Управление финансами

Затянуть пояса и пережить кризис

Не всё коту Масленица. Спокойные, стабильные и предсказуемые времена закончились. На смену им пришли времена не спокойные, не стабильные и уж совсем не предсказуемые.
1,5 тыс. 0

Не всё коту Масленица. Спокойные, стабильные и предсказуемые времена закончились. На смену им пришли времена не спокойные, не стабильные и уж совсем не предсказуемые.

Комментарии экономистов и аналитиков ставят в тупик. Новости в СМИ вводят в ступор. Настроения в обществе колеблются от хладнокровия до откровенной паники. Но никакие проблемы глобального масштаба не идут в сравнение с тревогой о личной стабильности и предсказуемости. А так как в основе этих ценностей лежит наша работа (зарплаты, премии, бонусы и есть источники благополучия большинства из нас), то тревоги, связанные с ситуацией на рынке труда, и объяснимы, и понятны.

Особенно незавидное положение у руководителей фирм и компаний, которые искренне стремятся пережить сложные времена, сохранив свой бизнес. В новых экономических условиях и правила «бизнес-игры» другие. Как показывает опыт, кто первым выучит эти правила и применит их на деле, тот и выиграет.
Симптомы кризиса очевидны: новые проекты закрываются, вакансии замораживаются, а на смену им приходят такие понятия, как «оптимизация кадров» (оно же – увольнение, оно же – сокращение), «оптимизация затрат», «экономия средств» и «сокращение бюджета». И если с оптимизацией кадров всё более-менее ясно, то последние три определения, несомненно, нуждаются в пояснении.

В чём разница?
На первый взгляд кажется, что слова «экономия средств», «сокращение бюджета» и «оптимизация затрат» имеют один и тот же смысл. В действительности разница между этими понятиями довольно существенная. Выражается она в подходе к работе с издержками компании.

Так, сокращение бюджета используется для достижения быстрого результата в ситуации дефицита ликвидности фирмы. Иначе говоря, под это понятие попадает всё, от чего можно отказаться без явных потерь для компании. Наиболее яркими примерами сокращения бюджета являются отмена новогодних корпоративов, перевод сотрудников на режим сокращенной трудовой недели (дня), предоставление неоплачиваемых отпусков, сокращение маркетинговых бюджетов.

Оптимизация затрат – системная работа и более долгий процесс, требующий проведения всестороннего анализа деятельности фирмы, всей цепочки создания ценностей, определения узких мест и чёрных дыр. При этом необходимо не только терпение, но и умение взглянуть на ситуацию под другим углом зрения, с других позиций и с определённой целью – сократить всё, что только можно, чтобы сохранить жизнедеятельность компании. Зато в конечном счёте эта работа принесёт существенный эффект и защитит фирму от неблагоприятных внешних воздействий.

Что же касается экономии средств, то это понятие в бизнесе подразумевает то же самое, что и в приватной жизни, например смену престижных марок товаров на более скромные или пересмотр, а то и полный отказ от ряда услуг, которые раньше выполняли так называемые специально обученные люди, а в данный момент вполне смогут выполнить и рядовые служащие. К слову сказать, офисные сотрудники, которые еще пару месяцев назад оскорбились бы, получив предложение совместить основную работу с параллельной, менее «благородной», сейчас с готовностью берутся за неё, справедливо рассудив, что «экономия средств» посредством дополнительной нагрузки куда лучше, нежели «оптимизация кадров» с абсолютно сумеречными перспективами.

Чтоб никто и не подумал, чтоб никто и не заметил

Существуют ли такие статьи расходов, отмена которых никак не отразится на результатах бизнеса? Конечно, существуют. В каждой компании есть некий «жирок», до которого
во времена относительного благоденствия не доходили руки или к нему относились, как к некой данности. Для небольших фирм это не столь характерно, но многие крупные и средние компании этим грешат. Финансовый кризис - очень удобный момент времени, чтобы изучить расходы по всей цепочке ценностей с точки зрения их полезности. В частности, можно пересмотреть политику фирмы в плане проведения корпоративных мероприятий (например, провести новогоднюю вечеринку не в пафосных ресторанах, а выбрать более демократичное место), компенсаций высокооплачиваемым сотрудникам обедов, оплаты мобильных телефонов и некоторых иных расходов. Эти меры позволят сэкономить немалые суммы (особенно если компания большая и топовых специалистов в ней, соответственно, не мало), а на бизнесе неоплаченные обеды никак не скажутся. Разве что настроение персонала ухудшится, но и этот момент можно обыграть, к примеру объявить, что меры по грамотному использованию «жирка» рассматриваются не иначе как тест сотрудников на лояльность к компании в тяжёлые времена.

Один на всех!

Кризисы в России уже случались, и не раз. Тем не менее это были кризисы локальные, произошедшие внутри страны, причина которых крылась скорее в политических, нежели экономических проблемах. Кризис-2008 – совсем другая история. Он носит глобальный, мировой характер, и от того проблемы приобретают невиданные масштабы, а самое печальное – абсолютно непонятную перспективу развития событий.

