями! Таких сообщество раскусит «на раз», а результат их деятельности окажется прямо противоположным желаемому. Выручают только компетентные мнения, которые основаны на реальных фактах. Полностью превозмочь негатив не получится, но посеять зерна сомнения у аудитории — наверняка.

Второе — создать собственную интернет-площадку и заняться формированием на ней дружественного сообщества. Иногда, в зависимости от силы атаки, приходится использовать не один ресурс, а пять–десять. Такие площадки создаются после анализа недостатков и сильных сторон уже существующих, поэтому почти всегда есть возможность сделать их лучше и хорошо раскрутить за полгода. Они могут представлять тему в разных ракурсах и отличаться более широким или более узким охватом. Это оттянет аудиторию из сообществ, враждебно настроенных конкурентом против вашей компании.

Принципиально важно поддерживать на своих форумах видимость неангажированности: не душить на корню критические замечания, а стараться технично их «отрабатывать» в процессе дискуссии. Создание таких «плацдармов» в Сети приведет к тому, что, когда конкуренту в следующий раз захочется заняться массированным очернительством, ему придется приложить на порядок больше усилий и создать еще больше сайтов. Как правило, на второй виток конкурента не хватает, и борьба переходит в позиционную.

Работа по продвижению в социальных сетях — штука тонкая, сродни плетению канители. И не все здесь решают деньги, тем более что блогеры, например, люди преимущественно независимые и прекрасно понимающие, насколько подозрения в ангажированности портят их реноме. Иной раз, чтобы «накрыть» блогосферу, гораздо эффективнее придумать яркий информационный повод, который блогерам будет не зазорно отразить в своих дневниках даже без какой-либо оплаты.

Как я решил для себя эту этическую проблему? Во-первых, не занимаюсь черным пиаром. Во-вторых, не берусь работать на несимпатичного клиента, чья добросовестность в отношении своего конечного потребителя вызывает у меня сомнения. А в-третьих… Интернет — это вавилонское столпотворение, в котором на каждый роток не накинешь платок. Здесь можно снискать известность для своей компании и продукта, можно смягчить негатив и свести на нет происки конкурентов. Но здесь невозможно выстроить блестящий фасад для компании, производящей фуфло. Какая бы мощная фабрика мнений над этим ни работала.

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?