Что же касается бизнеса, то, несмотря на опыт прошлых сложных времён, с кризисом подобного масштаба абсолютно все игроки рынка столкнулись впервые, и пути выхода из сложившейся ситуации каждый ищет по-своему. И всё же в основе поиска лежат стандартные решения, прописанные в учебниках по менеджменту. А именно:
1.         Стимулирование инновационных идей, направленных на реорганизацию бизнес-процессов, снижение их стоимости, а также поиск дополнительных источников доходов.
2.         Уделение ещё большего внимания контроллингу (как оперативному, так и стратегическому).
3.         Управление дебиторской и кредиторской задолженностью (постоянный мониторинг, работа с клиентами по просроченной задолженности, проверка контрагентов и т.д.).
4.         Пересмотр инвестиционного портфеля.
5.         Проведение функционально-стоимостного анализа с целью исследования функций объектов управления, направленного на минимизацию затрат во всех сферах деятельности компании (проектирование, производство, логистика, торговля, административное управление) при сохранении (повышении) его качества и полезности. Использование всех доступных и легальных способов для сокращения непроизводительных расходов.

Безусловно, помимо этих общепринятых антикризисных шагов, каждая компания будет изобретать свои рецепты по спасению ситуации. В таком случае эксперты советуют разрабатывать план оптимизации расходов, исходя из стратегических перспектив фирмы.  «Даже если отдача от тех или иных расходов в текущий момент может быть неочевидной, от них нельзя отказываться, если есть гарантия, что именно эти расходы являются заделом для будущих доходов., - рассказывает начальник финансово-экономического управления одного из подразделений компании «Комус» Кристина Добыш. - Второй момент заключается в том, чтобы все инициативы по сокращению затрат, исходящие из различных служб компании, были согласованы между собой. Не менее важно и то, чтобы ответственность за достижение конкретных результатов внедрения данных инициатив была распределена между отдельными руководителями, а не сконцентрирована на каком-то одном сотруднике, как бы ни называлась его должность и какой бы статус в компании он ни имел».

И всё же экономить надо с умом. Например, сокращать расходы, напрямую связанные с обеспечением производственного процесса и реализацией продукции, точно не стоит. Ну и, конечно же, следует соблюдать все требования Трудового и Налогового кодексов. Кризис кризисом, а ответствености работодателя перед подчинёнными никто не отменял.

Сколько платит скупой

Зачастую компании с целью снижения издержек проводят политику тотального сокращения затрат. По мнению экспертов, это решение является наихудшим, так как в результате подобной политики сокращению подлежат все работы независимо от их полезности. При общем сокращении может снизиться уровень выполнения основных работ, что неизбежно приведёт к ухудшению качества продукции и снижению производительности деятельности предприятия. Падение производительности, в свою очередь, вызовет очередную волну сокращений, что вновь приведёт к снижению эффективности работы. Попытки выйти из этого замкнутого круга рано или поздно заставят предприятие поднять издержки выше первоначального уровня. Таким образом, поговорка о скупом, который платит дважды, проявляет свою состоятельность не только на бытовом, но и на финансово-экономическом уровне.

ВРЕЗ

Классификация затрат компании


Направления управленческого учёта

Классификационные признаки и группы затрат

Процесс принятия управленческих решений

Явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные

Процесс прогнозирования

Краткосрочные и долгосрочные

Процесс планирования

Планируемые и непланируемые

Процесс нормирования

Стандарты, нормы и нормативы и отклонение от них

Процесс организации

По местам и сферам возникновения, функциям деятельности и центрам затрат

Процесс учета

Одноэлементные и комплексные, по статьям калькуляции и экономическим элементам, постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные, текущие и единовременные

Процесс контроля

Контролируемые и неконтролируемые

Процесс регулирования

Регулируемые и нерегулируемые

Процесс стимулирования

Обязательные и поощрительные

Процесс анализа

Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные

Журнал Office Magazine, специально для ИА «Клерк.ру»


Комментарии

2
  • PUTI

    Затянуть пояса и пережить кризис?

    понятно, что в настоящий момент невозможно поменять стратегию развития крупного предприятия. Как обычно, все заняты текущими делами и скорее всего не хватает сил "поднять голову" для оценки развития рынка в других отраслях экономики.
    Вы задаёте вопрос, "...как прокормить 9-ти тысячный коллектив..." ?
    9 000 х 17 000 = 153 000 000 рублей, неплохая сумма и это только заработная плата!
    Создание и работа при таком заводе инжиниринговой компании в год обойдётся от 10 до 100 млн., рублей в зависимости от задачи...
    Что такое "КРИЗИС" - масштабное осмысление, переоценки ценностей для жизнедеятельности Человека, это и отражается спросом. Антикризисными мероприятиями можно назвать "минимизация рисков".

    Риск – зависимость от сырья, энергии, территории, отрасли и т.д. Изменения в таких плоскостях экономики приводят к убытку или росту Вашего капитала.

  • PUTI
    только развитием возможно избежать кризис, но и безконтрольное развитие станет кризисом. Создание потребности и есть...

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году

В 2023 году система расчетов с бюджетом претерпела существенные изменения. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ внес поправки в НК. Появилось понятие Единого налогового счета (ЕНС). Каждому налогоплательщику, будь то физлицо, ИП или компания, открыт единый налоговый счет, на котором учитываются все расчеты с бюджетом, касающиеся уплаты налогов и взносов.

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2

Проверьте свои знания в области бухгалтерской терминологии. Сегодня тест посвящен активам и пассивам.

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2

👀 «Клерк» на YouTube смотрят уже больше 5000 человек!

На нашем ютуб-канале вы найдете крутые налоговые и бухгалтерские новости. Подкасты про финансы и инвестиции, а также вебинары для бухгалтеров и кадровиков.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг. В рамках предыдущей статьи мы рассмотрели вопросы о том, как подготовиться к повышению цен, а также насколько сильно допустимо поднимать стоимость обслуживания клиентам. Теперь нам предстоит поговорить о том, какие аргументы использовать для согласования повышения стоимости, а также рассмотреть важные аспекты психологии принятия решений клиентом.

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета

За 2023 год расходы федерального бюджета составили 32,35 трлн рублей, на доходы пришлось 29,12 трлн. Дефицит бюджета составил почти 3,23 трлн рублей.

Банкротство иностранцев в России. Трансграничное банкротство в каждый дом!

До 2022 года большинство сделок в России структурировалось с участием иностранных компаний на Кипре, на БВО. Не в последнюю очередь это делалось для налоговой оптимизации и сокрытия источника происхождения денег. Если проект не взлетит, кредиторы могут направлять письма на деревню дедушке в Лимасоле.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Могу ли я снизить зарплату сотрудника за его опоздания?

Нет, производить удержания из зарплаты в таких случаях нельзя. Перечень случаев удержаний, которые может производить работодатель без согласия сотрудника из заработной платы, закрытый и расширительному толкованию не подлежит.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Налог по ПСН в 2024 году можно уменьшить на взносы 1% за 2024 год

Порядок уменьшения налога на взносы ИП 1%, который ФНС разъяснила своими письмами, действует не только для УСН, но и для ПСН.

53

Коротко о том, какие бывают формы финансирования?

В России существуют различные формы финансирования бизнеса со своими особенностями и условиями. Выбор зависит от целей компании, её размера, стадии развития и рыночной ситуации. Существует несколько источников получения средств.

Коротко о том, какие бывают формы финансирования?

Зачем бенефициара объявляют в международный розыск? Мнение налогового адвоката

При расследовании налоговых преступлений в 2023-2024 годах отчетливо обозначился новый тренд на привлечение бенефициара к уголовной ответственности с последующим объявлением в федеральный и международный розыск.

С 2026 года самозанятые смогут получать больничные пособия

Самозанятым позволят добровольно отчислять средства в Соцфонд, из которых сформируется база для выплаты больничных пособий.

49

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля

На «Клерке» есть полезный блог компании ДРТ, которая знает все о налоговом мониторинге. Читатели могут в любой момент уточнить важную информацию в комментариях.

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

❗ Авансы по всем имущественным налогам за весь год можно включить в одно уведомление

До 25 апреля надо сдать уведомление по ЕНП на имущественные налоги за 1 квартал с кодом периода 34/01. Туда же можно включить эти налоги с кодами 34/02, 34/03 и 34/04.

Бухгалтеры, на какой стороне кровати вы спите? И что это о вас говорит?

Положение тела во время сна может дать представление о вашей личности, предпочтениях и даже состоянии здоровья. Если вы хотите улучшить качество своего сна, подумайте о том, чтобы немного изменить положение тела во время сна и посмотреть, поможет ли это.

Уголовные риски при исполнении государственных контрактов

Все больше предпринимателей в своей деятельности стремятся заключить государственные контракты. Такое желание обусловлено, в том числе, стимулирующей политикой государства в этом направлении. Важно знать не только как заключить контракт, но и не понести серьезные финансовые и репутационные потери, а главное — не стать обвиняемым в совершении преступления.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Участникам электронной торговли приготовиться к изменениям и возможным сложностям

В ближайшем будущем участников электронной торговли в государствах-членах ЕАЭС ждут введение новой категории товаров и новые таможенные правила, объяснил председатель совета ТПП РФ по таможенной политике Георгий Петров.

💥Главное к утру пятницы: человечеству опять угрожает пандемия, в Петербурге сугробы, Бакальчук — обедневший миллиардер

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали сегодня в мире.

159
Кадры

Кому в первую очередь поможет новый нацпроект «Кадры»

Обновленный национальный проект «Кадры» стартует в России с 1 января 2025 года.

235

Для льготной ставки по земельному налогу нужно соблюсти 2 условия

Ставка земельного налога 0,3% – это своего рода льгота. И чтобы она была, надо соблюдать условия.

Интересные материалы

Как организовать работу с локально-нормативными актами

Локально-нормативные акты (ЛНА) — это законодательство на уровне компании. ЛНА устанавливают права и обязанности работодателя и работника по отношению друг к другу и позволяют сторонам защитить свои права в случае трудовых споров. Но сначала всех работников необходимо надлежащим образом с ЛНА ознакомить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру